Изменения в законодательстве о страховых взносах
Вот уже год действует Федеральный закон N 212-ФЗ*(1). Практика его применения выявила необходимость внесения в отдельные положения уточнений, кроме того, о вопросе о снижения ставок страховых взносов представители бизнеса не забывали в течение всего года. Об уже принятых изменениях и готовящихся проектах читателям рассказывает наш эксперт.
8 декабря 2010 года Президент РФ подписал Федеральный закон N 339-ФЗ*(2), вносящий изменения в Федеральный закон N 212-ФЗ и другие акты законодательства РФ. Изменения вступили в силу с 01.01.2010.
Прежде всего рассмотрим изменения, которые затрагивают положения Федерального закона N 212-ФЗ и будут интересны бухгалтерам аптек.
Взаимоотношения страхователя и органа контроля за уплатой страховых взносов
Глава 2 "Уплата страховых взносов" Федерального закона N 212-ФЗ дополнена ст. 5.1 "Представительство в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом". Согласно положениям данной статьи плательщик страховых взносов может участвовать в отношениях, регулируемых Федеральным законом N 212-ФЗ, через законного или уполномоченного представителя.
Личное участие плательщика страховых взносов в отношениях, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя плательщика страховых взносов не лишает плательщика страховых взносов права на личное участие в указанных правоотношениях.
Полномочия представителя плательщика страховых взносов должны быть документально подтверждены.
Действия (бездействие) законных представителей плательщика страховых взносов, совершенные в связи с участием этого плательщика страховых взносов в отношениях, регулируемых Федеральным законом N 212-ФЗ, признаются действиями (бездействием) этого плательщика страховых взносов.
Новая норма разделяет представителей плательщика страховых взносов на законных и уполномоченных.
Категория плательщика страховых взносов | Законные представители | Уполномоченные представители* |
Организация | Законными представителями плательщика страховых взносов - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов | Уполномоченный представитель плательщика страховых взносов - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ |
Физическое лицо | Законными представителями плательщика страховых взносов - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с гражданским законодательством РФ | Уполномоченный представитель плательщика страховых взносов - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, в соответствии с гражданским законодательством РФ |
* Уполномоченным представителем плательщика страховых взносов признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком страховых взносов представлять его интересы в отношениях с органами контроля за уплатой страховых взносов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах. |
Обратите внимание! Не могут быть уполномоченными представителями плательщика страховых взносов должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов, налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
Объект обложения страховыми взносами
В статью 7 Федерального закона N 212-ФЗ внесены изменения, расширяющие объект обложения страховыми взносами, или в любом случае позволяющие Минздравсоцразвития давать подобные разъяснения, основывая их на нормах законодательства. Если раньше объектом обложения страховыми взносами признавались выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам, то в редакции Федерального закона N 339-ФЗ объектом будут признаваться выплаты в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений.
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами
Подпункт "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ дополнен абзацем: компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников. Таким образом, пополнился перечень компенсационных выплат, которые исключены из сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами. С 01.01.2011 при выплате работнику, который продолжает работу в организации, компенсации за неиспользованный отпуск с ее суммы бухгалтеру аптеки придется начислить страховые взносы. Следует отметить, что выплаты, связанные с увольнением работников, освобождаются от обложения страховыми взносами. Исключение составляет компенсация за неиспользованный отпуск.
Таким образом, с 01.01.2011 любые компенсации за неиспользованный отпуск подлежат обложению страховыми взносами.
Уплата страховых взносов
Федеральный закон N 212-ФЗ предоставляет страхователям возможность сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащую уплате в ФСС, уменьшить на сумму произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ.
Федеральный закон N 339-ФЗ дополняет это положение новым правом плательщиков страховых взносов: плательщик страховых взносов вправе в пределах расчетного периода зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Еще одним новшеством в порядке уплаты страховых взносов стало предоставление физическим лицам возможности уплачивать страховые взносы через кассу местной администрации либо организацию федеральной почтовой связи. Правда, при условии отсутствия банка. В связи с этим на местные администрации и организации почтовой связи возложены дополнительные обязанности и предусмотрена ответственность за ненадлежащее их исполнение.
Статья 18 "Исполнение обязанности по уплате страховых взносов" Федерального закона N 212-ФЗ дополнена следующими положениями:
- при обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов;
- по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка уплаченных плательщиком страховых взносов. Результаты такой сверки оформляются актом, который подписывается плательщиком страховых взносов и уполномоченным должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов;
- на основании заявления плательщика страховых взносов об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов и акта совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов. Форма решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов. При этом орган контроля за уплатой страховых взносов осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму страховых взносов, за период со дня их фактической уплаты в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия органом контроля за уплатой страховых взносов решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов. О принятом решении об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов уведомляет плательщика страховых взносов в течение пяти дней после принятия данного решения;
- правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней и штрафов.
Отчетность по страховым взносам
Значительным изменениям подверглась ч. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ, регулирующая порядок и сроки представления страхователями отчетности по страховым взносам.
Что касается отчетности в ФСС, которую согласно предыдущей редакции закона страхователи должны были представить до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в результате внесенных изменений, представлять данную отчетность необходимо не позднее 15 числа.
Как разъяснял Минздравсоцразвития в Письме от 01.03.2010 N 422-19, ссылаясь на предыдущую редакцию Федерального закона N 212-ФЗ, последним днем представления расчета в территориальный орган Фонда социального страхования РФ за I квартал 2010 года является 14 апреля, за полугодие - 14 июля, за 9 месяцев - 14 октября. Расчет в Фонд социального страхования РФ за 2010 год представляется по 14 января 2011 года включительно. Теперь же положения Федерального закона N 212-ФЗ приведены в соответствие с положениями Федерального закона N 125-ФЗ*(3) (п. 1 ст. 24) и формой 4-ФСС *(4). Следовательно, последним днем представления отчета 4-ФСС за 2010 год будет являться 17 января 2011 года*(5).
Что касается отчетности, представляемой плательщиками страховых взносов в ПФР, данные положения подверглись значительным изменениям. Соответствующая норма полностью представлена в новой редакции.
Редакция п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ до внесения изменений | Пункт 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ в редакции Федерального закона N 339-ФЗ |
Плательщики страховых взносов ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР представляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования | Плательщики страховых взносов не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР представляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" |
Чем обернутся данные нововведения для страхователей?
Во-первых, и это хорошая новость, увеличивается срок, который дается страхователю на подготовку и сдачу отчетности, на 15 дней, что очень существенно, ведь в период сдачи отчетов на счету не то что каждый день - каждый час.
Во-вторых, устанавливается новое требование - теперь расчет РСВ-1 *(6) и персонифицированная отчетность должны представляться вместе. Причем не просто в один срок, а одновременно. В 2010 году некоторые территориальные отделения ПФР предъявляли такое требование к страхователям, теперь же оно закреплено законодательно.
Последнее новшество потребовало корректировок Федерального закона N 27-ФЗ. И они присутствуют в Федеральном законе N 339-ФЗ. Абзац 1 п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ представлен в новой редакции: страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения.
Однако, что касается персонифицированной отчетности за 2010 год, бухгалтерам аптек не следует забывать, что срок представления данной отчетности установлен Федеральным законом N 213-ФЗ (п. 12 ст. 37)*(7): страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции настоящего Федерального закона), до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
Зачет (возврат) сумм страховых взносов
Претерпели изменения и положения ст. 26 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов" Федерального закона N 212-ФЗ.
Так, если ранее согласно положениям ч. 6 данной статьи зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов осуществлялся на основании письменного заявления плательщика страховых взносов по решению органа контроля за уплатой страховых взносов, то с 01.01.2011 зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей будет производиться по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно. Однако данное положение не будет препятствовать плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменное заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов. Орган контроля за уплатой страховых взносов будет обязан принять решение в течение десяти дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов.
Страховые взносы: ближайшее будущее
В Послании Федеральному собранию от 30.11.2010 Президент РФ обозначил приоритетные направления в проводимой им политике развития России. Одним из таких моментов был вопрос размера тарифа страховых взносов. Как указано в послании, для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сфере, решено установить двухлетний переходный период со ставкой страховых взносов на уровне 26%.
В это же время министр экономического развития Эльвира Набиуллина сообщила журналистам, что Минэкономразвития совместно с Минздравсоцразвития разрабатывает законопроект, который предоставляет льготы по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды всем предприятиям малого бизнеса кроме работающих в сферах торговли, финансовых услуг и операций с недвижимостью.
Глава Минэкономразвития пояснила, что позиция министерства заключается в том, что под эту льготу не должны подпадать только предприятия, которые работают в торговой сфере, сфере предоставления финансовых услуг и операций с недвижимостью.
Вместе с тем Эльвира Набиуллина уточнила, что отдельное решение может быть принято по аптекам. Мотивация здесь простая: несмотря на то что формально аптечные организации относятся к торговым, у них есть большая социальная функция.
От редакции. На момент сдачи номера в печать законопроект, предусматривающий установление двухлетнего переходного периода со ставкой страховых взносов в размере 26%, уже поступил в Госдуму. Соответствующая информация содержится на сайте Госдумы (www.duma.gov.ru). Однако перечень льготных видов деятельности - слабое место представленного проекта и вызывает много вопросов и обсуждений. Что же касается аптек, при составлении законопроекта разработчики, видимо, забыли об их социальной функции.
О.А. Ларин,
эксперт журнала
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(2) Федеральный закон от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(3) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
*(4) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 N 871н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения".
*(5) Согласно п. 7 ст. 4 закона N 212-ФЗ в случае, если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. В 2011 году 15 января приходится на субботу.
*(6) Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 N 894н.
*(7) Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"