Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 декабря 2010 г. N КА-А40/16326-10 по делу N А40-23742/10-112-156
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Шишовой О.А.
судей Антоновой М.К., Бочаровой Н.Н.
при участии в заседании:
от истца (заявителя)
от ответчика - Анахин С.Я. - доверенность N 03-02/09 от 22 апреля 2010 года,
рассмотрев 20 декабря 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 на решение от 31 мая 2010 г. Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Зубаревым В.Г., на постановление от 31 августа 2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Яковлевой Л.Г., Сафроновой М.С., Марковой Т.Т., по иску (заявлению) ОАО "Авиационные линии Кубани" о признании незаконными решений к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6, установил:
ОАО "Авиационные линии Кубани" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решений МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - налоговый орган, инспекция) от 15.09.2009 N 1376 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и от 08.10.2010 N 1400 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2010, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2010, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Законность судебных актов проверена в порядке ст.ст. 284 и 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
ОАО "Авиационные линии Кубани", извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы налогового органа, в судебное заседание своего представителя не направило.
Суд кассационной инстанции, с учетом мнения представителя налогового органа, совещаясь на месте и руководствуясь ст. 156 и ч. 3 ст. 284 АПК РФ, определил: рассмотреть кассационную жалобу налогового органа в отсутствие заявителя.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального права, соблюдение норм процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, заслушав представителя инспекции, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами при рассмотрении дела установлено, что по результатам камеральных проверок представленных ОАО "Авиационные линии Кубани" налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года и 1 квартал 2009 года МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N6 вынесены решения от 15.09.2009 N1376 и от 08.10.2010 N 1400 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Указанными решениями обществу на основании ст. 109 НК РФ отказано в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2009 года в размере 2.905.743 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
В обоснование своих решений инспекция указала на неправомерность применения налогового вычета по услугам, оказанным по наземному обслуживанию, обеспечению, заправке воздушных судов и хранению авиаГСМ, операции, по реализации которых в силу подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
Признавая решения налогового органа недействительными, суды обоснованно исходили из того, что Налоговый кодекс Российской Федерации не ограничивает право покупателя на вычет сумм налога на добавленную стоимость, выставленных в счетах-фактурах по приобретенным товарам (работам, услугам), реализация которых освобождена от налогообложения.
Судами при рассмотрении дела установлено, что ОАО "Авиационные линии Кубани" приобретало услуги по наземному обслуживанию, обеспечению, заправке воздушных судов и хранению авиаГСМ для осуществления перевозок пассажиров и багажа и уплачивало предъявленный ему продавцами налог на добавленную стоимость в выставленных счетах - фактурах.
В силу подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги по наземному обслуживанию воздушных судов не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (освобождаются от налогообложения), и, соответственно, налог по ним не уплачивается.
Между тем, п. 5 ст. 173 НК РФ установлены правила, предусматривающие в отношении лиц, получающих от покупателей или заказчиков суммы налога на добавленную стоимость в нарушение положений главы 21 Кодекса, следующие налоговые последствия: лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг), операции с которыми не подлежат налогообложению, исчисляют и уплачивают налог на добавленную стоимость в случае выставления ими покупателям счетов-фактур с выделением суммы налога.
Поскольку поставщики заявителя, оказавшие услуги, освобожденные от уплаты НДС, в нарушение подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, п. 3 ст. 169 НК РФ выставляли заявителю счета-фактуры, в которых указаны суммы налога на добавленную стоимость, они в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ должны уплатить полученные суммы налога в бюджет. Поэтому общество оплачивало счета-фактуры и, руководствуясь положениями ст.ст. 169, 171 и 172 НК РФ, отразило эти суммы в поданных за 4 квартал 2008 года и 1 квартал 2009 года налоговых декларациях в качестве налоговых вычетов.
Доказательства согласованности действий налогоплательщика и его поставщиков налоговым органом в нарушение ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ не представлены.
На неуплату контрагентами общества налога на добавленную стоимость в бюджет по спорным счетам-фактурам налоговая инспекция также не ссылается.
При таких обстоятельствах, обоснованным является вывод судов о том, что предъявленные поставщиками услуг в счетах-фактурах суммы налога на добавленную стоимость подлежат вычету в соответствии со ст.ст. 171 и 172 НК РФ.
Данный вывод судов согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Президиума от 30.01.2007 N 10627/06.
Право на уменьшение общей суммы налога, исчисленной в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты предоставлено налогоплательщику п.п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, при наличии соответствующих первичных документов.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, общество приобретало услуги по наземному обслуживанию воздушных судов для осуществления операций (оказания услуг по перевозке), являющихся объектом обложения НДС, при этом право на вычет подтверждено заявителем представленными счетами-фактурами, претензий к оформлению которых налоговым органом не заявлено.
С учетом изложенного, вывод судов о подтверждении обществом права на налоговый вычет по указанным услугам соответствует установленным при рассмотрении дела обстоятельствам и действующему законодательству.
Суд кассационной инстанции полагает, что судами при рассмотрении спора правильно определен предмет доказывания по делу, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов сторон, и сделан правильный вывод по делу.
В кассационной жалобе не приведено обстоятельств, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ могли бы явиться основанием для отмены принятых по делу обжалуемых судебных актов.
Иная оценка налоговым органом установленных судом обстоятельств, а также иное толкование законодательства не свидетельствует о судебной ошибке и не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2010 года по делу N А40-23742/10-112-156 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Шишова |
Судьи |
М.К. Антонова |
|
Н.Н. Бочарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 декабря 2010 г. N КА-А40/16326-10 по делу N А40-23742/10-112-156
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника