Изменение правового статуса федеральных учреждений
С 1 января 2011 года начал действовать Закон N 83-ФЗ*(1) (за исключением отдельных его положений). Статьей 31 данного закона определены мероприятия по приведению правового положения государственных (муниципальных) учреждений в соответствие с требованиями законодательных актов, измененных указанным законом. В этой статье речь пойдет о мероприятиях главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета, осуществляемых при создании казенных учреждений путем изменения типа федеральных учреждений, действующих на день официального опубликования Закона N 83-ФЗ.
Общие положения, связанные с реализацией Закона N 83-ФЗ
Казенное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ).
На федеральном уровне в статус казенных учреждений в обязательном порядке должны перейти учреждения силовых министерств и ведомств, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения. Причем функции и полномочия учредителя этих учреждений будут реализовывать федеральные органы государственной власти (государственные органы), ранее осуществлявшие функции и полномочия их учредителей (пп. 1 п. 1 и п. 6 ст. 31 Закона N 83-ФЗ).
Со дня официального опубликования Закона N 83-ФЗ и до 01.10.2010 решение о создании федеральных казенных учреждений путем изменения типа федеральных бюджетных учреждений, а также об изменении типа федеральных казенных учреждений в целях создания федеральных бюджетных учреждений принималось Правительством РФ. С указанной даты такое решение принимается в порядке, предусмотренном ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) в редакции Закона N 83-ФЗ (п. 3 и 4 Закона N 83-ФЗ), то есть в порядке, установленном:
- в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений - Правительством РФ;
- в отношении бюджетных или казенных учреждений субъектов РФ - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
- в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений - местной администрацией муниципального образования.
Примечание. Изменение типа государственного (муниципального) учреждения не считается его реорганизацией (п. 1 ст. 17.1 Закона N 7-ФЗ).
Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 утвержден Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений (далее - Порядок N 539). В частности, согласно п. 15 и 16 данного порядка решение об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального казенного учреждения принимается Правительством РФ в форме распоряжения*(2).
К сведению. Изменение типа существующего бюджетного или казенного учреждения в целях создания автономного учреждения, а также изменение типа существующего автономного учреждения в целях создания бюджетного или казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (п. 3 ст. 17.1 Закона N 7-ФЗ).
В целях приведения правового положения федеральных учреждений в соответствие с требованиями законодательных актов, измененных Законом N 83-ФЗ, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя, утверждают перечни подведомственных им бюджетных и казенных учреждений и не позднее 01.11.2010 представляют их в Федеральное казначейство (далее - ФК) (пп. 2 п. 1 ст. 31 Закона N 83-ФЗ).
Федеральные государственные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей бюджетных учреждений, действовавших на дату принятия Закона N 83-ФЗ, другими словами, функционировавших в 2010 году (пп. 3 п. 1 ст. 31 Закона N 83-ФЗ):
- утверждают перечни недвижимого имущества, закрепленного учредителем за подведомственными бюджетными учреждениями или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества - для расчета субсидий, выделяемых в соответствии со ст. 78.1 БК РФ (до 01.01.2011);
- обеспечивают принятие решений об отнесении движимого имущества федеральных бюджетных учреждений к особо ценному движимому имуществу (до 01.03.2011);
- обеспечивают внесение изменений в уставы федеральных бюджетных и казенных учреждений (до 01.06.2011).
Органы государственной власти субъектов РФ (органы местного самоуправления) в целях приведения правового положения подведомственных им бюджетных и казенных учреждений в соответствие с требованиями законодательных актов, измененных Законом N 83-ФЗ (п. 2 ст. 31 Закона N 83-ФЗ):
- принимают нормативные правовые акты, в силу которых путем изменения типа бюджетных учреждений, действовавших на дату принятия указанных нормативных правовых актов (до 01.12.2010) создаются казенные учреждения. Эти нормативные правовые акты также должны содержать перечень казенных учреждений;
- утверждают в целях расчета субсидий подведомственным бюджетным учреждениям перечни недвижимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества (до 01.01.2011);
- обеспечивают принятие решений об отнесении движимого имущества подведомственных бюджетных учреждений к особо ценному движимому имуществу (до 01.03.2011);
- обеспечивают внесение изменений в уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений (до 01.12.2011).
Для справки. В целях оказания органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления содействия по приведению правового положения государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений в соответствие с требованиями Закона N 83-ФЗ на сайте Минфина www.minfin.ru размещены следующие проекты модельных нормативных правовых актов субъекта РФ:
1. Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений субъекта РФ, а также утверждения уставов государственных учреждений субъекта РФ и внесения в них изменений.
2. О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений субъекта РФ и финансового обеспечения выполнения государственного задания.
3. О порядке осуществления органами исполнительной власти субъекта РФ функций и полномочий учредителя государственного учреждения субъекта РФ.
4. О порядке определения видов особо ценного имущества автономного или бюджетного учреждения субъекта РФ и перечней особо ценного движимого имущества автономного учреждения субъекта РФ.
5. О порядке осуществления бюджетным учреждением субъекта РФ полномочий исполнительного органа государственной власти субъекта РФ по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и порядке финансового обеспечения их осуществления.
Основные условия создания казенных учреждений
Положениями Закона N 83-ФЗ обеспечена минимизация организационных мероприятий по созданию казенных учреждений путем изменения типа бюджетных учреждений, действующих на дату принятия указанного закона:
- имущество, закрепленное за соответствующим бюджетным учреждением, признается закрепленным за созданным казенным учреждением на праве оперативного управления с даты создания казенного учреждения без принятия дополнительного решения в отношении указанного имущества (п. 10 ст. 31 Закона N 83-ФЗ);
- созданное казенное учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных государственному учреждению, тип которого был изменен, до окончания срока действия таких документов. При этом переоформление данных документов не требуется (п. 12 ст. 31 Закона N 83-ФЗ);
- руководители и иные работники казенных учреждений, созданных в соответствии с законодательными актами, измененными Законом N 83-ФЗ, не переназначаются (п. 7 ст. 31 Закона N 83-ФЗ);
- перерегистрация созданных казенных учреждений не требуется, в их учредительные документы лишь вносятся соответствующие изменения (пп. 4 п. 2 ст. 31 Закона N 83-ФЗ).
Для справки. Бюджетные ассигнования, выделенные на 2011 год главным распорядителям, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, осуществляющие приносящую доходы деятельность, планируются с учетом расходов, осуществленных указанными учреждениями в 2009 году в соответствии со сметой доходов и расходов от приносящей доходы деятельности (п. 21 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
Мероприятия по созданию федеральных казенных учреждений
Перечень мероприятий главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета (далее - главные распорядители и получатели) по созданию федеральных казенных учреждений путем изменения федеральных государственных учреждений, действовавших на день официального опубликования Закона N 83-ФЗ, приведены в совместном Письме Минфина РФ N 02-03-07/4336 и Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.3-701 от 03.11.2010.
Мероприятия главного распорядителя
Формирование перечня подведомственных федеральных казенных учреждений - утверждение перечня подведомственных федеральных казенных учреждений и представление сведений из него*(3) в ФК до 01.11.2010 (ст. 31 Закона N 83-ФЗ).
Обеспечение внесения изменений в уставы федеральных казенных учреждений - утверждение вносимых в уставы созданных федеральных казенных учреждений изменений в соответствии с Порядком N 539 и направление их до 01.06.2011 соответствующим учреждениям, а также копий утвержденных уставов в территориальный орган ФК (ст. 31 Закона N 83-ФЗ).
Внесение изменений в Сводный реестр *(4) с целью изменения реквизитов иных получателей, находящихся в ведении главного распорядителя, в связи с изменением их наименования - предоставление в ФК следующих документов для внесения изменений в реквизиты получателя (п. 3.1 Порядка N 80н*(5)):
- Заявки на включение (изменение) реквизитов (код формы по КФД 0531664), которая оформляется участниками бюджетного процесса в соответствии с п. 3.2 Порядка N 80н;
- перечня иных получателей, находящихся в ведении главного распорядителя;
- подлинника разрешения Минфина на открытие счета в учреждении ЦБ РФ или кредитной организации.
Для справки. Согласно ст. 152 БК РФ участниками бюджетного процесса являются:
- Президент РФ;
- высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;
- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
- исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
- Центральный банк РФ;
- органы государственного (муниципального) финансового контроля;
- органы управления государственными внебюджетными фондами;
- главные распорядители (распорядители);
- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
- получатели бюджетных средств.
Переоформление лицевых счетов иных получателей, находящихся в ведении главного распорядителя, в связи с изменением их наименования - предоставление главным распорядителем в ФК следующих документов (п. 2.40 Порядка N 7н*(6)):
- Заявления на переоформление лицевых счетов (код формы по КФД 0531756);
- Карточки образцов подписей к лицевым счетам (код формы по КФД 0531753).
Мероприятия получателя, переведенного в казенное учреждение с изменением наименования
Внесение изменений в Сводный реестр для включения (изменения) реквизитов иных получателей, находящихся в ведении главного распорядителя, в связи с изменением наименования - предоставление получателем в территориальный орган ФК для внесения изменений в Заявку на включение (изменение) реквизитов (код формы по КФД 0531664), а также в документы, подтверждающие изменение реквизитов (п. 3.1, 3.3 Порядка N 80н), в их числе:
- копия устава казенного учреждения (копия положения обособленного подразделения);
- копия документа о государственной регистрации юридического лица;
- копия акта главного распорядителя (главного администратора доходов, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета) об утверждении перечня подведомственных распорядителей и получателей (администраторов доходов или администратора источников финансирования дефицита бюджета);
- копия правового акта главного администратора доходов о наделении участника бюджетного процесса полномочиями администратора доходов;
- Карточка образцов подписей к лицевым счетам (код формы по КФД 0531753).
Обратите внимание! Участник бюджетного процесса - казенное учреждение представляет в территориальный орган ФК только те из перечисленных документов, которые подтверждают изменения его реквизитов. Карточка образцов подписей к лицевым счетам представляется при включении реквизитов участника бюджетного процесса в Сводный реестр и при смене руководителя, главного бухгалтера (уполномоченных руководителем лиц) участника бюджетного процесса, обладающих полномочиями подписывать (заверять) Заявку на включение (изменение) реквизитов, а также представляемые вместе с ней документы (п. 3.3 Порядка N 80н).
Переоформление лицевых счетов. После внесения изменений в Сводный реестр получатели предоставляют в территориальные органы ФК Заявление по форме 0531756, Карточку по форме 0531753 (при необходимости) и копию документа об изменении наименования (основание - п. 2.40 Порядка N 7н) (разд. II Порядка N 7н*(7)).
Дополнительно к перечисленным документам в территориальный орган ФК участниками бюджетного процесса направляются:
- правовой акт главного администратора доходов с указанием администрируемых им кодов бюджетной классификации - при переоформлении лицевого счета администратора доходов (основание - п. 2.40 Порядка N 7н);
- дополнение к Разрешению на осуществление приносящей доход деятельности (код формы по КФД 0531736) - при переоформлении счетов для осуществления операций со средствами от приносящей доход деятельности (п. 2.19 Порядка N 88н*(8)) и для осуществления оперативно-разыскных мероприятий (п. 2.14.2.3 Порядка N 7н);
- копия договора (дополнение к договору) аренды - при переоформлении счета для осуществления операций по дополнительному бюджетному финансированию. Одновременно с копией договора (договоров) аренды получатель представляет в территориальный орган ФК оригинал этого договора (договоров) для того, чтобы уполномоченный работник органа ФК осуществил проверку реквизитов, срока действия договора (договоров) аренды, наименование получателя и арендатора. После сличения он ставит на представленной копии договора (договоров) отметку "принято", свою подпись и дату приема, а оригинал возвращает получателю (п. 2.14.2.1 Порядка N 7н).
Также отметим, что оформление на лицевом счете получателя отдельных разделов осуществляется не позднее пяти рабочих дней после представления клиентом надлежащим образом оформленных документов (п. 2.33 Порядка N 7н).
Обратите внимание! Получатели, переведенные в казенные учреждения без изменения наименования, в письменной форме предоставляют в территориальный орган ФК информацию обо всех изменениях в представленных ранее для открытия лицевых счетов документах в соответствии с абз. 4 п. 2.34 Порядка N 7н и п. 11 ст. 161 БК РФ в течение пяти дней после их внесения.
В. Лахматова,
главный редактор журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(2) О требованиях, предъявляемых к содержанию распоряжения, читайте в статье И. Зерновой "Казенные учреждения - новый тип государственных (муниципальных) учреждений" (стр. 14).
*(3) Порядок представления перечней подведомственных казенных и бюджетных учреждений разъяснен в совместном Письме Минфина РФ N 02-03-07/3852 и Казначейства РФ N 42-7.4-05/1.1-640 от 01.10.2010.
*(4) Сводный реестр главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (код формы по КФД 0531661) приведен в приложении 1 к Порядку N 80н.
*(5) Порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утв. Приказом Минфина РФ от 15.08.2008 N 80н (в редакции Приказа Минфина РФ от 17.08.2010 N 92н).
*(6) Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утв. Приказом Казначейства РФ от 07.10.2008 N 7н (в редакции Приказа N 92н).
*(7) Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утв. Приказом Казначейства РФ от 07.10.2008 N 7н (в редакции Приказа N 92н).
*(8) Порядок осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утв. Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 88н (в редакции Приказа N 92н).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"