ЕНВД: услуги общепита, осуществляемые через объекты, не имеющие залов обслуживания посетителей
Под ЕНВД попадает предпринимательская деятельность в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых (подп. 8 и подп. 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ) через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания; через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей. В предыдущем номере журнала мы рассказали о том, что относится к услугам общественного питания, и о порядке применения вмененки в отношении услуг, оказываемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м. В данной статье мы поговорим об оказании услуг общепита через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей.
Объекты, не имеющие залов обслуживания посетителей
Услуги общественного питания - это услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. При этом к услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации алкогольной продукции и пива (ст. 346.27 НК РФ).
Объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, - это объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания (ст. 346.27 НК РФ).
Минфин в письме от 08.10.2007 г. N 03-11-04/3/392 рассказал, как поступить, если потребление кулинарной продукции собственного производства в магазине-кулинарии осуществляется в зале обслуживания посетителей на площади, не выделенной в инвентаризационных документах в качестве площади, оборудованной для потребления кулинарной продукции. Так, в данном случае указанный магазин-кулинарию можно отнести к объектам организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей.
Киоск - это строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца (ст. 346.27 НК РФ).
К сведению. Киоск - это оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас (п. 37 ГОСТа Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта от 11.08.1999 г. N 242-ст).
Палатка - это сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала (ст. 346.27 НК РФ).
К сведению. Палатка - это легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли (п. 38 ГОСТа Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта от 11.08.1999 г. N 242-ст).
Магазин - это специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже (ст. 346.27 НК РФ).
К сведению. Магазин - это специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже (п. 35 ГОСТа Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта от 11.08.1999 г. N 242-ст).
Магазин (отдел) кулинарии - это магазин (отдел) в системе общественного питания, реализующий населению кулинарные изделия, полуфабрикаты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары (п. 14 Приложения А ГОСТа Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта от 21.02.1994 г. N 35).
Магазин кулинарии - это предприятие общественного питания, имеющее собственное кулинарное производство и реализующее потребителям кулинарные изделия, полуфабрикаты, мучные булочные и кондитерские изделия и покупные продовольственные товары (п. 4.15 ГОСТа Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 г. N 475-ст).
Спорные моменты
Объекты общепита
Исходя из определения "объекта организации общественного питания, не имеющего зала обслуживания посетителей" не понятно: к услугам общепита можно отнести только ту деятельность, которая осуществляется через объекты, находящиеся при заведениях общественного питания, либо перечень объектов общепита не является исчерпывающим?
Минфин в письме от 24.12.2008 г. N 03-11-05/309 сказал, что реализация кулинарной продукции собственного производства (мучных кулинарных, хлебобулочных и кондитерских изделий) через магазины кулинарии, а также отделы кулинарии при кулинарных цехах так же попадает под обложение единым налогом на вмененный доход. Причем финансисты отметили, что несмотря на поправки в Налоговый кодекс, действующие с 2009 года, понятие "объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания" по сути не изменилось. Таким образом, можно сказать, что фактически чиновники подтвердили, что в данном случае перечень объектов общественного питания не является исчерпывающим.
Если изготовление кулинарной продукции производится не по месту ее реализации и потребления
Действующее законодательство не содержит в качестве обязательного критерия отнесения услуг к услугам общественного питания условия об изготовлении кулинарной продукции и кондитерских изделий в месте их реализации и потребления.
Судебная практика. Арбитры отметили, что в государственных стандартах и в статье 346.27 НК РФ не содержится требования к изготовлению и потреблению продукции в одном месте (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30.03.2010 г. N А27-10571/2009 и от 12.02.2010 г. N А27-8065/2009 (определение ВАС от 25.06.2010 г. N ВАС-7473/10)).
Если не созданы условия для потребления продукции
Как мы отмечали, объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, не имеет специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. Тем не менее в разъяснениях Минфина от 08.12.2008 г. N 03-11-04/3/546 и от 21.07.2006 г. N 03-11-04/3/359 прозвучало, что деятельность, связанная с реализацией кулинарной продукции собственного приготовления без организации потребления данной продукции на месте, не может быть отнесена к услугам общепита. По мнению чиновников, не достаточно произвести указанную продукцию, но следует создать и условия для ее потребления на месте.
