У нас торговая организация, осуществляем перевозки товара. Подскажите, пожалуйста, возможно ли перевести водителей с пятидневной рабочей недели с оплатой в оклад на суммированный учет рабочего времени исходя из оклада (то есть по графику). Как оплачивать работу водителя, если рабочая смена составит 16 ч (рабочее время начинается в 4.00 и заканчивается в 21.00)?
Перевести работников (в данном случае - водителей) на суммированный учет рабочего времени можно с соблюдением условий, установленных ст. 104 Трудового кодекса РФ. Ею предусмотрено, что, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и т.д., но не более года) не должна превышать нормальное число рабочих часов за данный период.
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для определенной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
Таким образом, работники могут быть переведены на суммированный учет рабочего времени, при котором учетный период может быть месячным, квартальным, полугодовым или годовым. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю (ст. 91 ТК РФ). Определенная графиком работы (сменности) водителей продолжительность рабочего времени за день или неделю может отклоняться от установленной нормы рабочих часов, но в целом должна равняться количеству рабочих часов согласно установленной норме за учетный период. Переработка в одни дни (недели) может погашаться недоработкой в другие дни (недели).
Статьей 329 Трудового кодекса РФ установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 было утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение). Оно распространяется на водителей (за исключением занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей.
Согласно п. 7 и 8 Положения нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 ч в неделю. При установлении для водителей суммированного учета рабочего времени учетный период составляет один месяц. На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до шести месяцев.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 ч, за исключением случаев, предусмотренных п. 10-12 Положения (до 12 ч при междугородных перевозках, на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, при перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб и иных подобных перевозках).
Таким образом, общая продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать нормальное число рабочих часов за месячный учетный период. Определение нормы рабочего времени осуществляется на основании производственного календаря. Например, в ноябре 2010 г. в соответствии с производственным календарем норма рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе составляет 167 ч.
Превышение данных норм является сверхурочной работой, которая также лимитирована трудовым законодательством: она не должна превышать для каждого водителя 120 ч в год (ст. 99 Трудового кодекса РФ). При суммированном учете рабочего времени исходя из определения сверхурочной работы подсчет часов переработки ведется после окончания учетного периода. В этом случае работа сверх нормального числа рабочих часов за месячный учетный период оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за все остальные часы - не менее чем в двойном размере (письмо Минздравсоцразвития России от 31.08.2009 N 22-2-3363).
В соответствии с указанными требованиями Положения продолжительность ежедневной смены с 4.00 до 21.00, то есть 17 ч в день, для одного водителя не допускается. В силу п. 10 Положения, если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 ч, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
Суммированный учет рабочего времени предполагает, как правило, сменную работу. Значит, работодатель должен составить графики сменности для водителей, не допускающие превышения нормального числа рабочих часов за месячный учетный период. Для этого нужно издать приказ о введении сменного графика работы, после чего должны быть внесены изменения в правила внутреннего трудового распорядка. В них указывается, что в отношении водителей устанавливается сменный график работы, продолжительность ежедневной смены, время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней.
Что касается оплаты труда, если водителю установлен должностной оклад, то он выплачивается полностью при условии отработки всех смен по графику. Если водитель отработает не все смены в месяце, то заработная плата ему начисляется пропорционально отработанному времени.
Во втором случае следует рассчитать часовую тарифную ставку, которая определяется исходя из месячной нормы рабочего времени. Например: должностной оклад водителя - 30 000 руб., график сменности - два рабочих дня/двое суток отдыха, то есть в ноябре 2010 г. - 16 смен. Норма рабочего времени в этом месяце при 40-часовой рабочей неделе составляет 167 ч. Таким образом, часовая тарифная ставка водителя составит 179 руб. 64 коп. (30 000 руб. : 167 ч). Расчет заработной платы за месяц производят путем умножения количества часов, отработанных сотрудником за месяц, на часовую тарифную ставку. То есть если водитель отработал, к примеру, только 14 смен из 16, то заработная плата за ноябрь будет равна 25 149 руб. 60 коп. (179 руб. 64 коп. х 14 смен x 10 ч).
Е. Проказин,
"ЭЖ"
1 декабря 2010 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 12, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru