"Процедура отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок является общедоступной"
(интервью с И.А. Сорокиной, руководителем Управления ФНС России по Московской области)
За последнее время в процедуру налогового администрирования внесено немало изменений, о которых журнал уже не раз подробно писал (например, в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ). Тем не менее отдельные моменты (в частности, порядок проведения проверок и применения новых размеров штрафных санкций) по-прежнему вызывают вопросы у читателей. Это стало поводом к блиц-интервью с руководителем Управления ФНС России по Московской области Ириной Алексеевной Сорокиной.
Ирина Алексеевна, осенью 2010 года вышел приказ ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@, внесший изменения в Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденную приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333. Как в связи с этим изменилась процедура отбора налогоплательщиков для выездных проверок?
- Да, действительно, в сентябре 2010 года ФНС России актуализировала критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. В целом процедура отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок осталась прежней. Одно из уточнений вызвано изменениями налогового законодательства, касающимися увеличения предельного размера доходов, определяемого по итогам отчетного (налогового) периода налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с 24,8 млн. до 60 млн. руб. В основном перечисленные в измененной Концепции критерии использовались и ранее налоговыми органами в рамках предпроверочного анализа для планирования выездных налоговых проверок, а также проведения комиссий по легализации налоговой базы, в частности:
- статистические данные в отношении налоговой нагрузки для налогоплательщика в определенной отрасли;
- уровень рентабельности по видам экономической деятельности;
- убыток по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год.
Изменения предоставили возможность налоговым органам более объективно осуществлять отбор кандидатов для выездных налоговых проверок, при этом и налогоплательщику предоставлена возможность самостоятельно оценить риски в своей финансовой деятельности по расширенному спектру критериев.
Какими документами налогоплательщик сможет подтвердить убыток от финансово-хозяйственной деятельности?
- Убыток от финансово-хозяйственной деятельности у налогоплательщика образуется в случае превышения расходов над доходами. Объективной причиной появления убытков могут служить только экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении предпринимательской деятельности. Замечу, что убыток, отраженный плательщиком в налоговой декларации по налогу на прибыль, должен быть сформирован в строгом соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса и не всегда может совпадать с размером балансового убытка. Документы, подтверждающие полученные убытки, должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ либо в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, если соответствующие расходы были произведены за пределами Российской Федерации.
Требование о представлении проверяемым лицом документов может быть передано проверяющими руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично или направлено в электронном виде по ТКС. А если такими способами передать требование невозможно, то оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления письма. Что означает невозможность вручения налогоплательщику требования о представлении документов: отсутствие организации по юридическому адресу или отсутствие у налогового органа информации о ее фактическом адресе? Как организация сможет доказать, что не получала требования?
- В соответствии со статьей 93 НК РФ невозможностью вручения требования о представлении документов (информации) может являться факт уклонения налогоплательщика от получения соответствующего требования.
Налоговым кодексом не установлена зависимость факта получения требования о представлении документов (информации), направленного посредством почтовой связи, от фактического получения данного требования налогоплательщиком. Поэтому требование о представлении документов (информации), направленное посредством почтовой связи, считается им полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления соответствующего заказного письма.
Налогоплательщик сможет доказать, что не получил требование о представлении документов (информации), при условии, что он не уклонялся от получения соответствующего требования или налоговый орган фактически не направлял налогоплательщику требование о представлении документов (информации). Я думаю, что для добросовестных налогоплательщиков такой проблемы не существует. Они в основном получают требования лично, либо письмо находит своего адресата.
В каком размере налогоплательщику придется уплатить минимальный штраф, если он подал налоговую декларацию позднее установленного срока, но до 2 сентября 2010 года, а решение о привлечении к ответственности было вынесено после 2 сентября?
- В случае если налогоплательщик подал декларацию до 2 сентября 2010 года, а решение о привлечении к налоговой ответственности за несвоевременное представление указанной декларации должно быть вынесено после этой даты, минимальный размер штрафа за такое налоговое правонарушение должен составить 100 руб., и вот почему. С 2 сентября 2010 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ в статью 119 НК РФ и касающиеся увеличения размера штрафной санкции до 1000 руб. Вместе с тем, как следует из статьи 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, не имеют обратной силы. Значит, они не могут распространяться на правонарушения, возникшие до вступления в силу соответствующих изменений. Поэтому в рассматриваемой ситуации необходимо применять штрафную санкцию в размере 100 руб.
Чтобы исключить негативные последствия при рассмотрении судебных споров по рассматриваемому вопросу, мы обратились в судебные органы и попросили суд прокомментировать положения статьи 119 НК РФ с учетом изменений, внесенных названным федеральным законом, и получили подтверждение данной позиции.
Кроме того, Федеральная налоговая служба письмом от 15.12.2010 N ШС-37-7/17729@ разъяснила указанную позицию и довела ее до территориальных налоговых органов для руководства в работе.
В настоящее время регионы перешли на новое программное обеспечение "ГНИВЦ-Прием-Регион". В связи с этим налогоплательщики, сдающие отчетность по ТКС с помощью представителя, должны перед отправкой отчетности подать в налоговую инспекцию доверенность. Будет ли декларация считаться непредставленной, если не подана доверенность? А если доверенность поступила в инспекцию позже декларации?
- Да, налоговая декларация не будет принята в налоговом органе, если первоначально в инспекцию не подана доверенность. Такой порядок был и до перехода на новое программное обеспечение. Об этом налогоплательщику направляется соответствующее уведомление с указанием причины отказа в приеме декларации. После получения данного уведомления налогоплательщик должен устранить указанное несоответствие в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Добавлю, что новое программное обеспечение упростило проведение проверки соответствия электронной цифровой подписи (наличие доверенности) и направление уведомления в автоматизированном режиме.
Статья 230 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ больше не содержит исключений по представлению справок по форме 2-НДФЛ в отношении индивидуальных предпринимателей. Означает ли это, что в отношении предпринимателей налоговые агенты теперь также должны представлять справки о доходах? Нужно ли представлять такие справки уже за 2010 год?
- Нет, не означает. Данная поправка, по нашему мнению, носит технический характер, так как норма статьи 230 НК РФ, утратившая силу с 1 января 2011 года, согласно которой не представляются сведения о выплаченных индивидуальным предпринимателям доходах, фактически дублирует норму статьи 226 НК РФ. В этой статье определено, что исчисление сумм и уплата НДФЛ производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Поскольку источник выплаты дохода не признается налоговым агентом в случае, если выплаты производятся индивидуальным предпринимателям, то и сведения о выплаченных индивидуальным предпринимателям доходах по форме 2-НДФЛ подавать в налоговые органы не нужно.
Справка. Ирина Алексеевна Сорокина, государственный советник РФ 3-го класса. В 1985 году с отличием окончила Московский финансовый институт по специальности "финансы и кредит". В финансовой системе с 1985 года. В налоговых органах Московской области с момента создания. С июня 2007 года назначена руководителем УФНС России по Московской области. Заслуженный экономист Московской области. Награждена медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
Беседовали
Н. Попова,
О. Смолина
"Российский налоговый курьер", N 1-2, январь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99