Прошу пояснить пункт 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ. В подпункте 3 данного пункта есть фраза "...при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар...". При выполнении ремонтно-строительных работ заключается не договор купли-продажи, а договор подряда. Следует ли из этого, что материал, используемый при проведении ремонтно-строительных работ, надо расценивать как товар и руководствоваться при подаче заявки приведенной нормой? Нужно ли прикладывать к заявке для подтверждения соответствия товаров требованиям, установленным согласно законодательству РФ, сертификаты на весь используемый материал?
Порядок размещения государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме регламентируется главой 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Отличие электронного аукциона от обычного открытого аукциона состоит в том, что его проведение обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет. Под электронной площадкой понимается сайт в Интернете, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме*(1). Для участия в таком аукционе участник размещения заказа, получивший аккредитацию, подает заявку. Требования к ней изложены в статье 41.8 Закона N 94-ФЗ. Как гласит пункт 3 этой статьи, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из 2 частей.
Содержание первой части зависит от того, что является предметом аукциона - поставка товара, выполнение работ или оказание услуг*(2). Применительно к работам, для выполнения которых используется товар, она должна включать в себя:
- согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме;
- согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие на товарный знак предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме;
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак используемого товара*(3).
То есть в первой части подтверждается готовность участника аукциона выполнить работы с использованием товаров, соответствующих определенным параметрам и не являющихся контрафактными (пиратскими) с точки зрения исключительных прав на товарные знаки.
Во второй части вне зависимости от того, будут осуществляться поставка или выполняться работы по государственному контракту, должна заключаться следующая информация и прилагаться документы:
- сведения об участнике аукциона (фирменное наименование (наименование), организационно-правовая форма, место нахождения, ИНН и пр.);
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о наличии такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица, и др.
Во второй части заявки также должны быть копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям законодательства России. Эти копии представляются в 2 случаях:
- если установлены соответствующие требования к таким товарам, работам, услугам;
- если представление указанных документов предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме*(4).
В Законе N 94-ФЗ не раскрываются перечень и содержание документов, прилагаемых к заявке на участие в электронном аукционе. А поскольку способ размещения государственного заказа посредством электронного аукциона введен в действие сравнительно недавно, на сегодняшний момент отсутствует судебная практика по этому вопросу. Разберем аналогичные требования, предъявляемые в статье 35 рассматриваемого Закона к оформлению заявки для участия в открытом аукционе.
Заявка должна включать в себя сведения о функциональных (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг*(5). Кроме того, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям законодательства Российской Федерации при условии, что законодательно установлены требования к таким товару, работам, услугам. Отсутствие в поданной заявке вышеуказанных сведений является основанием для отказа в допуске к аукциону в связи с несоответствием заявки предъявляемым требованиям. Так, ФАС Дальневосточного округа, рассматривая дело по иску организации, участвовавшей в аукционе на проведение подрядных работ при строительстве передающих электросетей, указал следующее. В соответствии с проектно-сметной документацией, являющейся составной частью аукционной документации, каждый вид материалов, изделий, которые будут использоваться, должен отвечать определенным требованиям в части типа, марки и технических характеристик. Включение указанного положения в аукционную документацию соответствует части 7 статьи 52 ГрК РФ и не противоречит пункту 2 части 2 статьи 35 Закона N 94-ФЗ.
Организация в заявке не описала качественных характеристик материалов, которые должны были использоваться при выполнении контракта, не указала и номеров ГОСТов, ТУ и дат их принятия или иных необходимых сведений. Суд пришел к выводу, что она нарушила требования пункта 2 части 2 статьи 35 Закона N 94-ФЗ и пункта 10.3 раздела 10 документации об аукционе*(6). Аналогичную позицию занимают и другие суды при рассмотрении подобных дел*(7).
В другом случае суд признал неправомерность отказа в допуске заявки к участию в аукционе из-за того, что сведений о качестве выполняемых работ и используемого материала было недостаточно. В своем решении суд указал, что, поскольку в аукционной документации нет четких критериев описания характеристик основных строительных материалов и оборудования, участник размещения заказа описал качественные характеристики строительных материалов и оборудования в точном соответствии с требованиями муниципального заказчика. При этом участник размещения заказа указал, что основные строительные материалы будут соответствовать требованиям ГОСТов и иной документации, регламентирующей качество строительных материалов, обязался организовать контроль качества поступающих для выполнения работ материалов, конструкций, проверку наличия сертификатов соответствия, технических паспортов и других документов, удостоверяющих их происхождение, номенклатуру и качественные характеристики.
При таких обстоятельствах суд посчитал необоснованным вывод аукционной комиссии о том, что в сведениях о качестве работ заявки отсутствует описание основных строительных материалов и оборудования*(8). В отношении необходимости предоставления вместе с заявкой копий сертификатов качества на используемые материалы при выполнении работ следует отметить позицию Минэкономразвития России, высказанную в письме от 11.03.2009 N Д05-1188. В частности, было отмечено, что в заявке на участие в аукционе должны иметься предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг*(9). В случаях, определенных документацией об аукционе, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным согласно законодательства Российской Федерации. Не допускается требовать представление указанных документов, если их передача вместе с товаром закреплена законодательно.
Согласно статье 456 ГК РФ продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности и относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Следовательно, сертификаты соответствия на поставляемый товар должны представляться одновременно с передачей товара, если это предусмотрено условиями исполнения государственного контракта и законодательством России. Таким образом, требование заказчика о представлении в составе заявки копии сертификатов соответствия на поставляемый товар и отказ участнику в допуске к участию в торгах по причине отсутствия в составе заявки указанных сертификатов является неправомерным.
Из сказанного можно сделать следующий вывод. Заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме нужно составлять в строгом соответствии с требованиями аукционной документации и действующим законодательством. Требование о представлении копий сертификатов соответствия на используемые при выполнении работ материалы неправомерно, и при отказе в допуске заявки к аукциону по этому основанию решение аукционной комиссии может быть обжаловано.
Д.Ю. Косихин,
руководитель юридического направления
экспертно-консультационного отдела компании ПРАВОВЕСТ
1 января 2011 г.
"В курсе правового дела", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 1, 2 ст. 41.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
*(2) п. 4 ст. 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ
*(3) пп. 3 п. 4 ст. 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ
*(4) пп. 5 ч. 6 ст. 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ
*(5) п. 2 ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ
*(6) постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2010 N Ф03-3509/2010
*(7) постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.04.2010 по делу N А56-37912/2009
*(8) постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 по делу N А29-2152/2010
*(9) п. 2 ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"