Комментарий к Федеральным законам от 08.12.2010 N 331-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", от 08.12.2010 N 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Согласно ст. 21 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) дифференцированные по классам профессионального риска страховые тарифы, по которым исчисляются взносы на указанные цели, устанавливаются федеральным законом.
Федеральным законом от 08.12.2010 N 331-ФЗ (далее - Федеральный закон N 331-ФЗ) определено, что, как и в предыдущие годы, в 2011 году и в плановый период 2012-2013 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями по тарифам и в порядке, установленном Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (далее - Закон N 179-ФЗ).
Это означает, что сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2010 году, - 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5% к начисленной по всем основаниям оплате труда (доходу) застрахованных лиц) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
Для стимулирования работодателей к более активному включению инвалидов в трудовой процесс сохраняется льгота по уплате страховых взносов на данный вид страхования, которая предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм, а не только входящие в состав общественных общероссийских организаций инвалидов, уплачивают указанные страховые взносы в размере 60% сумм установленных страховых тарифов в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам - инвалидам I, II и III групп.
Также только 60% суммы установленного страхового тарифа (со всех выплат) отчисляется следующими категориями работодателей:
а) общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;
б) организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%;
в) учреждениями, которые созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
В то же время Федеральный закон N 331-ФЗ включает в себя и одно изменение по сравнению с порядком, действовавшим в предшествующие годы. Закон N 179-ФЗ подразумевает, что страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются в процентах к начисленной по всем основаниям оплате труда (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
В связи с этим укажем, что согласно п. 3 ст. 22 Закона N 125-ФЗ Правительство РФ определяет Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила). В настоящее время они утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184.
В пункте 3 Правил также сказано, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Далее указывается, что страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ*(1) (далее - Перечень), который включает в себя, в частности, вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера (п. 22). Правда, это положение не действовало, если гражданско-правовым договором предусматривалась уплата страховых взносов.
Согласно Федеральному закону N 331-ФЗ страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний теперь определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам лиц и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в силу Закона N 125-ФЗ.
Как видим, данные страховые взносы станут исчисляться в основном от тех же выплат, которые являются объектом обложения для иных страховых взносов, рассчитываемых в соответствии с Законом о страховых взносах*(2). Это подтверждает и изменение в абз. 13 ст. 3 Закона N 125-ФЗ, из которого следует, что теперь страховой тариф - ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам лиц и включаемых в базу для начисления страховых взносов согласно ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ (Федеральный закон от 08.12.2010 N 348-ФЗ (далее - Федеральный закон N 348-ФЗ)).
Здесь же аналогично формулируется и новое понятие "заработок застрахованного".
Правда, в п. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах уточняется, что объектом обложения страховыми взносами в ПФР, ФСС, ФОМС все-таки являются не все гражданско-правовые договоры, а только те, предмет которых - выполнение работ или оказание услуг. Кроме того, Закон о страховых взносах предусматривает, что страховыми взносами облагаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Тем не менее при расчете размера ежемесячной страховой выплаты по-прежнему учитываются вознаграждения по гражданско-правовым и авторским договорам, если с них начислялись страховые взносы страховщику (ст. 12 Закона N 125-ФЗ). Причем, похоже, по недосмотру законодателей эта норма, приведенная в абз. 1 п. 1 ст. 12 Закона N 125-ФЗ, теперь фактически воспроизводится в двух предложениях подряд.
Ссылка на ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ имеет важное значение. В данном законе впервые разъяснено, что входит в объект обложения страховыми взносами и как определить базу для их начисления. Причем, хотя при раскрытии понятия "заработок застрахованного", как и понятия "страховой тариф", вполне ясно, исходя из каких выплат и вознаграждений рассчитываются страховые взносы, в ст. 20.1 законодатели решили вновь повторить, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках (Внимание! - ред.) трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
От выплат по трудовым договорам мы вдруг перешли к выплатам в рамках трудовых отношений. Согласитесь, это не одно и то же. И дело тут, пожалуй, не только в невнимательности законодателей, но и в нездоровом желании чиновников вынудить страхователей "разгадывать" не вполне понятный и сомнительный термин. Ответ придется находить, видимо, в письмах Минздравсоцразвития, затрагивающих конкретные ситуации*(3).
Что касается гражданско-правовых договоров, взносы на вознаграждение по таким договорам по-прежнему начисляются, если это предусмотрено ими.
В целом же налицо стремление (хоть и не доведенное до конца) унифицировать базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов, рассчитываемых в соответствии с Законом о страховых взносах. Это подчеркивает и список выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами (новая ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ).
Примечание. Федеральные законы от 08.12.2010 N 331-ФЗ и 348-ФЗ опубликованы в "Российской газете" 13.12.2010.
Данный список почти полностью совпадает с приведенным в ст. 9 Закона о страховых взносах с учетом небольших изменений, которые появились в этой статье с 2011 года*(4). Отличие заключается в отсутствии в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ пунктов, соответствующих п. 14 и 15 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах:
- суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, федеральной противопожарной службы, лицами начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных органах в соответствии с законодательством РФ;
- суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ.
Очевидно, в ближайшее время должны быть внесены изменения в Правила и отменен Перечень. Эти действия относятся к компетенции Правительства РФ.
Все поправки, предусмотренные Федеральным законом N 348-ФЗ, вступили в силу с 01.01.2011.
М.В. Подкопаев,
редактор журнала
"Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 2, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765.
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(3) Такая же подмена понятий произошла и в Законе о страховых взносах. Подробнее об этом читайте в комментарии к Федеральному закону от 08.12.2010 N 339-ФЗ на стр. 35.
*(4) Об этом также см. комментарий на стр. 35.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"