Бюджетная смета казенных учреждений
В результате проводимого в стране совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений образуется три вида учреждений: казенные, бюджетные и автономные. Но только казенные учреждения осуществляют свою деятельность на основании бюджетной сметы. В данной статье мы рассмотрим основные требования к составлению, утверждению и исполнению бюджетных смет казенными учреждениями.
Общие положения Бюджетного кодекса о бюджетной смете
Понятие бюджетной сметы, а также общие правила ее утверждения, составления и исполнения установлены Бюджетным кодексом. Напомним, что с 1 января 2011 года он действует в редакции Закона N 83-ФЗ*(1), направленного на совершенствование правого положения государственных (муниципальных) учреждений. Согласно внесенным изменениям Бюджетный кодекс регулирует основы правового положения казенных учреждений (ст. 161, 221 БК РФ).
Бюджетная смета - это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ), на основании которого осуществляется финансирование деятельности казенного учреждения (ст. 161 БК РФ). Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом показателей государственного (муниципального) задания (п. 2 ст. 69.2 БК РФ). Данное положение введено в Бюджетный кодекс совсем недавно. Ранее оно применялось при составлении бюджетной сметы бюджетными учреждениями.
Общий порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений устанавливает Минфин (ст. 221 БК РФ). В настоящее время действует Приказ Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н "Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений" (далее - Приказ N 112н). На основании данного приказа главные распорядители бюджетных средств (далее - главные распорядители) устанавливают для подведомственных казенных учреждений свой порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет. Такие приказы изданы Минэкономразвития*(2), Федеральным медико-биологическим агентством*(3), Минтрансом*(4) и другими главными распорядителями.
Обратите внимание! Главный распорядитель должен разработать, утвердить и принять порядок составления, утверждения и ведения смет учреждений в форме единого документа (п. 2 Приказа N 112н).
Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя, утверждается руководителем этого органа. Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным лимитам бюджетных обязательств (ЛБО) на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения его функций. В бюджетной смете дополнительно должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения.
Показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения, могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ в пределах доведенных ЛБО.
Требования к порядку утверждения, составления и ведения бюджетных смет
Как говорилось выше, общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет установлены Приказом N 112н. Данный приказ действовал и до принятия Закона N 83-ФЗ - до 2011 года он применялся бюджетными учреждениями. Поэтому казенные учреждения, по крайней мере те из них, которые созданы на базе бюджетных учреждений, знакомы с основными положениями данного приказа. Однако с 1 января 2011 года Приказ N 112н действует в редакции Приказа N 84н*(5).
В Приказ N 112н внесены изменения двух видов: несущественные и существенные. Среди несущественных поправок отметим замену слов "бюджетные учреждения" на слова "казенные учреждения" по всему тексту, в том числе и в названии приказа. Все остальные внесенные коррективы, по мнению автора, надо отнести к существенным поправкам, которые можно классифицировать как изменение части форм и видов смет, а также расширение круга лиц, в обязательства которых входит составление и ведение смет.
Расширение круга лиц, в обязательства которых входит составление и ведение смет. Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, установленные Приказом N 112н (далее - Общие требования), распространяются не только на головное казенное учреждение, но и на его обособленное (структурное) подразделение без права юридического лица, осуществляющее полномочия по ведению бюджетного учета. Таким образом, обособленное подразделение казенного учреждения без права юридического лица, имеющее самостоятельный баланс, составляет свою бюджетную смету.
Изменения в части форм сметы. С 1 января 2011 года предлагается конкретная форма сметы (форма свода смет). Ранее согласно п. 5 Общих требований форму сметы утверждал главный распорядитель, а указанный пункт лишь содержал подробный перечень реквизитов, которые должны были быть указаны в смете (среди них гриф утверждения, наименование формы документа, наименование учреждения и др.). Указанный пункт изложен в Приказе N 84н в новой редакции, которая содержит ссылку на форму документа сметы (приложение 1 к Общим требованиям) как рекомендуемого образца. Кроме того, новая редакция п. 5 Общих требований распространяется не только на форму сметы, но и на форму свода смет учреждений (свод смет учреждения составляется по этой же форме).
Для справки. Свод смет учреждений - документ, который содержит обобщенные показатели смет учреждений, находящихся в ведении главного распорядителя. Соответственно, формирует указанный документ главный распорядитель (п. 4 Общих требований).
Устанавливая порядок составления, утверждения и ведения сметы для своих подведомственных учреждений, главный распорядитель вправе включить в форму сметы дополнительные реквизиты, разделы, а также определить правила ее заполнения. В п. 5 Общих требований рассмотрено согласование сметы в случае если главным распорядителем установлен порядок ее согласования. Согласование оформляется на смете грифом согласования, который включает в себя слово "Согласовано", наименование должности согласовавшего смету учреждения должностного лица (включая наименование учреждения), личную подпись, расшифровку подписи и дату согласования.
Внесение изменений в показатели сметы также производится на основании документа, форма которого приведена в приложении 3 к Общим требованиям, путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения, отражающихся со знаком "плюс", и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком "минус".
Новый вид сметы - проект сметы. В обязанности учреждения включено составление проекта сметы на очередной финансовый год на этапе составления проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период). Проект сметы на очередной финансовый год составляется также по рекомендуемому образцу (приложение 2 к Общим требованиям). Формирование проекта осуществляется в соответствии с порядком составления, утверждения и ведения сметы, установленным главным распорядителем. В случае если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период, главный распорядитель вправе предусмотреть формирование проектов смет на очередной финансовый год и годы планового периода.
Изменения, внесенные Приказом N 84н в Приказ N 112н, коснулись также расчетных показателей. Напомним, что в обязанности главных распорядителей (распорядителей) входит разработка и установление расчетных показателей, характеризующих деятельность казенного учреждения. Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, прилагаются к представленной на утверждение смете и являются ее неотъемлемой частью (п. 6 Общих требований). Такими расчетными показателями могут быть нормативные затраты на оказание соответствующих государственных услуг и содержание имущества, переданного на праве оперативного управления федеральному казенному учреждению. Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений утверждены Приказом Минфина РФ и Минэкономразвития РФ от 29.10.2010 N 137/527. Право использования указанных нормативов при составлении сметы казенного учреждения закреплено п. 8 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671.
Для справки. Государственное задание формируется для казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (п. 3 ст. 69.2 БК РФ)*(6).
Остановимся на основных положениях Приказа N 112н, оставленных без изменения. Главный распорядитель наделен правом устанавливать с учетом Общих требований порядок составления, утверждения и ведения смет для подведомственных учреждений. В нем он вправе прописать особенности для отдельных учреждений и (или) групп учреждений, принимая во внимание:
- данные по результатам проверки правильности составления и ведения смет;
- результаты выполнения учреждением сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год;
- данные о соблюдении учреждением бюджетного законодательства РФ по результатам проведения контрольных мероприятий.
Под составлением сметы понимается установление объема и направлений расходования средств бюджета на основании ЛБО.
Для справки. ЛБО - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) (ст. 6 БК РФ).
Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов (КРБ) бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) КОСГУ. Все участники процесса утверждения, составления и ведения сметы (главный распорядитель, распорядитель, учреждение) наделены правом дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей.
Порядок утверждения сметы:
- смета обособленного (структурного) подразделения учреждения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета, утверждается руководителем учреждения, в составе которого создано данное подразделение (положение введено Приказом N 84н);
- смета главного распорядителя утверждается его руководителем;
- смета учреждения, не являющегося главным распорядителем, утверждается руководителем главного распорядителя, если не предусмотрен иной порядок, то есть в следующих случаях:
а) если руководитель главного распорядителя наделяет руководителя распорядителя правом утверждать сметы учреждений, находящихся в его ведении;
б) если руководитель главного распорядителя (распорядителя) наделяет руководителя учреждения правом самостоятельно утверждать смету.
Особые правила утверждения сметы действуют, если до учреждения доведено государственное (муниципальное) задание. Смета учреждения в этом случае утверждается руководителем учреждения. Во всех случаях, когда смета утверждается руководителем учреждения, руководитель главного распорядителя утверждает свод смет учреждений, представленный ему распорядителем. Руководитель учреждения теряет право утверждать смету в случае выявления нарушений бюджетного законодательства, допущенных соответствующим учреждением при исполнении сметы.
Требования к ведению сметы остались прежними, за исключением формы документа по внесению изменений в смету. Под ведением сметы понимается внесение в нее изменений в пределах доведенных учреждению ЛБО. Коррективы вносятся в смету в случае изменения:
- объемов сметных назначений или ЛБО;
- распределения сметных назначений по кодам КРБ (кроме кодов КОСГУ), требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя и ЛБО;
- распределения сметных назначений по кодам КОСГУ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя и утвержденного объема ЛБО;
- распределения сметных назначений по кодам КОСГУ, требующих изменения утвержденного объема ЛБО;
- распределения сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя и утвержденного объема ЛБО.
Внесение в смету исправлений, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя и ЛБО, утверждается после внесения в установленном порядке изменений в бюджетную роспись главного распорядителя и ЛБО. Изменения, вносимые в смету, утверждает лицо, наделенное правом утверждать смету.
Для справки. С 1 января 2012 года казенные учреждения в соответствии с пп. 10 п. 3.3, п. 3.4 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" обязаны будут обеспечить открытость и доступность отчета о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества. В разделе 2 "Результат деятельности учреждения" данного отчета казенное учреждение дополнительно указывает показатели кассового исполнения бюджетной сметы учреждения и показатели доведенных учреждению ЛБО (Приказ Минфина N 114н*(7)).
Л. Салина,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(2) Приказ Минэкономразвития РФ от 02.09.2010 N 410 "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации".
*(3) Приказ ФМБА РФ от 31.08.2010 N 486 "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы федеральных казенных учреждений - получателей (распорядителей) средств федерального бюджета, находящихся в ведении ФМБА России".
*(4) Приказ Минтранса РФ от 31.08.2010 N 187 "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации".
*(5) Приказ Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н "О внесении изменений в Приказ Минфина РФ от 20 ноября 2007 г. N 112н".
*(6) Подробнее о формировании государственного задания читайте в статье Л. Ларцевой "Порядок формирования государственного задания для казенных учреждений" (стр. 54).
*(7) Приказ Минфина РФ от 30.09.2010 N 114н "Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"