Комментарии к нормативным документам
Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 285-ФЗ "О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
Уточнен порядок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и права на получение возмещения НДС при осуществлении внешнеторговых бартерных операций. Соответствующие изменения внесены в ст. 165 НК РФ.
В случае совершения налогоплательщиком внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, при осуществлении которых товары ввозятся на территорию РФ, выполняются работы (оказываются услуги), налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации, выполнение работ (оказание услуг) и их оприходование.
В случае осуществления налогоплательщиком внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, при осуществлении которых товары не ввозятся на территорию РФ, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), предусмотренные условиями внешнеторговой товарообменной (бартерной) операции, подтверждающие получение им этих товаров за пределами территории РФ (на ее территории) и их оприходование.
В случае если товары (работы, услуги) по внешнеторговой товарообменной (бартерной) операции получены налогоплательщиком от третьего лица, не указанного в данной внешнеторговой товарообменной (бартерной) операции в качестве лица, передающего товары (работы, услуги) за иностранное лицо, в налоговые органы дополнительно представляются документы (их копии), подтверждающие, что это третье лицо передало налогоплательщику товары (работы, услуги) во исполнение обязательств иностранного лица по передаче налогоплательщику товаров (работ, услуг) по вышеуказанной товарообменной (бартерной) операции. В случае если товары (работы, услуги) по внешнеторговой товарообменной (бартерной) операции получены налогоплательщиком от третьего лица, указанного в данной операции в качестве лица, передающего товары (работы, услуги) за иностранное лицо, представление в налоговые органы дополнительных документов не требуется.
Изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона N 285-ФЗ и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость. Начало действия документа (за исключением отдельных положений) - 21.11.2010.
Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 292-ФЗ "О внесении изменений в статью 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах"
В соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" лицо, которое приобрело более 30% общего количества обыкновенных привилегированных акций открытого общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение).
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N 292-ФЗ, такие требования не применяются в следующих случаях:
- приобретение акций в результате их внесения Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, владельцем более 50% обыкновенных акций которого является или становится в результате внесения такого вклада Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
- приобретение акций, вносимых в оплату размещаемых путем закрытой подписки дополнительных акций открытого акционерного общества, включенного в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом РФ.
Федеральный закон N 292-ФЗ вступает в силу с 20.11.2010 г.
Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 76 и 86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке применяется, как правило, для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа.
В соответствии с изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом N 287-ФЗ, банк обязан сообщить в налоговый орган в электронном виде сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в течение 3 дней после дня получения решения налогового органа.
Теперь банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение 3 дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.
Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством РФ в течение 3 дней со дня получения запроса налогового органа.
Изменения вступают в силу с 10.12.2010 г.
Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 300-ФЗ "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Внесены изменения в порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль страховыми организациями, осуществляющими выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). В частности, расширены перечни доходов и расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль. К доходам страховых организаций относятся:
- сумма положительной разницы, возникшей у страховщика, осуществившего прямое возмещение убытков, в результате превышения средней суммы страховой выплаты, полученной от страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность лица, причинившего вред, над суммой выплаты потерпевшему, осуществленной в порядке прямого возмещения убытков в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- сумма положительной разницы, возникшей у страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность лица, причинившего вред, в результате превышения страховой выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, осуществленной в порядке прямого возмещения убытков, над средней суммой страховой выплаты, возмещенной страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
При расчете налога на прибыль страховые организации могут теперь учесть следующие расходы:
- сумма отрицательной разницы, возникшей у страховщика, осуществившего прямое возмещение убытков, в результате превышения выплаты потерпевшему, осуществленной в порядке прямого возмещения убытков в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, над средней суммой страховой выплаты, полученной от страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность лица, причинившего вред;
- сумма отрицательной разницы, возникшей у страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность лица, причинившего вред, в результате превышения средней суммы страховой выплаты, возмещенной страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, над страховой выплатой по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, осуществленной в порядке прямого возмещения убытков в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Федеральный закон N 300-ФЗ вступает в силу с 1 января 2011 г., но не ранее чем через один месяц со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.
Решение ВАС РФ от 8 октября 2010 г. N ВАС-9939/10 "О признании недействующими пункта 13 и подпунктов 1-3 пункта 15 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина РФ и МНС РФ от 13.08.2002 N БГ-3-04/430"
ВАС РФ были рассмотрены отдельные положения Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок учета доходов и расходов), утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430.
Было отмечено, что установленные п. 15 Порядка учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей, применяющих кассовый метод, особенности учета расходов, определяющие период их признания для целей налогообложения моментом получения дохода (что влечет невозможность учета понесенных для изготовления продукции затрат в периоде их осуществления в случае, если произведенная продукция не была в этом периоде реализована и оплачена покупателями), не соответствуют п. 1 ст. 221, ст. 273 НК РФ.
Статья 273 НК РФ, регламентируя для организаций порядок признания доходов и расходов при кассовом методе, не устанавливает положений, определяющих момент учета понесенных расходов датой получения соответствующего дохода.
Был сделан вывод о том, что закрепление в пункте 13 Порядка учета доходов и расходов положения об обязательности применения индивидуальными предпринимателями исключительно кассового метода учета доходов и расходов не соответствует п. 1 ст. 273 НК РФ.
Глава 25 НК РФ, определяя порядок признания доходов и расходов, закрепляет в ст. 271-273 НК РФ два метода - начисления и кассовый. При этом согласно п. 1 ст. 273 НК РФ выбор кассового метода - это право организации при условии ее соответствия требованиям, указанным в этой норме.
Предоставление же индивидуальным предпринимателям права выбора применения кассового метода необходимо, поскольку в силу п. 4 ст. 227 НК РФ индивидуальные предприниматели при получении убытка в текущем налоговом периоде не имеют права на уменьшение на сумму этого убытка доходов будущих периодов. Данный же убыток может возникнуть в том числе ввиду особенностей налогового учета и признания фактически понесенных расходов ранее момента получения дохода от реализации товаров (работ, услуг), для изготовления (выполнения, оказания) которых эти расходы были понесены.
Суд не согласился с доводами Минфина России и ФНС России о допустимости закрепленного в подп. 1-3 п. 15 Порядка учета доходов и расходов порядка как основанного на реализации предусмотренного п. 1 ст. 221 НК РФ принципа непосредственной связи расходов с полученным доходом, что возможно лишь при учете расходов для целей налогообложения в момент получения соответствующего дохода.
Индивидуальные предприниматели, избравшие кассовый метод признания доходов и расходов, согласно п. 3 ст. 273 НК РФ вправе учесть для целей налогообложения понесенные расходы после их фактической оплаты. При этом данная норма НК РФ не связывает момент учета расходов с датой получения дохода от реализации товаров (работ, услуг), для изготовления (выполнения, оказания) которых эти расходы были понесены. Пункт 3 ст. 273 НК РФ в качестве общего правила устанавливает положение, определяющее период учета понесенных налогоплательщиком расходов моментом их оплаты или прекращения обязательства по оплате иным способом. При этом помимо названного общего требования об оплате п. 3 ст. 273 НК РФ только лишь для расходов по приобретению сырья и материалов установлено дополнительное условие (условие о списании сырья и материалов в производство), наступление которого необходимо для признания данного вида расходов для целей налогообложения.
Реализованный в подп. 1-3 п. 15 Порядка учета доходов и расходов принцип учета расходов в момент получения дохода от реализации товаров (работ, услуг), для изготовления (выполнения, оказания) которых эти расходы были понесены, характерен для метода начисления. Вместе с тем следует отметить, что и при применении метода начисления согласно п. 1 ст. 272, п. 2 ст. 318 НК РФ в момент реализации товаров подлежит признанию лишь та часть расходов, связанных с производством реализованных товаров, которые в силу п. 1 ст. 318 НК РФ относятся к категории прямых расходов. Расходы на производство товаров, относящиеся к категории косвенных, согласно п. 2 ст. 318 НК РФ учитываются для целей налогообложения в полном объеме в периоде их осуществления с учетом соответствующих требований НК РФ.
Таким образом, неправомерно установление для индивидуальных предпринимателей, избравших кассовый метод учета доходов и расходов, дополнительных условий для признания расходов, не предусмотренных ст. 273 НК РФ.
Решением ВАС РФ п. 13 и подп. 1-3 п. 15 Порядка учета доходов и расходов признаны не соответствующими НК РФ и недействующими.
Постановление правительства России от 12 октября 2010 г. N 812 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2011 год"
В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" установлены на 2011 г.:
- минимальная величина пособия по безработице в размере 850 руб.;
- максимальная величина пособия по безработице в размере 4900 руб.
Приказ Минкультуры России от 25 августа 2010 г. N 558 "Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения"
Утвержден "Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения". Начало действия документа - 01.10.2010 г.
Документ подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" с учетом положений других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих состав и сроки хранения отдельных видов документов.
Перечень состоит из 12 разделов и включает типовые управленческие архивные документы, образующиеся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при осуществлении однотипных управленческих функций независимо от формы собственности, с указанием сроков хранения.
Сроки хранения документов на бумажных и электронных носителях указаны с учетом того, что их исчисление производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством.
В разделе "Документы" на стр. 133-139 приведена таблица, содержащая новые сроки хранения основных бухгалтерских, налоговых и кадровых документов.
Приказ Минфина России и ФНС России от 28 сентября 2010 г. N ММВ-7-8/469@ "Об утверждении порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами"
Приказом утвержден новый порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами. Признан утратившим силу приказ ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798 "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов".
Документ подготовлен с учетом изменений, которые были внесены Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ в главу 9 НК РФ, определяющую порядок изменения сроков уплаты налогов и сборов. Определены: налоговые органы, уполномоченные на принятие решений об изменении сроков уплаты платежей, установлены перечни документов, представляемых в налоговые органы, предусмотрены формы необходимых документов.
Решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов, пеней и штрафов в форме отсрочки и рассрочки на срок, не превышающий 1 год, а также в форме инвестиционного налогового кредита (за исключением налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ) принимаются ФНС России.
Решения об изменении сроков уплаты региональных и местных налогов, пеней и штрафов в форме отсрочки и рассрочки на срок, не превышающий 1 год, а также решения об изменении сроков уплаты местных налогов в форме инвестиционного налогового кредита принимаются управлением ФНС России по субъекту РФ по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований.
Решения об изменении срока уплаты налога на доходы физических лиц, подлежащего уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, принимаются инспекцией ФНС России по месту жительства заинтересованного лица, а в случае, если сумма налога с указанных доходов превышает 100 000 руб., решение об изменении срока его уплаты принимается инспекцией ФНС России по месту жительства заинтересованного лица по согласованию с управлением ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Приказ Минфина России и ФНС России от 5 октября 2010 г. N ММВ-7-11/479@ "Об утверждении формы налогового уведомления"
Утверждена единая форма налогового уведомления по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц. Налоговое уведомление формируется в зависимости от наличия у физического лица объектов налогообложения по одному налогу или нескольким налогам, подлежащим уплате, в том числе за предыдущие налоговые периоды при перерасчете сумм налогов.
При наличии у физического лица объектов налогообложения по нескольким налогам и совпадении сроков их уплаты формируются разделы налогового уведомления по каждому налогу.
Если налоговое уведомление вручается налогоплательщику лично, формируется отрывной корешок, содержащий информацию о подлежащих уплате суммах налогов, в котором налогоплательщик расписывается при получении налогового уведомления.
В случае получения налоговым органом сведений, приводящих к перерасчету суммы налога, указанной в ранее направленном налогоплательщику налоговом уведомлении, формируется раздел налогового уведомления только по налогу, по которому произошли изменения.
Приказ Минэкономразвития России от 27 октября 2010 г. N 519 "Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2011 год"
На 2011 г. коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход в соответствии с гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ, установлен в размере 1,372.
Письмо ФСС России от 10 августа 2010 г. N 02-02-01/08-4003
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" лица, подлежащие обязательному социальному страхованию (матери, отцы, другие родственники, опекуны), фактически осуществляющие уход за ребенком и находящиеся в отпуске по уходу за ним, имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
При этом указанной статьей гарантировано сохранение права лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, на получение пособия в случае работы на условиях неполного рабочего времени или на дому.
Застрахованному лицу, оформившему по месту работы отпуск по уходу за ребенком и работающему на дому, выплачивается и ежемесячное пособие по уходу за ребенком (40% среднего заработка), и заработная плата (пропорционально отработанному времени).
Письмо Минфина России от 12 октября 2010 г. N 03-04-05/7-617
Письмом разъясняется порядок получения стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на ребенка-студента.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет в размере 1000 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется, в частности, на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя.
Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 руб.
Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супруга (супруги) родителя.
Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения. Таким образом, НК РФ закреплено право получения родителями стандартного налогового вычета только в период обучения ребенка по очной форме.
С месяца, следующего за месяцем окончания учебы, физическое лицо утрачивает право получения стандартного налогового вычета на ребенка-студента, несмотря на то, что его ребенок не достиг 24-летнего возраста.
Письмо ФНС России от 19 октября 2010 г. N ШС-37-3/13654@ "О направлении письма Минфина России по вопросу применения норм статьи 269 НК РФ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ"
Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" внесены изменения в п. 1 ст. 269 НК РФ, а также указанная статья дополнена пунктом 1.1.
Так, согласно п. 1.1 ст. 269 НК РФ (в редакции Закона N 229-ФЗ) при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается:
- с 1 января по 31 декабря 2010 г. включительно - равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;
- с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. включительно - равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка РФ и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
В отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г., при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), с 1 января по 30 июня 2010 г. включительно принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 2 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
В соответствии с п. 9 ст. 10 Федерального закона N 229-ФЗ изменения, внесенные в ст. 269 НК РФ, применяются в отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, осуществленных с 1 января 2010 г.
В п. 1 ст. 10 Закона N 229-ФЗ указано, что данный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых указанной статьей установлены иные сроки вступления в силу. Текст закона N 229-ФЗ опубликован в "Российской газете" 2 августа 2010 г.
Учитывая изложенное, организации вправе применять новые нормативы, установленные Законом N 229-ФЗ, при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, осуществленных с 1 января 2010 г., по истечении месяца с момента официального опубликования текста Закона N 229-ФЗ.
"Консультант бухгалтера", N 12, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru