Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 ноября 2010 г. N КГ-А40/13493-10 по делу N А40-121764/09-94-876
Резолютивная часть постановления объявлена 8 ноября 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Плюшкова Д.И.,
судей: Новоселова А.Л., Федосеевой Т.В.,
при участии в заседании:
от истца Иванушкина И.Ю., доверенность от 28.12.2009 N 42-4087, Масленникова Е.А., доверенность от 06.07.2010 N 6-6125
от ответчика Кауль Ю.М., доверенность от 01.01.2010,
рассмотрев 8 ноября 2010 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика ООО "Нефтемашсервис-С" на решение от 4 февраля 2010 года Арбитражного суда города Москвы, принятое Ерохиным А.П., на постановление от 29 июля 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Валиевым В.Р., Лаврецкой Н.В., Савенковым О.В., по иску ОАО "Мосэнергосбыт" к ООО "Нефтемашсервис-С" о взыскании 24 227 719,26 руб., установил:
Открытое акционерное общество "Мосэнергосбыт" (далее - ОАО "Мосэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Нефтемашсервис-С" (далее - ООО "Нефтемашсервис-С", ответчик) о взыскании 25.582.655,59 руб. задолженности за потребленную в апреле-июне 2009 года электрическую энергию, и 1.326.602,98 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 28.05.2009 по 21.01.2010 (с учетом заявления об увеличении исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 4 февраля 2010 года Арбитражного суда города Москвы иск удовлетворен. При этом суд исходил из законности применения к ответчику тарифной группы "Прочие потребители" и обоснованности определения объема потребленной электрической энергии по объектам Архангельской КЭЧ в мае 2009 года по договорной величине, а в июне 2009 года по установленной мощности.
Постановлением от 29 июля 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда решение изменено. С ООО "Нефтемашсервис-С" в пользу ОАО "Мосэнергосбыт" взыскано 17.526.298, 93 руб. основного долга, 888.232, 30 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, в остальной части иска отказано. Суд указал, что к ответчику должны быть применены тарифные группы "население" и "бюджетные потребители" к соответствующим группам потребления. Проценты за пользование чужими денежными средствами начислены на уменьшенную с учетом применения названных тарифов сумму основного долга.
Не согласившись с решением и постановлением, ООО "Нефтемашсервис-С" обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой (с учетом дополнения к ней), в которой просит указанные судебные акты отменить как вынесенные с неправильным применением норм материального и процессуального права, а также несоответствием выводов суда установленным по делу обстоятельствам. Заявитель полагает, что при расчете стоимости электрической энергии истец применял порядок расчета и тарифы, не подлежащие применению.
Отзыв на кассационную жалобу от истца не поступил.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на своих требованиях по доводам, изложенным в кассационной жалобе. Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, полагая решение и постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судом установлено, что на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" ООО "Нефтемашсеврис-С" заключило Государственные контракты на поставку электрической энергии с государственными заказчиками Министерства обороны РФ: ГУ 5-я комендатура эксплуатационная КЭУ г. Москвы (Государственный контракт от 16.12.2008 N31), ГУ 2-я комендатура эксплуатационная КЭУ г. Москвы (Государственный контракт от 30.12.2008 N 19), ГУ 3-я комендатура эксплуатационная КЭУ г. Москвы (Государственный контракт от 30.12.2008 N 14), ГУ Хользуновская КЭЧ района КЭУ г. Москвы (Государственный контракт от 12.01.2009 N 12), ГУ Архангельская КЭЧ района КЭУ г. Москвы (Государственный контракт от 22.12.2008 N 2).
В соответствии с пунктами 61, 62 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 ООО "Нефтемашсервис-С" обратилось к гарантирующему поставщику по соответствующей зоне деятельности ОАО "Мосэнергосбыт" с письмами о заключении договора в отношении точек поставки своих потребителей по заключенным Государственным контрактам и предоставило копии Государственных контрактов с указанием сведений о точках поставки, в которых ООО "Нефтемашсервис-С" собирается приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика, о приборах учета электрической энергии, которыми оснащены указанные точки поставки, а также информацию о выделенных лимитах бюджетных средств своих потребителей по указанным Государственным контрактам.
В связи с поданными заявками между истцом и ответчиком был заключен договор энергоснабжения от 17.032009 N 99821981 в отношении точек поставки потребителей ООО "Нефтемашсервис-С" - ГУ 5-я комендатура эксплуатационная КЭУ г. Москвы, ГУ 2-я комендатура эксплуатационная КЭУ г. Москвы, ГУ 3-я комендатура эксплуатационная КЭУ г. Москвы, ГУ Хользуновская КЭЧ района КЭУ г. Москвы, ГУ Архангельская КЭЧ района КЭУ г. Москвы.
Все вышеперечисленные потребители являются бюджетными организациями Министерства Обороны РФ и финансируются за счет бюджетных средств соответствующих уровней, что следует из дополнительных соглашений к государственным контрактам N 19, N 14, N 31, N 12, устанавливающих лимиты бюджетных обязательств и источники оплаты лимиты федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
В соответствии со статьей 1 Закона о государственном регулировании тарифов энергоснабжающая организация - это коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии. Потребитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью).
Пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
По смыслу статей 2, 3 и 5 Закона о государственном регулировании тарифов тарифы на электрическую энергию подлежат государственному регулированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования). Пунктом 59 этого акта предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию по группам потребителей (покупателей). Согласно пункту 60 Основ ценообразования на розничном рынке для целей определения регулируемых тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность), отпускаемую энергоснабжающими (энергосбытовыми) организациями другим организациям, последние рассматриваются в качестве потребителей, в отношении которых действуют положения пункта 59.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию. Пунктом 27 Методических указаний определены 4 группы потребителей электрической энергии (мощности): базовые потребители, население, прочие потребители и организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии. В целях формирования бюджетной политики в группе "Прочие потребители" потребители, финансируемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней, указываются отдельной строкой. К тарифной группе "Население" по аналогии отнесены энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электроэнергию в целях дальнейшей продажи потребителям-гражданам и (или) исполнителям коммунальных услуг. В соответствии с пунктами 29, 29.3, при расчетах тарифов на электрическую энергию, отпускаемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями другим энергоснабжающим, энергосбытовым организациям, последние рассматриваются в качестве потребителей с учетом наличия в их составе всех групп потребителей.
Таким образом, в данном случае при расчете за отпущенную электрическую энергию в точки поставки для бюджетных потребителей должен применяться тариф, установленный Постановлением РЭК г. Москвы от 30.12.2008 N 131 по тарифным группам "Бюджетные потребители" и "Население" (с учетом наличия в составе групп потребителей по заключенным договорам бытовых потребителей).
В представленном истцом расчете от 07.06.2010 с детальной расшифровкой показаний по каждому прибору учета за спорные месяцы апрель-июнь 2009 года отражена сумма 4.000.000 руб. на оплату за январь-июнь 2009 года путем отнесения 3.600.482,21 руб. на оплату энергопотребления за апрель 2009 года, 399.517,57 руб. на оплату энергопотребления за май 2009 года.
Статьями 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Проверив расчет истца от 07.06.2010, выполненный по тарифам "население" и "бюджетные потребители" к соответствующим группам потребления, согласно которому долг ответчика по оплате электрической энергии за период с 01.04.2009 по 01.07.2009 составляет 17.526.298,93 руб., апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о взыскании указанной суммы задолженности.
Расчет процентов в сумме 888.232,30 руб., начисленных на уменьшенную с учетом применения тарифов "Население" и "Бюджетные потребители" сумму основного долга в размере также является правильным и соответствует положениям закона.
В связи с изложенным, довод заявителя кассационной жалобы о том, что при расчете стоимости электрической энергии истец применял порядок расчета и тарифы, не подлежащие применению, не может быть положен в основу судебного акта, поскольку основан на ошибочном толковании норм права.
Суд полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку и вынес законные решение и постановление.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Оснований к отмене судебных актов по доводам жалобы в силу статьи 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 4 февраля 2010 года Арбитражного суда города Москвы, постановление от 29 июля 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-121764/09-94-876 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Вернуть ООО "Нефтемашсервис-С" из федерального бюджета РФ излишне уплаченную госпошлину в размере 2.000 руб. по платежному поручению N 381 от 23.09.2010.
Председательствующий судья |
Д.И. Плюшков |
Судьи |
А.Л. Новоселов |
|
Т.В. Федосеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 ноября 2010 г. N КГ-А40/13493-10 по делу N А40-121764/09-94-876
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника