Оплата труда: "северные" коэффициенты
Трудовым законодательством предусмотрены различные льготы и гарантии сотрудникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Для "северян" одной из таких гарантий является повышенная оплата труда с применением к их заработной плате районных коэффициентов и процентных надбавок. В статье будут рассмотрены вопросы оплаты труда, связанные с применением "северных" компенсаций.
Гарантии, предусмотренные за труд в особых условиях
В соответствии с ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере (ст. 146 ТК РФ); оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 148 ТК РФ).
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в частности предоставление компенсаций и гарантий, установлены в гл. 50 ТК РФ. Так, ст. 316 и 317 ТК РФ определены особенности оплаты труда работников в данных районах, ст. 321 ТК РФ установлено право этих лиц на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Аналогичные нормы содержатся в ст. 10, 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1).
Несмотря на то что ТК РФ вступил в силу с 01.02.2002, до настоящего времени не приняты ни нормативные акты Правительства РФ, ни федеральный закон, регулирующие размер и порядок применения районного коэффициента и выплаты процентной надбавки, установленные в ст. 316 и 317 ТК РФ.
Тем не менее отсутствие данных нормативных правовых актов не может являться основанием для ограничения прав и законных интересов лиц, работающих в районах Крайнего Севера, поскольку согласно ч. 1 ст. 423 ТК РФ до принятия соответствующего правового регулирования должны применяться нормативные правовые акты РФ и бывшего Союза ССР, действующие в части, не противоречащей ТК РФ (см. также Письмо Минздравсоцразвития России от 21.08.2009 N 1171-13).
Районные коэффициенты и процентные надбавки
Трудовым законодательством установлены два вида надбавок, применяемых при расчете заработной платы "северян": районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями.
Принадлежность территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям определяется в соответствии с нормативными актами, принятыми Правительством РФ (ст. 2 Закона N 4520-1). В настоящее время применяется Перечень, утвержденный Постановлением Совета министров СССР от 10.11.1967 N 1029.
Нормативным актом, устанавливающим размер районного коэффициента и порядок его применения, является Информационное письмо *(1). На это указывают чиновники Роструда в Письме от 23.06.2006 N 946-6. В Информационном письме приведен перечень "северных" территорий с указанием размера коэффициентов, применяемых на них для расчета заработной платы (например, в Чукотском автономном крае размер районного коэффициента составляет 2,0, в Ненецком автономном округе - 1,5).
Кроме того, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в силу ч. 2 ст. 316 ТК РФ предоставлено право устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. При этом нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями.
Порядок начисления процентных надбавок определен Постановлением Совета министров РСФСР от 22.10.1990 N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" (далее - Постановление N 458) и принятой в целях его исполнения Инструкцией N 2*(2), а также Инструкцией N 3*(3).
Названными нормативными актами размер надбавок установлен в зависимости от наличия и продолжительности стажа работы в особых климатических условиях (п. 16 Инструкции N 2, п. 6 Инструкции N 3), при этом в отношении работников моложе 30 лет действуют особые правила начисления надбавок, предусмотренные в пп. "е" п. 1 Постановления N 458, пп. "г" п. 16 Инструкции N 2, п. 6 Инструкции N 3 (но об этом чуть позже).
Начисление "северных" надбавок
В соответствии с Разъяснением Минтруда России от 11.09.1995 N 3*(4) районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются на фактический заработок, полученный в соответствующем месяце. В этот заработок включаются:
- заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;
- надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам);
- повышенная оплата сверхурочных работ и работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни;
- оплата простоя;
- премии, обусловленные системой оплаты труда;
- вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно (п. 1 Разъяснения Минтруда России N 3, Письмо Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 169-13).
