Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 6 июня 2008 г. N КА-А40/4981-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июня 2008 г.
ОАО "Тулачермет" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (далее Инспекция) об обязании Инспекции возвратить Обществу из бюджета сумму излишне уплаченных штрафных санкций в размере 7 183 953 руб.
Решением Арбитражного суд г. Москвы от 29.12.2007 г., оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2008 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке статей 284 и 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.
В обоснование своих доводов Инспекция указывает на то, что отсутствуют законные основания для возврата суммы переплаты по штрафу в связи с несоблюдением налогоплательщиком требований п. 6 ст. 78 НК РФ, а именно не подано заявление о возврате суммы штрафных санкций.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы кассационной жалобы поддержал, просил суд кассационной инстанции отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт, в котором в удовлетворении требований Обществу отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель Общества возражал относительно доводов жалобы по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах и представленном в порядке ст. 279 АПК РФ отзыве на кассационную жалобу.
Обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Управление МНС России по Тульской области вынесло Решение N 4 от 21.04.2004 г., в соответствии с которым привлекло Общество к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 10 183 953 руб.
В адрес Общества было выставлено Требование N 301 об уплате налоговой санкции от 30.04.2004 г.
Общество обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным решения УМНС РФ по Тульской области от 21.04.2004 г. N 4
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 02.08.2005 г. по делу N А68-АП-241/12-04 Обществу было отказано в удовлетворении заявленных требования о признании недействительным решения УМНС РФ по Тульской области от 21.04.2004 г. N 4.
Инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с Общества штрафа в размере 10 183 953 руб. на основании решения N 4 от 21.04.2004 г.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суд Тульской области от 31.07.2006 г. по делу N А68-АП-450/12-04 суд счел возможным снизить размер налоговых санкций, заявленных ко взысканию до 3 000 000 руб., указав, что Общество добровольно уплатило недоимку по налогу на прибыль, своевременно и в полном объеме уплачивает текущие налоги и сборы.
При этом сумма налоговых санкций в размере 10 183 953 руб. была уплачена Общество до принятия судом вышеуказанного решения.
17.05.2007 г. Общество обратилось в Инспекцию с заявлением N 13ф-32 о возврате суммы излишне уплаченного штрафа в размере 7 183 953 руб.
30.05.2007 г. налоговым органом было принято решение N 241 об отказе в осуществлении возврата.
Полагая бездействия налогового органа, выразившиеся в не возврате излишне уплаченного штрафа, незаконными налогоплательщик обратился в суд с заявлением об обязании Инспекции возвратить из бюджета сумму излишне уплаченных штрафных санкций в размере 7 183 953 руб.
Принимая решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд пришел к выводу о том, что поскольку факт излишней уплаты штрафных санкций в размере 7 183 953 руб. подтвержден документально и налоговым органом не оспаривается, налогоплательщик имеет право на возврат указанной суммы в порядке ст. 78 НК РФ.
Данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе его рассмотрения.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ (в редакции от 30.12.2006 г.) "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007 г.) возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Как установлено судом в мае 2006 года Общество уплатило в бюджет штрафные санкции по решению N 4 от 21.04.2004 г. в размере 10 183 953 руб. Уплата штрафных санкции была произведена в следующем порядке: 11.05.2006 г. налоговым органом было принято решение о зачете N 269, согласно которому переплата по налогу на добавленную стоимость в размере 3 200 671 руб. была зачтена в счет уплаты штрафных санкций по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет; 05.05.2006 г. в бюджет была перечислена оставшаяся сумма штрафа в размере 6 983 282 руб. платежным поручениями N 001 на сумму 3 236 000 руб., N 5001 на сумму 44 432 руб., N 5001 на сумму 2 248 000 руб., N 5002 на сумму 700 000 руб., N 5002 на сумму 754 850 руб.
Таким образом, судом установлено, что факт уплаты штрафных санкции в размере 10 183 953 руб. документально подтвержден и Инспекцией не оспаривается.
Доводы жалобы о том, что у Общества отсутствуют законные основания для возврата суммы переплат по штрафу в связи с несоблюдением требований ст. 78 НК РФ, а именно не подано заявление о возврате, суд кассационной инстанции считает несостоятельными, поскольку налогоплательщик обращался с заявлением о возврате данной суммы (со ссылкой на ст. 78, 79 НК РФ), которое было подано в налоговый орган 21.05.2007 г. (N 13Ф-32 от 17.05.2007 года) и налоговый орган на данное заявление принял решение об отказе N 241 от 30.05.2007 года (л.д. 64, 101).
При указанных обстоятельствах, правомерными являются выводы суда о том, что Инспекция, получив заявление Общества о возврате суммы излишне уплаченного штрафа в размере 7 183 953 руб., в месячный срок должна была вернуть налогоплательщику, однако, налоговым органом этого сделано не было, в связи с чем, требования Общества обоснованны и подлежат удовлетворению.
Доказательств, опровергающих выводы суда, Инспекцией не представлено.
Иная оценка стороной обстоятельств дела и толкование закона не означает судебной ошибки.
При проверке принятых по делу решения и постановления Федеральный арбитражный суд Московского округа не установил наличие оснований для отмены судебных актов, предусмотренных ст. 288 АПК РФ.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 13.03.2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 декабря 2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2008 года по делу N А40-32403/07-114-186 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 - без удовлетворения.
Взыскать с Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 июня 2008 г. N КА-А40/4981-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании