Порядок осуществления операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности
Согласно п. 3 ст. 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Порядок осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, регламентирован Приказом Минфина от 01.09.2008 N 88н (далее - Порядок).
Согласно п. 1.1 Порядка средствами от приносящей доход деятельности признаются средства, полученные казенными учреждениями:
- от оказания платных услуг;
- от безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований;
- от иной приносящей доход деятельности в валюте РФ (руб.).
Перечисленные средства подлежат зачислению на счета управлений Федерального казначейства по субъекту РФ, открытых в установленном ЦБ РФ порядке с заключением договора банковского счета в учреждениях ЦБ РФ (п. 1.3 Порядка).
К сведению. В случае отсутствия учреждений ЦБ РФ на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций счета могут открываться в кредитных организациях, определяемых в соответствии с законодательством РФ.
Порядок оформления генерального разрешения
Чтобы федеральные учреждения могли осуществлять приносящую доход деятельность, их главные распорядители прежде всего должны оформить генеральное разрешение на ведение ими указанной деятельности. Для оформления такого разрешения главный распорядитель должен вместе с сопроводительным письмом направить в департамент Минфина, курирующий его деятельность, следующие документы (п. 2.2 Порядка):
1. Заявление на рассмотрение Генерального разрешения (Дополнения к Генеральному разрешению) на осуществление приносящей доход деятельности, оформленное на бланке главного распорядителя по форме КФД 0531731 (приведена в приложении 1 к Порядку). Заявление подписывается руководителем и главным бухгалтером (их заместителями) и скрепляется гербовой печатью.
2. Заполненный на бумажном носителе в двух экземплярах бланк Генерального разрешения главного распорядителя средств федерального бюджета на осуществление приносящей доход деятельности подведомственными ему учреждениями по форме КФД 0531732 (приложение 2 к Порядку), завизированный руководителем юридической службы главного распорядителя, подписанный руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя (их заместителями) и скрепленный гербовой печатью.
3. Копии нормативных правовых актов РФ (в том числе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти), а также уставов учреждений, являющихся основанием для образования и использования средств от приносящей доход деятельности.
Департамент Минфина рассматривает перечисленные документы в течение пяти дней, проверяя правильность оформления экземпляров Генерального разрешения. Прежде всего проверяется их соответствие установленной форме, идентичность первого и второго экземпляров Генерального разрешения, наличие реквизитов, предусмотренных к заполнению главным распорядителем, а также соответствие показателей Генерального разрешения реестровым записям Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее - Сводный реестр).
Кроме того, проверяемые экземпляры Генерального разрешения должны соответствовать следующим требованиям (п. 2.4 Порядка):
- наименование главного распорядителя в заголовочной части Генерального разрешения должно соответствовать полному наименованию главного распорядителя, указанному в соответствующей реестровой записи Сводного реестра;
- код главного распорядителя по бюджетной классификации РФ (далее - код главы по бюджетной классификации) должен соответствовать коду, указанному в соответствующей реестровой записи Сводного реестра.
Генеральное разрешение должно быть завизировано руководителем юридической службы главного распорядителя и подписано руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя (их заместителями) с указанием расшифровки подписей и даты подписания (визирования) Генерального разрешения.
Наличие исправлений в представленных на рассмотрение Генеральных разрешениях не допускается.
При отсутствии замечаний экземпляры Генерального разрешения визируются директором департамента Минфина и передаются в Правовой департамент Минфина, который рассматривает их в течение семи рабочих дней. При отсутствии замечаний экземпляры Генерального разрешения визируются директором Правового департамента Минфина и передаются департаменту Минфина для подписания заместителем Министра финансов РФ. Затем подписанные экземпляры вместе с сопроводительным письмом направляются главному распорядителю.
В свою очередь, главный распорядитель представляет подписанные экземпляры Генерального разрешения в Федеральное казначейство одновременно с представлением их и на машинном носителе (при наличии электронного документооборота - в электронном виде с ЭЦП главного распорядителя) (п. 2.8 Порядка).
Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней проверяет идентичность Генерального разрешения на машинном носителе (или в электронном виде) бумажному. В случае обнаружения несоответствия реквизитов экземпляры Генерального разрешения возвращают главному распорядителю с указанием в протоколе проверки причины возврата.
Если замечания отсутствуют, то Федеральное казначейство регистрирует Генеральное разрешение в Журнале регистрации (код формы по УФД 0531804), который ведется в электронном виде (п. 2.10 Порядка).
Один экземпляр подписанного Генерального разрешения хранится Федеральным казначейством, второй - возвращается главному распорядителю.
Генеральное разрешение в течение двух рабочих дней со дня регистрации направляется Федеральным казначейством по системе электронного документооборота в управления Федерального казначейства по субъектам РФ (далее - Управление Федерального казначейства), о чем лицом, ответственным за ведение Журнала регистрации, проставляется в нем соответствующая запись.
Внесение изменений в Генеральное разрешение. Согласно п. 2.11 Порядка в случае упразднения или установления новых источников образования и (или) направления использования средств от приносящей доход деятельности главные распорядители оформляют Дополнение к Генеральному разрешению на осуществление приносящей доход деятельности (ф. 0531734, приведена в приложении 4 к Порядку) (далее - Дополнение к Генеральному разрешению). Его необходимо предоставить на рассмотрение в Минфин в двадцатидневный срок со дня начала действия нормативных правовых актов.
Дополнение к Генеральному разрешению оформляется Минфином и представляется в Федеральное казначейство в порядке, аналогичном порядку оформления Генерального разрешения, с учетом следующих особенностей:
- Дополнение к Генеральному разрешению направляется главным распорядителем в Минфин вместе с копиями Генерального разрешения и всех ранее зарегистрированных Дополнений к нему;
- дата регистрации Федеральным казначейством Генерального разрешения в кодовой зоне заголовочной части Дополнения к Генеральному разрешению должна быть указана в формате "день, месяц, год" (00.00.0000);
- наименование, дата и номер нормативного правового акта, устава учреждения, указанного в графе 2, а также порядковый номер записи в Генеральном разрешении, указанный в графе 3 Дополнения к Генеральному разрешению, должны соответствовать данным, указанным в соответствующей записи Генерального разрешения, с учетом ранее зарегистрированных Дополнений к Генеральному разрешению;
- номер Генерального разрешения, указанный в наименовании Дополнения к Генеральному разрешению, должен соответствовать регистрационному номеру Генерального разрешения, присвоенному ему Федеральным казначейством в соответствии с настоящим Порядком;
- дополнение к Генеральному разрешению, соответствующее установленным настоящим Порядком требованиям, регистрируется Федеральным казначейством в Журнале регистрации.
Порядок оформления разрешения
В соответствии с п. 2.12 Порядка на основании Генерального разрешения или Дополнения к нему главный распорядитель оформляет для подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета Разрешение на осуществление приносящей доход деятельности (ф. 0531735, приложение 5 к Порядку) (далее - Разрешение). В свою очередь, распорядители на основании Разрешения в течение 10 рабочих дней со дня его получения от главного распорядителя оформляют такое Разрешение для подведомственных им учреждений.
К сведению. Номера присваиваются Разрешениям оформившими их главными распорядителями (распорядителями) в установленном порядке.
Разрешение оформляется в двух экземплярах: один остается у главного распорядителя (распорядителя), другой направляется распорядителю, получателю.
Далее получатель представляет надлежащим образом оформленное главным распорядителем (распорядителем) Разрешение в территориальный орган Федерального казначейства (ОФК) по месту обслуживания с одновременным представлением на машинном носителе или при наличии электронного документооборота между получателем и ОФК - в электронном виде. Если главный распорядитель (распорядитель) и находящийся в его непосредственном ведении получатель обслуживаются в одном ОФК, Разрешение может быть представлено только в электронном виде. ОФК осуществляет проверку правильности оформления представленного получателем Разрешения в течение трех рабочих дней (п. 2.14 Порядка). В случае отсутствия замечаний к оформлению Разрешения на нем проставляется отметка о проведении проверки (должна содержать дату окончания проверки, подпись, расшифровку подписи с указанием фамилии и инициалов уполномоченного лица). Разрешение хранится в деле клиента.
ОФК возвращает получателю Разрешение в следующих случаях (п. 2.16 Порядка):
- отсутствие в Разрешении реквизитов, подлежащих заполнению;
- несоответствие реквизитов, указанных в представленном документе, реестровым записям Сводного реестра или сведениям, указанным в Журнале регистрации;
- несоответствие бланка представленного Разрешения установленной Порядком форме документа;
- наличие в представленном Разрешении исправлений.
Если Разрешение представлялось в электронном виде, получателю направляется протокол проверки с указанием причины возврата.
Представление сметы доходов и расходов
Кроме разрешения, получатель должен представить в ОФК:
- смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год (далее - Смета доходов и расходов);
- Сведения о сметных назначениях, содержащихся в Смете доходов и расходов (далее - Сведения о смете), по форме, приведенной в приложении 7 к Порядку (код формы по КФД 0531737).
Смета доходов и расходов представляется на бумажном носителе, Сведения о смете - на машинном носителе, а при наличии электронного документооборота между учреждением и ОФК - в электронном виде.
В соответствии с порядком, установленным главным распорядителем, Смета доходов и расходов утверждается руководителем учреждения, и при наличии обмена информацией между ним и ОФК по системе электронного документооборота Сведения о смете могут представляться в электронном виде без предоставления Сметы доходов и расходов на бумажном носителе.
При утверждении изменений, вносимых в Смету доходов и расходов, учреждение представляет в ОФК по месту его обслуживания: на бумажном носителе - изменения, вносимые в Смету доходов и расходов, на машинном носителе либо при наличии электронного документооборота между учреждением и ОФК в электронном виде - Сведения о смете, содержащие показатели с учетом утвержденных изменений.
К сведению. В случаях, когда порядком составления Сметы доходов и расходов, утвержденным главным распорядителем, предусмотрено формирование в Смете доходов и расходов отдельных разделов в разрезе видов приносящей доход деятельности, учреждение представляет в ОФК Сведения о смете, содержащие сводные (группировочные) данные по всем разделам Сметы доходов и расходов (п. 3.1 Порядка).
ОФК в течение трех рабочих дней со дня представления учреждением Сведений о смете осуществляют их проверку в соответствии с перечисленными требованиями (п. 3.3 Порядка).
Проверяемые реквизиты Сведений о смете должны отвечать следующим требованиям (п. 3.2 Порядка):
- КБК, указанные в Сведениях о смете, должны соответствовать источникам образования либо направлениям использования средств от приносящей доход деятельности, указанным в соответствующих записях Разрешения (с учетом изменений, утвержденных на дату составления Сведений о смете Дополнениями к Разрешению);
- показатели Сведений о смете должны соответствовать показателям Сметы доходов и расходов в части КБК и сумм годовых сметных назначений по соответствующим КБК: по доходам, по расходам (в разрезе кода главы по бюджетной классификации и кодам КОСГУ), а также по кодам изменения остатка средств на счетах (в разрезе кода главы по бюджетной классификации и кодам КОСГУ). Сведения о смете должны содержать соответствующие КБК, действующие в текущем финансовом году на дату представления Сведений о смете;
- показатели расходов по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета не должны быть меньше сумм принятых получателем обязательств, финансовым источником исполнения которых являются средства, полученные от приносящей доход деятельности.
При соответствии представленных Сведений о смете указанным требованиям показатели данной формы отражаются на лицевых счетах учреждения. Если все же выявлены несоответствия, ОФК регистрирует такие Сведения о смете в Журнале регистрации неисполненных документов и не позднее установленного срока направляет учреждению протокол проверки с указанием причины возврата.
В соответствии с п. 3.4 Порядка ОФК ежемесячно на отчетную дату, а также по письменному запросу с указанием периода представления направляет главным распорядителям (распорядителям) по находящимся в их ведении учреждениям Сводные сведения о сметных назначениях, содержащихся в сметах доходов и расходов по приносящей доход деятельности (код формы по КФД 0531729), согласно приложению 8 к Порядку.
К сведению. Обособленное подразделение также представляет в ОФК по месту обслуживания Смету доходов и расходов и Сведения о смете в соответствии с Порядком.
Порядок осуществления операций со средствами от приносящей доход деятельности
Предоставленные получателем Разрешение и Сведения о смете служат основанием для отражения на его лицевых счетах операций со средствами от приносящей доход деятельности.
Платежные поручения оформляются в порядке, установленном Положением об особенностях расчетно-кассового обслуживания органов Федерального казначейства, утвержденным ЦБ РФ N 298-П, Минфином РФ N 173н 13.12.2006. При этом в поле "Назначение платежа" платежного поручения плательщиком дополнительно указывается наименование источника образования дохода или порядковый номер записи Разрешения, сообщенного получателем.
В случае отсутствия в платежном поручении ссылки на источник образования средств от приносящей доход деятельности или при условии, что указанный в платежном поручении источник средств не соответствует источникам, отраженным в Разрешении, ОФК зачисляет сумму поступлений на лицевой счет получателя бюджетных средств без права ее расходования (суммы без права расходования) с отражением поступившей суммы в Выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств и в Приложении к выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств, сформированных в установленном порядке, до представления получателем соответствующего Дополнения к Разрешению или дополнительной информации об источнике образования средств от приносящей доход деятельности, оформленной на бланке получателя и заверенной подписями руководителя и главного бухгалтера получателя (их заместителей).
Суммы, зачисленные на счет УФК, учитываются как невыясненные поступления в следующих случаях (п. 4.3 Порядка):
- не указано (ошибочно указано) наименование получателя или реквизиты его лицевого счета;
- не указана иная информация, подлежащая включению в платежное поручение и необходимая для отнесения данных поступлений к соответствующему получателю;
- получатель не включен в установленном порядке в Сводный реестр;
- получателем не представлены в ОФК документы, необходимые для открытия на лицевом счете раздела по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Если перечисленные недочеты не устранены в течение 10 рабочих дней, ОФК возвращает суммы поступлений, отраженных как невыясненные, плательщику (п. 4.4 Порядка).
Оформление Заявок. В соответствии с п. 4.5 Порядка для оплаты денежных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности получатели представляют в ОФК Заявку на кассовый расход (ф. 0531801) или Заявку на получение наличных денег (ф. 0531802) (далее - Заявки).
Обратите внимание! ОФК отказывает получателю в приеме Заявок в случае непредставления Сведений о смете на текущий финансовый год (п. 4.5 Порядка).
Представленные Заявки ОФК проверяет:
- на правильность их оформления;
- на соответствие подписей в Заявках имеющимся образцам подписей в Карточке образцов подписей (ф. 0531753), хранящейся в ОФК;
- на соответствие указанных в Заявках кодов классификации расходов федерального бюджета, содержащих код главы по бюджетной классификации и код КОСГУ, текстовому назначению платежа;
- на соответствие кодов классификации расходов федерального бюджета, указанных получателем, кодам бюджетной классификации, действующим в текущем финансовом году;
- на соответствие кодов классификации расходов федерального бюджета, указанных в Заявках, кодам бюджетной классификации, указанным в Сведениях о смете;
- на непревышение сумм, указанных в Заявках, над суммой остатка средств от приносящей доход деятельности за минусом средств, зачисленных на лицевой счет получателя без права расходования;
- на непревышение сумм, указанных в Заявках по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета, над показателями годовых сметных назначений, указанных в Сведениях о смете по идентичным кодам бюджетной классификации, с учетом ранее произведенных кассовых расходов по данному коду бюджетной классификации;
- на соответствие кода участника бюджетного процесса, указанного в Заявках, коду по Сводному реестру, коду, указанному в учтенном обязательстве;
- на соответствие кодов классификации расходов федерального бюджета, указанных в Заявках, кодам бюджетной классификации учтенного обязательства;
- на соответствие предмета принятого на учет обязательства текстовому назначению платежа, указанному в Заявках;
- на непревышение суммы кассового расхода по обязательству, указанной в Заявках, над суммой соответствующего неисполненного обязательства;
- на соответствие наименования контрагента получателя, его банковских реквизитов, ИНН, КПП, указанных в Заявке, соответствующим показателям по учтенному обязательству.
В случае соответствия Заявок установленным выше требованиям уполномоченным лицом в них проставляется отметка о регистрации (с указанием даты, подписи и расшифровки подписи, содержащей инициалы и фамилию), подтверждающая санкционирование оплаты денежных обязательств получателя, после чего Заявка принимается к исполнению.
Если Заявки не соответствуют перечисленным требованиям, ОФК возвращает экземпляры Заявок на бумажном носителе получателю не позднее срока, установленного для проверки, с указанием в прилагаемом протоколе проверки причины возврата. Если Заявки представлены только в электронном виде, получателю направляется протокол проверки с указанием причины возврата.
Остаток средств от приносящей доход деятельности, сформированный по результатам деятельности получателя в предыдущем финансовом году, в текущем финансовом году подлежит учету на лицевых счетах как вступительный остаток на 1 января текущего финансового года, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете (п. 4.11 Порядка).
Бюджетный учет операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности
Напомним, что ранее согласно п. 149 Инструкции N 148н*(1) расчеты по приносящей доход деятельности осуществлялись на счете 0 205 03 000 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг".
В соответствии с п. 77 Инструкции по применению бюджетного плана счетов, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), казенные учреждения с 01.01.2011 осуществляют расчеты по доходам от оказания платных услуг на счете 0 205 31 000 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг". Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:
Инструкция N 162н (с 01.01.2011) | Инструкция N 148 (до 01.01.2011) | |||
Наименование операции | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Начисление доходов | 0 205 31 560 | 0 401 10 130 | 0 205 03 560 | 0 401 03 130 |
Начисление сумм заказчикам в соответствии с договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы готовой продукции, работ, услуг* | 0 205 31 560 | 0 401 40 000 | 0 205 03 560 | 0 401 04 130 |
Зачислены в доход текущего отчетного периода доходы будущих периодов | 0 401 40 000 | 0 401 10 130 | 0 401 04 130 | 0 401 01 130 |
Поступление сумм доходов** | 0 201 11 510, 0 201 34 510 | 0 205 31 660 | 0 201 01 510, 0 201 04 510 | 0 205 03 660 |
Возврат излишне полученных доходов в рамках приносящей доход деятельности | 0 205 31 560 | 0 201 11 610 | 0 205 03 560 | 0 210 04 130 |
* Начислены доходы будущих периодов. ** Прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц производится по бланкам строгой отчетности - Квитанциям (ф. 0504510) и Приходным кассовым ордерам (ф. 0310001). В случае приема наличных денежных средств уполномоченными лицами последние ежедневно сдают в кассу учреждения денежные средства, оформленные Реестром сдачи документов, с приложением квитанций (их копий) (п. 48 Инструкции N 162н). |
О. Заболонкова,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"