Предельный размер заработка, к которому должны применяться районный коэффициент и процентная надбавка, законодательством не установлен, поэтому их начисление необходимо осуществлять на всю сумму фактического заработка независимо от его величины. Если в локальных нормативных актах работодателя и (или) в трудовом договоре с работником указано, что они начисляются только на оклад, это может быть оспорено в судебном порядке (Определение Московского областного суда от 04.05.2010 N 33-6620). Также следует подчеркнуть, что правила, установленные ст. 316 и 317 ТК РФ, должны применяться организациями-работодателями независимо от формы собственности и от источников финансирования их деятельности.
При этом отсутствие в трудовом договоре (в нарушение требований ст. 57 ТК РФ) условий о применении "северных" компенсаций не лишает работника права требовать выплаты зарплаты в законно установленном размере. При этом он может самостоятельно избрать способ защиты своего права, включая и обращение в суд*(5) с соответствующим иском (см., например, Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 12.05.2010 N 44г-38/10).
Районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не начисляются на различного рода компенсации (например, полевое довольствие, командировочные расходы), поскольку они согласно ст. 164 ТК РФ не относятся к заработной плате.
Кроме того, начисления районного коэффициента и процентной надбавки не производятся на единовременные поощрительные выплаты, суммы материальной помощи, персональные надбавки, а также на выплаты, рассчитанные из среднего заработка (так как при его исчислении они уже были учтены).
Простой. Начисление "северных" компенсаций на простой прежде всего зависит от того, по чьей вине он возник. В случае если простой произошел по не зависящим ни от работника, ни от работодателя причинам, он оплачивается по правилам, установленным в ст. 157 ТК РФ, то есть в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада). Поэтому на данные выплаты начисляются "северные" надбавки. Если же причиной простоя являются неправомерные действия работодателя, он оплачивается исходя из 2/3 средней заработной платы работников, следовательно, основания для начисления "северных" компенсаций отсутствуют. Время простоя по вине работника не оплачивается вовсе.
Гражданско-правовые отношения. По общему правилу если с физическим лицом заключен договор гражданско-правового характера, то "северные" компенсации на вознаграждение, выплачиваемое по такому договору, не начисляются.
Тем не менее правоотношения, возникшие на основании гражданско-правового договора, могут быть признаны трудовыми, если будет установлено, что фактически работы, предусмотренные данным договором, выполняются физическим лицом лично. При этом физическое лицо подчиняется локальным нормативным актам организации, ему ежемесячно (или с иной периодичностью) выплачивается вознаграждение за выполняемую работу, а не за результат. Установление в договоре гражданско-правового характера рабочего времени и режима рабочего времени также может служить дополнительным признаком сложившихся трудовых отношений.
От редакции. Дополнительный материал о трудовых отношениях, возникающих на основании гражданско-правовых договоров, см. в статье И.В. Антоненко "Все о гражданско-правовых договорах на выполнение работ (оказание услуг) с физическими лицами" (N 10, 11, 2010).
Таким образом, в случае если трудовые отношения между физическим лицом и организацией фактически регулируются договором гражданско-правового характера, к ним отношениям в силу ч. 4 ст. 11 ТК РФ применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Аналогичный вывод содержится в п. 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 N 2.
Трудовой стаж, необходимый для получения "северных" надбавок
Условием выплаты процентной надбавки к заработной плате является наличие у работника определенного "северного" трудового стажа (ст. 317 ТК РФ), причем размер надбавки предполагает ее рост по мере увеличения этого стажа.
Согласно ст. 314 ТК РФ порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством РФ. Но в настоящее время такой порядок им не утвержден. Поэтому при определении размера процентных надбавок к заработной плате за работу в особых климатических условиях, как следует из разъяснений чиновников Роструда в Письме от 13.09.2006 N 1597-6-0, необходимо руководствоваться:
- п. 16 Инструкции N 2;
- Постановлением Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера" (далее - Постановление N 1012).
В части определения размера процентной надбавки для сотрудников, работающих в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, а также в северо-западных районах, нужно учитывать п. 6 Инструкции N 3.