Здесь возникает вопрос: как можно создать условия для потребления продукции в объекте организации общественного питания, не имеющего зала обслуживания посетителей? Ведь в том же письме Минфина от 06.03.2007 г. N 03-11-04/3/63 говорится, что если в инвентаризационных документах площадь, оборудованная для потребления кулинарной продукции и кондитерских изделий (для размещения столиков), в отделе кулинарии выделена, то ее следует отнести к объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей.
В этом смысле так же интересно будет рассмотреть позицию чиновников относительно изготовления и продажи "кур-гриль", ведь понятно, что указанная продукция покупается "на вынос", без потребления ее в местах продажи.
Итак, в письме Минфина от 18.02.2008 г. N 03-11-05/34 говорится, что предпринимательская деятельность по изготовлению и реализации кулинарной продукции (кур-гриль, блинчиков, горячих сосисок с булочками, кофе) через киоск относится к услугам общепита, оказываемым через объект организации общественного питания, не имеющего зала обслуживания посетителей.
Между тем в более поздних разъяснениях финансисты утверждают, что одним из условий для отнесения деятельности по изготовлению и реализации кулинарной продукции или кондитерских изделий к услугам общепита является создание условий для ее потребления. В связи с тем, что в магазинах куры-гриль реализуются без потребления на месте, данный вид деятельности не может быть отнесен к сфере общественного питания. Указанный вывод прозвучал в следующих письмах Минфина: от 09.07.2008 г. N 03-11-04/3/323, от 01.07.2009 г. N 03-11-09/233 и от 26.01.2009 г. N 03-11-06/3/10.
В свою очередь в этом году налоговики в сходной ситуации вспомнили, что изготовленные "куры-гриль" являются кулинарной продукцией. При этом услуги по их изготовлению и реализации, в том числе и через объекты общепита, не имеющие залов обслуживания посетителей (т.е. без возможности потребления данной продукции на месте), попадают под ЕНВД (письмо ФНС от 06.05.2010 г. N ШС-37-3/1246@).
Продажа кулинарной продукции через лоток
Минфин в письме от 06.03.2007 г. N 03-11-04/3/63 разъяснил порядок налогообложения реализации кулинарной и кондитерской продукции собственного производства через лоток на улице.
Чиновники решили, что данный вид деятельности относится к разносной торговле и на него распространяются положения, предъявляемые к розничной торговле. В то же время финансисты напомнили, что под розницу не попадает реализация продуктов питания и напитков в объектах общепита, а также продукции собственного производства (изготовления). Следовательно, продажа кулинарной и кондитерской продукции собственного производства через лоток на улице в целях ЕНВД не является ни услугой общественного питания, ни розничной торговлей.
Физический показатель и базовая доходность
При расчете ЕНВД по услугам общепита через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, используется физический показатель "Количество работников, включая индивидуального предпринимателя". Базовая доходность - 4500 руб. в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Под количеством работников подразумевается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (ст. 346.27 НК РФ). При этом среднесписочную численность рассчитывают в соответствии с Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утвержденными приказом Росстата от 12.11.2008 г. N 278. Указанный вывод прозвучал в следующих письмах: Минфина от 25.01.2010 г. N 03-11-06/3/7 и от 06.10.2009 г. N 03-11-09/335, а также ФНС от 02.02.2010 г. N 3-2-11/1@.
Мнение
Юрий Подпорин, заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России:
В соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога, обязаны встать на учет в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности.
В связи с этим индивидуальный предприниматель, осуществляющий указанную предпринимательскую деятельность на территории нескольких муниципальных образований, при исчислении единого налога на вмененный доход по каждому муниципальному образованию должен учитывать количество работников, включая индивидуального предпринимателя.
Указанные данные отражаются по строкам 050, 060 и 070 раздела П налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход, заполняемому по месту осуществления предпринимательской деятельности в каждом муниципальном образовании (ОКАТО).
Индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в нескольких местах на территории одного муниципального образования, при исчислении единого налога на вмененный доход учитывает количество работников, включая индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность на территории данного муниципального образования. При этом индивидуальный предприниматель принимается равным 1.
В данном случае при отражении показателей по строкам 050, 060 и 070 раздела П налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход по каждому месту осуществления предпринимательской деятельности индивидуальный предприниматель может учитывать себя по любому месту осуществления деятельности.
М. Косульникова,
главный бухгалтер ООО "Галан"
"Арсенал предпринимателя", N 12, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Арсенал предпринимателя"
ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ N ФС77-36567 от 08.06.2009 г.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47, 507-46-04
E-mail: public@delo-press.ru