Мероприятия по созданию бюджетного учреждения нового типа
Перечень основных мероприятий по созданию федеральных бюджетных учреждений нового типа приведен в Письме N 02-03-07/4336, N 42-7.4-05/5.3-701*(1). Часть мероприятий должна проводиться главными распорядителями (например, формирование перечня будущих бюджетных учреждений), а часть - непосредственно получателями бюджетных средств. В статье будут рассмотрены мероприятия, которые должны осуществляться получателями бюджетных средств.
Переходный период
Мероприятия должны быть осуществлены в два основных этапа:
- с 01.01.2011 по 01.07.2012 (переходный период) до принятия решения главным распорядителем средств федерального бюджета о предоставлении бюджетному учреждению субсидий из федерального бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ);
- после 01.07.2012 или в случае принятия главным распорядителем средств федерального бюджета решения о предоставлении бюджетному учреждению субсидий из федерального бюджета.
Перед тем как перейти непосредственно к мероприятиям, отметим, что создание бюджетных учреждений нового типа осуществляется на базе действующих учреждений и не является реорганизацией (ст. 6 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"). Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 (далее - Порядок).
В соответствии с п. 17 Порядка решение об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального бюджетного учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Указанное решение должно содержать:
наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;
наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;
наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;
информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;
перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.
Проект решения об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального бюджетного учреждения, находящегося в ведении федеральной службы или федерального агентства, подведомственных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, подготавливается указанными федеральной службой или федеральным агентством (п. 19 Порядка).
Необходимо отметить, что в случае если изменение типа федерального учреждения приведет к невозможности осуществления создаваемым путем изменения типа федеральным учреждением полномочий федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, в пояснительной записке указывается информация о том, кому будут переданы данные полномочия (п. 23 Порядка).
Устав учреждения. После принятия правового акта об изменении типа федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, утверждает изменения, вносимые в устав этого федерального учреждения.
Таким образом, первоочередной задачей учреждений, создаваемых путем изменения типа существующих учреждений, является разработка проекта устава и представление его на утверждение главному распорядителю.
Согласно п. 33 Порядка устав федерального бюджетного учреждения должен содержать:
1) общие положения, устанавливающие в том числе:
- наименование и тип учреждения (федеральное бюджетное учреждение);
- информацию о месте его нахождения;
- наименование учредителя и собственника имущества;
- наименование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя и собственника;
2) предмет и цели деятельности учреждения в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом, муниципальным правовым актом, а также исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые федеральное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ*(2));
3) раздел об организации деятельности и управлении учреждением, содержащий в том числе сведения о структуре, компетенции органов управления учреждением, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов, положения об ответственности руководителя учреждения;
4) раздел об имуществе и финансовом обеспечении учреждения, содержащий в том числе:
- порядок распоряжения имуществом, приобретенным федеральным бюджетным учреждением (за исключением имущества, приобретенного за счет средств, выделенных учреждению собственником на приобретение такого имущества). Напомним, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (ч. 10 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ);
- порядок передачи федеральным бюджетным учреждением некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств, иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества и недвижимого имущества. Например, для учреждений, подведомственных Минфину, он регулируется Приказом N 112н*(3);
- порядок осуществления крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Крупные сделки могут совершаться исключительно с предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения. Под крупной сделкой понимается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена данной сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (ч. 13 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ);
- запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за федеральным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда РФ (ч. 10 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ);
- положения об открытии лицевых счетов федеральному учреждению в органах Федерального казначейства, а также иных счетов, открываемых федеральному учреждению в соответствии с законодательством РФ;
- положения о ликвидации федерального учреждения по решению собственника имущества и распоряжении собственником имуществом ликвидированного учреждения, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
- указание на субсидиарную ответственность РФ по обязательствам федерального казенного учреждения в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
5) сведения о филиалах и представительствах учреждения;
6) иные разделы - в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Внесение изменений в сводный реестр. Порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета утвержден Приказом Минфина РФ от 15.08.2008 N 80н (далее - Приказ N 80н).
Напомним, что под сводным реестром главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета понимается структурированный перечень сведений об участниках бюджетного процесса, в том числе получателях бюджетных средств.
Согласно п. 1.4 Приказа N 80н в сводном реестре указываются бюджетные полномочия участников бюджетного процесса. Указание бюджетных полномочий участника бюджетного процесса является необходимым условием открытия ему Федеральным казначейством или его территориальным органом соответствующего лицевого счета.
Для включения в сводный реестр реквизитов или изменения реквизитов сводного реестра учреждению необходимо представить в территориальный орган Федерального казначейства на бумажном носителе (а при изменении реквизитов - в электронном виде) Заявку на включение (изменение) реквизитов участников бюджетного процесса в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (ф. 0531664) (далее - Заявка) (п. 3.1 Приказа N 80н).
Если в сводном реестре имеются реквизиты участника бюджетного процесса, то изменение его бюджетных полномочий осуществляется путем внесения изменений в реквизиты сводного реестра. При этом в Заявке указываются все его бюджетные полномочия (п. 3.2 Приказа N 80н).
Согласно п. 3.3 Приказа N 80н вместе с Заявкой необходимо представить следующие документы:
копию устава или - для обособленного подразделения - копию положения об обособленном подразделении, заверенную учредителем либо нотариально. Вновь созданные участники бюджетного процесса, не имеющие положения, учредительного документа (устава), представляют копию акта Правительства РФ об их создании (без заверения);
копию документа о государственной регистрации юридического лица, заверенную учредителем или нотариально либо органом, осуществившим государственную регистрацию (кроме вновь созданных учреждений);
копию акта (заверенную в установленном порядке) главного распорядителя, главного администратора доходов или главного администратора источников финансирования дефицита об утверждении перечня подведомственных распорядителей и получателей, администраторов доходов или администраторов источников финансирования дефицита, если в уставе учреждения не указаны его бюджетные полномочия;
копию правового акта (заверенную в установленном порядке) главного администратора доходов, в ведении которого находится администратор доходов, наделяющего участника бюджетного процесса бюджетными полномочиями администратора доходов;
карточку образцов подписей в одном экземпляре, подписанную руководителем, главным бухгалтером (при необходимости) или уполномоченными руководителем лицами участника бюджетного процесса, заверенную в установленном порядке.
Следует отметить, что из указанного списка необходимо представлять только те документы, которые подтверждают реквизиты (изменения реквизитов) бюджетного учреждения.
Переоформление лицевых счетов. Кроме внесения изменений в сводный реестр, учреждению необходимо принять меры к переоформлению своих лицевых счетов. Согласно п. 2.40 Приказа Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами" (далее - Приказ N 7н) переоформление лицевых счетов производится по Заявлению на переоформление лицевых счетов (ф. 0531756) с приложением Карточки образцов подписей к лицевым счетам (ф. 0531753). Заявление на переоформление лицевых счетов может быть составлено единое по всем лицевым счетам. Переоформление лицевых счетов производится после внесения соответствующих изменений в сводный реестр.
После внесения изменений в Сводный реестр необходимо представить в территориальный орган Федерального казначейства:
- копию правового акта (заверенную в установленном порядке) главного администратора доходов федерального бюджета с указанием администрируемых им кодов бюджетной классификации (для переоформления лицевого счета администратора доходов бюджета) (п. 2.40 Приказа N 7н);
- дополнение к Разрешению на осуществление приносящей доход деятельности для осуществления операций со средствами от приносящей доход деятельности (п. 2.19 Порядка осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденного Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 88н);
- договор (дополнение к договору) аренды для осуществления операций по дополнительному бюджетному финансированию (п. 2.14.2.1 Приказа N 7н).
В соответствии с п. 2.45 Приказа N 7н при подтверждении соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета дополнений к сводному реестру, связанных с изменением наименования бюджетного учреждения, не вызванного реорганизацией и не связанного с изменением подчиненности или организационно-правовой формы, учреждению необходимо в течение пяти рабочих дней после получения вышеуказанной информации представить в территориальный орган Федерального казначейства вместе с заявлением на переоформление лицевых счетов копию документа об изменении наименования, заверенную вышестоящим органом либо нотариально, и карточку образцов подписей.
Мероприятия, осуществляемые после 01.07.2012
Данный этап также подразделяется на несколько взаимосвязанных этапов. Рассмотрим их более подробно.
Утверждение Плана финансово-хозяйственной деятельности. Бюджетное учреждение составляет План финансово-хозяйственной деятельности в порядке, определенном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования) (вступают в силу с 01.01.2012).
План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно п. 4 Требований План финансово-хозяйственной деятельности составляется в рублях с точностью до двух знаков после запятой по форме, утвержденной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Она включает следующие части: заголовочную, содержательную, оформляющую.
Разработанный План финансово-хозяйственной деятельности утверждается учредителем (п. 22 Требований), если указанное право не передано учредителем руководителю бюджетного учреждения.
Представление документов для исключения реквизитов преобразуемого учреждения из сводного реестра. В соответствии с п. 4.1 Приказа N 80н для исключения реквизитов из сводного реестра в территориальный орган Федерального казначейства необходимо представить Заявку на исключение реквизитов участников бюджетного процесса из Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (ф. 0531668) в электронном виде, а при отсутствии технической возможности - на бумажном носителе, с приложением документа, являющегося основанием для исключения реквизитов участника бюджетного процесса из сводного реестра (решения об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального бюджетного учреждения).
Указанная заявка может быть представлена как вышестоящим органом, так и самим бюджетным учреждением.
После закрытия в установленном порядке соответствующих лицевых счетов Федеральное казначейство исключает реквизиты участника бюджетного процесса из сводного реестра. Это означает ликвидацию реестровой записи с указанием реквизитов участника бюджетного процесса (п. 4.10 Приказа N 80н).
Открытие лицевого счета федеральному бюджетному учреждению. Согласно п. 2.118 Приказа N 7н для открытия федеральному бюджетному учреждению лицевого счета бюджетного учреждения, отдельного лицевого счета бюджетного учреждения федеральное бюджетное учреждение представляет в территориальный орган Федерального казначейства по месту своего нахождения следующие документы:
Заявление на открытие лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса (ф. 0531832);
Карточку образцов подписей к лицевому счету для учета операций неучастника бюджетного процесса (ф. 0531833);
копию устава, заверенную учредителем либо нотариально, копию положения об обособленном подразделении (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению федерального бюджетного учреждения), заверенную создавшим его федеральным бюджетным учреждением либо нотариально;
копию документа о государственной регистрации юридического лица, заверенную учредителем федерального бюджетного учреждения или нотариально либо органом, осуществляющим государственную регистрацию;
копии свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению федерального бюджетного учреждения), заверенные нотариально либо выдавшим их налоговым органом.
Обратите внимание! Представляемые документы должны соответствовать следующим требованиям (п. 2.120, 2.121 Приказа N 7н):
- заявление на открытие лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса должно содержать в заголовочной части документа дату его оформления с отражением в кодовой зоне этой даты в формате "день, месяц, год" (00.00.0000);
- наименование органа Федерального казначейства, а также его код по КОФК должны соответствовать полному наименованию и коду по КОФК органа Федерального казначейства по месту представления заявления на открытие лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса;
- наименование федерального бюджетного учреждения (федерального автономного учреждения) должно соответствовать его наименованию, указанному в учредительных документах, положении об обособленном подразделении (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению федерального бюджетного учреждения;
- карточка образцов подписей к лицевому счету для учета операций неучастника бюджетного процесса для открытия федеральному бюджетному учреждению лицевого счета бюджетного учреждения, отдельного лицевого счета бюджетного учреждения подписывается соответственно руководителем и главным бухгалтером, скрепляется оттиском печати руководителя на подписях на лицевой стороне и заверяется на оборотной стороне подписью руководителя (уполномоченного им лица), учредителя федерального бюджетного учреждения и оттиском его печати или нотариально.
Представление документов для закрытия лицевых счетов в случае, если исключение реквизитов преобразуемого учреждения из сводного реестра производится по инициативе получателя бюджетных средств. Для закрытия лицевых счетов получателя бюджетных средств необходимо представить в территориальный орган Федерального казначейства:
- Заявление на закрытие лицевого счета (ф. 0531757) (п. 2.50 Приказа N 7н);
- письмо участника бюджетного процесса, создавшего обособленное подразделение, о решении закрыть лицевой счет (п. 2.56 Приказа N 7н) ;
- Заявку на кассовый расход (ф. 0531801) для перечисления остатка средств, отраженных в разделе учета операций по приносящей доход деятельности, оформленном на лицевом счете получателя бюджетных средств (п. 2.61 Приказа N 7н);
- Заявку на кассовый расход (ф. 0531801) для перечисления остатка средств, отраженных на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения (п. 2.61 Приказа N 7н).
Представление информации главному распорядителю о реквизитах счета и лицевого счета для перечисления остатков средств, если исключение реквизитов преобразуемого учреждения из сводного реестра производится по инициативе получателя бюджетных средств. Согласно п. 2.61 Приказа N 7н закрытие лицевых счетов осуществляется после передачи показателей, отраженных на лицевых счетах, в установленном порядке главному распорядителю бюджетных средств.
Представление сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными учреждению. Порядок определения объема и предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов бюджетным учреждениям устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
При выделении бюджетным учреждениям целевых субсидий учреждения должны будут представлять в территориальный орган Федерального казначейства по месту их обслуживания Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственным (муниципальным) учреждениям (ф. 0501016) (п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Порядок заполнения указанной формы приведен в Приказе Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения".
А. Гусев,
к.п.н., консультант по бухгалтерскому
учету и налогообложению
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письмо Минфина РФ от 03.11.2010 N 02-03-07/4336, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.3-701 "О направлении Памятки по мероприятиям главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета при создании федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений путем изменения типа федеральных бюджетных учреждений, действующих на день официального опубликования Федерального закона N 83-ФЗ".
*(2) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(3) Приказ Минфина РФ от 29.09.2010 N 112н "Об утверждении Порядка согласования передачи некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением собственником или приобретенного федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской федерации, за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"