В трудовой стаж, дающий право на получение процентной надбавки к заработной плате, засчитываются все периоды, в течение которых работник выполнял трудовую функцию в особых климатических условиях. При этом соответствующий трудовой стаж суммируется независимо от сроков перерыва в работе и основания прекращения трудовых отношений.
Напомним, что п. 1 Постановления N 1012, прерывающий трудовой стаж при увольнении за виновные действия, и аналогичное положение Инструкции N 2 Определением ВС РФ от 23.12.2004 N КАС04-596 признаны недействующими и не подлежащими применению.
Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника в силу ст. 66 ТК РФ является трудовая книжка (см. также п. 6 Правил*(6)). Поэтому отсутствие в ней записей о работе на территории с особыми климатическими условиями свидетельствует о невозможности применения "северных" надбавок за стаж. Такой категоричный вывод следует из Письма Минфина России от 27.04.2006 N 03-03-04/1/405.
Примечание. Трудовой стаж работника может быть подтвержден не только записями в трудовой книжке, но и другими документами, перечисленными в п. 6, 7 Правил.
В то же время при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, подтверждением трудового стажа могут служить:
- письменные трудовые договоры, оформленные согласно трудовому законодательству, действовавшему на день возникновения соответствующих правоотношений;
- трудовые книжки колхозников;
- справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
- выписки из приказов;
- лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 6, 7 Правил).
Установление процентной надбавки к заработной плате молодежи. Для молодежи (лиц в возрасте до 30 лет), вступающей в трудовые отношения после 31.12.2004 и прожившей в указанных районах не менее года, в соответствии с пп. "е" п. 1 Постановления N 458 предусмотрен ускоренный механизм начисления процентной надбавки к заработной плате*(7).
Размер процентной надбавки по категориям работников в зависимости от районов с особыми климатическими условиями и трудового стажа приведен в таблице.
Таблица
Категории работников | Размер процентной надбавки в зависимости от района и стажа | |||
Районы Крайнего Севера с особыми климатическими условиями*(8) | Остальные районы Крайнего Севера*(9) | Местности, приравненные к районам Крайнего Севера | Северо-западные*(10) и восточно-сибирские*(11) районы, а также южные районы Дальнего Востока | |
Работники в возрасте до 30 лет, прожившие в особых климатических зонах от 1 до 5 лет | 20% по истечении первых 6 месяцев работы. Затем увеличение на 20% за каждые последующие 6 месяцев работы, а при достижении 60% надбавки - 20% и за каждый последующий год (пп. "е" п. 1 Постановления N 458, пп. "г" п. 16 Инструкции N 2) | 10% за каждые 6 месяцев работы (пп. "е" п. 1 Постановления N 458, пп. "г" п. 16 Инструкции N 2) | 10% за каждые 6 месяцев работы (п. 6 Инструкции N 3) | |
Максимальный размер - 100% | Максимальный размер - 80% | Максимальный размер - 50% | Максимальный размер - 30% | |
Работники старше 30 лет | 10% по истечении первых 6 месяцев работы. Затем увеличение на 10% за каждые последующие 6 месяцев работы (пп. "а" п. 16 Инструкции N 2) | 10% по истечении первых 6 месяцев работы. Затем увеличение на 10% за каждые последующие 6 месяцев работы, а при достижении 60% надбавки - 10% и за каждый последующий год. (пп. "б" п. 16 Инструкции N 2) | 10% по истечении первого года работы. Затем увеличение на 10% за каждый последующий год работы (пп. "в" п. 16 Инструкции N 2) | 10% по истечении первого года работы. Затем увеличение на 10% за каждые последующие 2 года работы (п. 6 Инструкции N 3) |
Максимальный размер - 100% | Максимальный размер - 80% | Максимальный размер - 50% | Максимальный размер - 30% |
Пересчет процентной надбавки. На практике зачастую возникают ситуации, когда работник, имеющий право на получение процентной надбавки, меняет место работы, переезжая из одного района Крайнего Севера в другой район с особыми климатическими условиями. В этом случае надлежит пересчитать размер надбавки.
