Рассматриваем индивидуальный трудовой спор
Нередко при осуществлении трудовой деятельности между работником и работодателем возникают разногласия, связанные с применением норм трудового права. Так, работник может быть не согласен с увольнением, считать, что ему неправильно оплатили работу в выходные или праздничные дни, и т.д. Как правило, в подобных ситуациях он за защитой своих интересов обращается в суд. Но законодатель предусмотрел способ досудебного разрешения трудовых споров, предоставляя право осуществлять их рассмотрение специально созданным в организациях комиссиям по рассмотрению трудовых споров.
Какие споры рассматривает комиссия по индивидуальным трудовым спорам, как она создается и каковы особенности ее работы, мы расскажем в данной статье.
Трудовые споры
В силу ч. 4 ст. 37 Конституции РФ признано право каждого гражданина на разрешение индивидуальных трудовых споров с использованием установленных федеральным законом способов. Вопросы, связанные с рассмотрением индивидуальных трудовых споров, регулируются гл. 60 ТК РФ, а также другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, не противоречащими ему, а именно федеральными законами:
- от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации";
- от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях" (далее - Закон N 10-ФЗ);
- от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах";
- от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве);
- а также Гражданским процессуальным кодексом, учитывая требования Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 2) и др.
Вначале рассмотрим, что же такое индивидуальный трудовой спор. Согласно ч. 1 ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым также признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях (например, спор о восстановлении на работе) или изъявившим желание заключить с ним трудовой договор, если работодатель ему в этом отказывает (ч. 2 ст. 381 ТК РФ).
Обратите внимание! Не следует путать индивидуальный трудовой спор с коллективным, поскольку стороной последнего выступают работники (в лице их представителя). И коллективный спор, как правило, затрагивает вопросы заключения, изменения или выполнения коллективного договора, соглашения, установления или изменения условий труда, а индивидуальный - вопросы применения уже установленных условий труда.
Особенности индивидуального трудового спора таковы:
- стороны спора - работник и работодатель:
- возникшие разногласия не удалось урегулировать;
- спор возник по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов;
- о возникших разногласиях заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Органы, рассматривающие такие споры, - это комиссия по трудовым спорам (далее - КТС) и суд. К ним стороны обращаются обычно после попытки урегулировать споры путем переговоров. Ранее действующий Кодекс законов о труде РФ устанавливал обязательный досудебный порядок обращения в КТС, если она существовала в организации. Статья 391 ТК РФ не предусматривает обязательного досудебного обращения в КТС, и в суд можно обратиться как после рассмотрения индивидуального спора комиссией, так и минуя КТС.
Формируем комиссию
Прежде чем рассмотреть порядок создания КТС, отметим, что специальной обязанности работодателей по созданию КТС в организации законодательством не установлено. А если со стороны работодателя выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, или религиозная организация, то индивидуальные трудовые споры, не урегулированные работником и работодателем самостоятельно, рассматриваются только в суде (ст. 308, 348 ТК РФ).
Создание КТС регламентируется ст. 384 ТК РФ. Инициативу по образованию комиссии могут проявить как работники или их представительный орган (профсоюзная организация или иной), так и работодатель в лице руководителя организации. Как правило, инициатором выступает профсоюзный орган или представитель коллектива работников. Согласно ст. 11 Закона N 10-ФЗ профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений и по просьбе членов профсоюза, а также других работников или по собственной инициативе могут обращаться с заявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры. КТС может создаваться в организации с любым количеством работников.
Предложение об образовании КТС должно быть сделано в письменном виде. Сторона, получившая такое предложение, обязана дать ответ письменно и в течение 10 дней назначить своих представителей и направить их в комиссию. КТС должна состоять из равного числа представителей работников и работодателя, общее же количество членов определяется по соглашению сторон.
Представители работников избираются общим собранием работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании работников. Членами КТС могут быть любые сотрудники независимо от занимаемой должности и членства в профсоюзе.
Представители работодателя назначаются приказом руководителя организации, но при этом необходимо получить их согласие на участие в работе комиссии и ознакомить их с данным приказом. Сам руководитель организации не может входить в ее состав.
