Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Федосеевой Т.В.
судей Завирюха Л.В., Чалбышевой И.В.
при участии в заседании:
от истца Богатов Д.В. - дов. N СР 07/10-161 от 31.12.10,
от ответчика Ходанович В.А. - дов. N 5 от 09.04.10,
от ФАС России: Романенкова И.И. - дов. N ИА/14170 от 11.05.10,
рассмотрев 17 февраля 2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу лица, не участвующего в деле - Федеральной антимонопольной службы России на решение от 15 июня 2010 г. Арбитражного суда города Москвы принятое судьей Шустиковой С.Н. на постановление от 8 сентября 2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда принятое судьями Крыловой А.Н.,Басковой С.О., Елоевым А.М. по иску НП "Совет рынка" о взыскании 2000000 руб. к ООО "Энергетическая компания оптового рынка" установил:
некоммерческое партнерство "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" (далее - НП "Совет рынка") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Энергетическая компания оптового рынка" (далее - ООО "Энергетическая компания оптового рынка") о взыскании 2000000 руб. - задолженности по уплате вступительного (единовременного) членского взноса.
Исковые требования заявлены на основании ст.ст. 8, 14 ФЗ "О некоммерческих организация" ст.ст. 11, 12, 153, 307, 309 ГК РФ и мотивированы тем, что в силу ст. 35 ФЗ "Об электроэнергетике" юридическое лицо, намеревающееся получить статус субъекта оптового рынка и участвовать в обращении электрической энергии на оптовом рынке должно выполнить ряд процедур, среди которых - вступление в члены НП "Совет рынка", и, соответственно, уплата вступительного членского взноса, установленного общим собранием членов партнерства в размере 5000000 руб.
Решением от 15.06.2010 г. Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 8 сентября 2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
Удовлетворяя иск, суды обеих инстанций мотивировали свой вывод тем, что ООО "Энергетическая компания оптового рынка", принятое в члены НП "Совет рынка", обязано исполнять установленную Уставом НП "Совет рынка" обязанность по уплате вступительного (единовременного) членского взноса, определенного решением общего собрания членов партнерства в размере 5000000 руб.
На принятые судебные акты в порядке ст. 42 АПК РФ Федеральной антимонопольной службой России (далее - ФАС России) подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение с указанием на их необходимость привлечения к участию ФАС России. По мнению заявителя, судебные акты, принятые по настоящему делу, существенно влияют на права и обязанности ФАС России по отношению к НП "Совет рынка", поскольку решением ФАС России установление истцом размера вступительного членского взноса в размере 5000000 руб. признано нарушением антимонопольного законодательства и НП "Совет рынка" предписано не препятствовать доступу на оптовый рынок электроэнергии и мощности лицам, не оплатившим вступительный взнос в размере 5000000 руб.
Заявитель полагает, что действия НП "Совет рынка" по требованию уплаты взноса в указанном размере являются злоупотреблением правом.
Заявитель указывает также на то, что в силу п. 7 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган имеет право участвовать в рассмотрении судами дел, связанных с применением и(или) нарушением антимонопольного законодательства, возбужденных на основании исков, заявлений иных лиц.
В отзыве на кассационную жалобу, НП "Совет рынка" возражает против доводов заявителя, просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
В заседании суда кассационной инстанции представители ФАС России и ответчика поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.
Выслушав представителей сторон и заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене в связи со следующим.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства.
Согласно п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. N 30 (в редакции от 14.10.2010 г.) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", антимонопольный орган в силу п. 7 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции имеет право участвовать в рассмотрении судами дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства, возбуждаемых на основании исков, заявлений иных лиц. Поэтому, рассматривая дела, возбужденные на основании исков, заявлений иных лиц, арбитражный суд должен известить антимонопольный орган для обеспечения возможности его участия. При этом процессуальный статус антимонопольного органа определяется исходя из характера рассматриваемого спора.
Как указывает антимонопольный орган, решением от 25.03.2009 г. N 110/108-08 ФАС России НП "Совет рынка" признано нарушившим ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением, результатом которого явилось ущемление интересов других лиц, а именно: создание препятствий доступу хозяйствующим субъектам на оптовый рынок электроэнергии и мощности посредством установления вступительного членского взноса в размере 5000000 руб.
Этим же решением вынесено предписание НП "Совет рынка" в срок до 17.05.2009 г. осуществлять действия, направленные на установление дифференцированного вступительного взноса в НП "Совет рынка", не создающего препятствий доступу на оптовый рынок электроэнергии и мощности хозяйствующим субъектам.
При таких обстоятельствах вопрос о том, не направлены ли предъявленные истцом требования на уклонение от исполнения вынесенного в адрес НП "Совет рынка" предписания ФАС России от 25.03.2009 г. N 110/108-08 не мог быть разрешен без участия антимонопольного органа.
Между тем, материалы дела не содержат сведений о том, что арбитражный суд извещал антимонопольный орган о рассмотрении настоящего дела, в связи с чем суд не обеспечил возможность его участия.
На основании изложенного, принятые по делу судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, поэтому они подлежат отмене на основании ст. 288 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, рассмотреть вопрос о привлечении ФАС России к участию в деле в соответствующем процессуальном статусе по заявленным истцом исковым требованиям, проверить правомерность заявленных требований с учетом решения антимонопольного органа от 25.03.2009 г. и с учетом установленного принять законным и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 15 июня 2010 года Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2010 года по делу N А40-30590/10-138-242 - отменить, дело N А40-30590/10-138-242 направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В. Федосеева |
Судьи |
Л.В. Завирюха |
|
И.В. Чалбышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. N 30 (в редакции от 14.10.2010 г.) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", антимонопольный орган в силу п. 7 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции имеет право участвовать в рассмотрении судами дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства, возбуждаемых на основании исков, заявлений иных лиц. Поэтому, рассматривая дела, возбужденные на основании исков, заявлений иных лиц, арбитражный суд должен известить антимонопольный орган для обеспечения возможности его участия. При этом процессуальный статус антимонопольного органа определяется исходя из характера рассматриваемого спора.
Как указывает антимонопольный орган, решением от 25.03.2009 г. N 110/108-08 ФАС России НП "Совет рынка" признано нарушившим ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением, результатом которого явилось ущемление интересов других лиц, а именно: создание препятствий доступу хозяйствующим субъектам на оптовый рынок электроэнергии и мощности посредством установления вступительного членского взноса в размере 5000000 руб.
...
решение от 15 июня 2010 года Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2010 года по делу N А40-30590/10-138-242 - отменить, дело N А40-30590/10-138-242 направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 февраля 2011 г. N КГ-А40/745-11 по делу N А40-30590/10-138-242
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/745-11