Пересчет надбавки производится пропорционально времени, отработанному в соответствующем районе. Порядок пересчета предусмотрен правилами, установленными в п. 10, 11 Инструкции N 3, п. 20 Инструкции N 2 и п. 3 Разъяснения Минтруда России от 16.05.1994 N 7*(12).
Значение места выполнения трудовой функции работника
Правила, предусмотренные ст. 316 и 317 ТК РФ, подлежат применению как к лицам, работающим непосредственно в месте нахождения организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, так и к работникам, которые по трудовому договору осуществляют трудовую функцию в местностях, где применяются процентные надбавки и районные коэффициенты.
Другими словами, определяющее значение в вопросе предоставления "северных" компенсаций имеет не месторасположение организации, а непосредственное место выполнения трудовой функции работником, которое определяется в соответствии с трудовым договором. К такому выводу пришел Минфин в письмах от 13.11.2010 N 03-03-07/39, N 03-03-06/1/716.
Что касается работников, командированных в районы Крайнего Севера для выполнения служебных заданий, ситуация складывается иная.
Применять районный коэффициент работодатель в силу ст. 315 ТК РФ обязан при расчете заработной платы, тогда как при направлении работника в командировку за ним согласно ст. 167 ТК РФ сохраняется средний заработок по основному месту работы. В соответствии с ч. 1 ст. 166 ТК РФ служебная командировка - это поездка сотрудника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. То есть в командировке работник выполняет не трудовую функцию, предусмотренную условиями трудового договора, а поручение работодателя, поэтому применение "северных" компенсаций на такую категорию работников не распространяется.
Тем не менее это не исключает возможности принятия организацией решения о выплате дополнительных надбавок (в связи с применением районных коэффициентов) работникам, командируемым в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Выплату таких доплат Минфин разрешил включать в налоговые расходы, правда, при условии, что она предусмотрена системой оплаты труда, принятой в организации, и отражена в трудовом и коллективном договоре (см. Письмо от 05.09.2006 N 03-03-04/1/647).
Если же в командировку направляют сотрудника организации, расположенной в северных районах, при исчислении среднего заработка, сохраняемого за время командировки, учитываются "северные" коэффициенты (пп. "л" п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы*(13)).
Лицам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в "северные" районы, на основании ч. 5 ст. 302 ТК РФ необходимо начислять на заработную плату районные коэффициенты и процентные надбавки в порядке и размере, предусмотренных для лиц, постоянно работающих в этих регионах.
Предоставляются ли указанные "северные" компенсации надомнику, проживающему в районах Крайнего Севера, ведь гл. 50 ТК РФ особенностей оплаты труда в отношении такой категории работников не установлено?
В силу ч. 4 ст. 310 ТК РФ на надомников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных гл. 49 ТК РФ. Поэтому Минфину ничего не оставалось, как в письмах N 03-03-07/39, 03-03-06/1/716 согласиться с тем, что особенности оплаты труда, предусмотренные гл. 50 ТК РФ, следует применять и в отношении надомников.
В силу прямого указания, содержащегося в ч. 3 ст. 285 ТК РФ, "северные" надбавки применяются в отношении заработной платы не только лиц, работающих по основному месту работы, но и совместителей. При этом положения п. 16.1 Инструкции N 2 и п. 7 Инструкции N 3, содержащие запрет на начисление процентной надбавки на выплаты совместителям, в данном случае не применяются. Объяснение простое: правила трудового законодательства в рассматриваемой ситуации имеют приоритет перед указанными положениями инструкций N 2 и 3.
Таким образом, если место выполнения трудовой функции условиями трудового договора, заключенного с работником (категории работников определены выше), находится на территории "северного" района, работник на основании действующего законодательства РФ имеет право на соответствующие гарантии и компенсации.
"Северные" надбавки и налоговые расходы
Согласно п. 11 и 12 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся:
- надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях;
- надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.