КТС может образовываться и в структурных подразделениях организации на основании решения общего собрания работников, по тому же принципу, что и КТС в организации. В комиссиях структурных подразделений рассматриваются споры, возникающие в пределах полномочий этих подразделений, например, об оплате сверхурочных работ, о неправомерном перемещении работника в пределах подразделения. Спор о перемещении работника в другое структурное подразделение будет предметом рассмотрения КТС организации.
КТС правомочна, если на заседании присутствует не менее половины ее членов. Она должна иметь свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем, то есть работодатель должен предоставить КТС помещение для работы, хранения документации, обеспечить печатями, оргтехникой, канцелярскими принадлежностями и т.д. Срок, на который создается КТС, законодателем не установлен, поэтому КТС может быть создана на срок определенный, неопределенный или только для рассмотрения единичного индивидуального трудового спора.
Председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии избираются из состава комиссии.
Обратите внимание! КТС структурного подразделения не является составной частью КТС организации и не подчиняется ей. Она имеет свою печать, своего председателя и рассматривает индивидуальные трудовые споры только в пределах своей компетенции.
Отметим, что для участия в работе комиссии ее членам предоставляется свободное от работы время с сохранением среднего заработка (ст. 171 ТК РФ).
В силу ст. 385 ТК РФ КТС рассматривает все индивидуальные трудовые споры, если для их рассмотрения действующим трудовым законодательством не установлен иной порядок рассмотрения. Исключение составляют споры, отнесенные к компетенции суда в соответствии со ст. 391 ТК РФ, а именно:
- по заявлениям работников о восстановлении на работе;
- об изменении даты и формулировки причины увольнения;
- о переводе на другую работу;
- о плате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
- о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
- по заявлениям работодателя о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами;
- споры об отказе в приеме на работу лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций либо лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
К компетенции КТС законодатель относит споры:
- о признании недействительными условий трудового договора, снижающих уровень прав и гарантий работника;
- о правомерности изменения работодателем условий трудового договора;
- о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и дополнительного времени отдыха в виде компенсации за работу в сверхурочное время;
- об оплате сверхурочных работ, выплате премий, доплате за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы;
- об обоснованности применения дисциплинарных взысканий в виде замечания, выговора;
- о неправомерном отстранении от работы;
- о предоставлении льгот, предусмотренных трудовым договором;
- о выплате компенсации за неиспользованный отпуск уволенному работнику, и т.д.
Обратите внимание! Если КТС был рассмотрен спор, не входящий в ее компетенцию, то принятое комиссией решение недействительно.
Порядок рассмотрения споров
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров включает в себя следующие этапы:
1. Принятие к рассмотрению заявления.
Статья 386 ТК РФ установила трехмесячный срок, в течение которого работник может обратиться в КТС, со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Обращаем внимание, что КТС не может отказать работнику в приеме заявления, даже если оно подано с нарушением срока. Оно в любом случае должно быть принято и зарегистрировано. В случае пропуска установленного срока по уважительным причинам комиссия может его восстановить и разрешить спор по существу. Регистрация поступивших заявлений в КТС на практике обычно производится в журнале, в котором фиксируются: дата подачи заявления; имя, отчество, фамилия работника, его подающего; существо спора.
2. Подготовка материалов к рассмотрению.
На этом этапе уточняются обстоятельства спора, устанавливается список лиц, участвующих в рассмотрении, свидетели и т.п.
3. Рассмотрение спора.
Трудовой спор должен быть рассмотрен КТС в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления, в удобное для сторон время. Спор рассматривается в присутствии работника, но по его письменному заявлению может быть рассмотрен и в его отсутствие.
Примечание. Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.
В случае неявки работника или его представителя на заседание комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах трехмесячного срока. Обязанность работодателя или его представителя присутствовать на заседании комиссии законодательством не предусмотрена. Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок предоставлять ей необходимые документы.
Во время заседания КТС ведется протокол, в котором фиксируются: наименование КТС; число членов комиссии от каждой стороны, их фамилии, имена, отчества; фамилия, имя, отчество подавшего заявление работника; существо спора; объяснения работника; возражения работодателя; объяснения свидетелей и специалистов и др. Данный протокол подписывается председателем комиссии и заверяется печатью.
4. Вынесение решения по спору.
По итогам рассмотрения спора принимается решение простым большинством голосов членов комиссии тайным голосованием. Если при этом голоса разделились поровну, решение считается непринятым. Тогда работник может обратиться за разрешением трудового спора в суд.
В силу ст. 388 ТК РФ в решении КТС должны быть:
- наименование организации (если спор рассматривался КТС структурного подразделения, то его наименование);
- фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;
- даты обращения в комиссию и рассмотрения спора;
- существо спора;
- фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
- существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
- результаты голосования.
Также в решении отражаются заявленные работником требования, сделанные им на самом заседании комиссии, а также указываются действия, которые должен произвести работодатель, или дается отказ в удовлетворении требований работника со ссылкой на действующее законодательство.
Решение подписывается всеми членами комиссии, присутствующими при рассмотрении спора, председателем КТС или его заместителем и заверяется печатью комиссии. Копии решения в течение трех дней со дня его принятия вручаются работнику и работодателю или их представителям под роспись.
Отметим, что Трудовой кодекс не предусматривает права КТС пересматривать принятое решение и наличие дополнительных доказательств либо новых обстоятельств спора не дает основания для повторного рассмотрения спора в КТС. В данной ситуации работнику придется обращаться в суд.
Решение КТС может быть обжаловано и должно быть исполнено
Как было сказано, решение КТС не может быть пересмотрено, но оно может быть обжаловано работником или работодателем в судебном порядке в течение 10 дней со дня получения им копии этого документа.
Примечание. Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд (ч. 1 ст. 390 ТК РФ).
Если работник или работодатель пропустил этот срок по уважительным причинам, в соответствии с ч. 3 ст. 390 ТК РФ суд может его восстановить и рассмотреть спор по существу. Но работодателю следует знать, что даже если срок пропущен без уважительных причин, суд не имеет права отказать в приеме искового заявления. Об этом нам говорит п. 5 Постановления N 2: судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска без уважительных причин срока обращения в суд (ч. 1, 2 ст. 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (ч. 2 ст. 390 ТК РФ), так как ТК РФ не предусматривает такой возможности. Не является препятствием к возбуждению трудового дела в суде и решение комиссии по трудовым спорам об отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока на его предъявление.
Работодатель должен исполнить решение КТС в течение трех дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование (ч. 1 ст. 389 ТК РФ). Если же это решение не было исполнено, работник в течение месяца после получения копии решения может обратиться в КТС за выдачей удостоверения, которое фактически является исполнительным листом.
Обратите внимание! В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд (ч. 2 ст. 389 ТК РФ).
Обязательных требований к форме удостоверения нет, но рекомендуем руководствоваться требованиями, предъявляемыми к исполнительному листу ст. 13 Закона об исполнительном производстве. Должны указываться:
- наименование организации (если спор рассматривался КТС структурного подразделения, то наименование этого подразделения);
- полное наименование работодателя, обязанного исполнить решение КТС, юридический адрес;
- фамилия, имя, отчество работника, обратившегося в КТС с заявлением, его должность, место жительства (пребывания);
- дата поступления заявления:
- дата принятия решения по нему;
- существо принятого решения (резолютивная часть), содержащее требование о совершении в пользу работника определенных действий или воздержании от совершения определенных действий;
- дата выдачи удостоверения.
Удостоверение должно быть подписано председателем комиссии (заместителем председателя) и заверено печатью. Полученное удостоверение работник может предъявить в службу судебных приставов в течение трех месяцев со дня получения, на основании чего приставы приводят решение КТС в исполнение в принудительном порядке, предварительно установив срок не более пяти дней для добровольного исполнения требований. В случае истечения срока для добровольного исполнения с работодателя будет взыскан исполнительский сбор и расходы по совершению исполнительных действий.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа может вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:
- исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
- исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство. В этом случае он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, который направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения;
- истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
- документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Закона об исполнительном производстве;
- не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению.
Устранение названных обстоятельств не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю (ст. 31 Закона об исполнительном производстве).
Содержащиеся в удостоверении требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (ч. 1 ст. 36 Закона об исполнительном производстве), за исключением случая, если другой срок не установлен федеральным законом, постановлением судебного пристава-исполнителя или исполнительным документом, а также случая восстановления на работе незаконно уволенного или переведенного работника. Данное требование должно быть исполнено не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 2-6 ст. 36 Закона об исполнительном производстве).
Е.В. Давыдова,
эксперт журнала "Отдел кадров бюджетного учреждения"
"Отдел кадров бюджетного учреждения", N 2, февраль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"