Итак, процентная надбавка и районный коэффициент, предоставляемые работнику (включая надомников) в связи с работой в особых климатических условиях, являются частью заработной платы, причем даже в том случае, если сама организация не находится в зоне с особыми климатическими условиями. Главное - сумма этих надбавок не должна превышать размер, установленный трудовым законодательством РФ, а также действующими нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР (см. письма Минфина России от 16.10.2009 N 03-03-06/1/670, от 18.09.2009 N 03-03-06/4/20). При этом столичные налоговики полагают, что непременным условием учета в налоговых расходах "северных" компенсаций является отражение их начисления в трудовых договорах с работниками (Письмо от 29.12.2008 N 19-12/121863).
Если сумма надбавки, выплачиваемой в соответствии с трудовым договором, превышает установленный трудовым законодательством РФ, а также действующими нормативными правовыми актами предел, то выплата данного превышения должна производиться за счет прибыли, оставшейся после уплаты налогов (см. Письмо Минфина России от 24.03.2009 N 03-04-06-02/23).
А в Письме от 08.12.2010 N 03-03-06/1/764 чиновники финансового ведомства указывают следующее. Поскольку право устанавливать более высокие размеры надбавки в силу ст. 316 ТК РФ предоставлено Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, установленная только трудовым договором доплата до максимального размера процентной надбавки за стаж работы в "северных" территориях в состав расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли не включается.
В то же время в ст. 313 ТК РФ говорится, что исходя из финансовых возможностей "северянам" могут быть установлены дополнительные гарантии и компенсации. Причем это право предоставлено не только Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, но и работодателям при подписании коллективных договоров с работниками. А в пункте 25 ст. 255 НК РФ содержится указание на то, что работодатель может учесть в составе расходов на оплату труда другие виды затрат, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым и (или) коллективным договорами.
Таким образом, позиция чиновников финансового ведомства не бесспорна, и организация-работодатель вправе не учитывать разъяснения, данные в указанных выше письмах. Однако в этом случае работодателю следует быть готовым к тому, что обосновывать свою точку зрения (отличную от официальной, которой, скорее всего, будут руководствоваться налоговые инспекторы) придется в суде.
Например, в Постановлении ФАС ДВО от 21.05.2009 N Ф03-2092/2009 действия работодателя, который учел в составе расходов на оплату труда "северные" надбавки в размерах, установленных в трудовых (и коллективных) договорах с работниками и превышающих установленные законодательством, признаны правомерными.
Что касается страховых взносов, базой для их начисления являются все "северные" выплаты, произведенные в пользу работников, причем в полном размере (с учетом дополнительных выплат)*(14), поскольку порядок их исчисления не связан с учетом выплат физическим лицам при налогообложении прибыли. Более того, они в полном объеме учитываются в составе прочих расходов при расчете налога на прибыль на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо N 03-03-06/1/764).
Т.М. Медведева,
эксперт журнала "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 3, февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003 N 670-9, ПФР от 09.06.2003 N 25-23/5995 "О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке".
*(2) Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2.
*(3) Инструкция о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 3.
*(4) Утверждено Постановлением Минтруда России от 11.09.1995 N 49.
*(5) В силу п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ и ст. 382, 391 ТК РФ дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.
*(6) Правила подсчета и подтверждения страхового стража для установления трудовых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555.
*(7) См. письма Минздравсоцразвития России от 20.01.2005 N 97-Пр, N 95-Пр.
*(8) К ним относятся Чукотский автономный округ, Северо-Эвенский район Магаданской области, Корякский автономный округ, Алеутский район Камчатской области, острова Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением Белого моря).
*(9) Республика Саха, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.
*(10) Архангельская область, Республика Карелия.
*(11) Красноярский край, Иркутская и Читинская области, республики Бурятия, Тува, Коми.
*(12) Утверждено Постановлением Минтруда России от 16.05.1994 N 37.
*(13) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.
*(14) Пункт 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"