Учетная политика учреждения физической культуры и спорта
В Минюсте прошла регистрацию Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), хотя Инструкция N 162н*(1) и Инструкция N 174н*(2) регламентирующие порядок отражения финансовых операций в бухгалтерском учете казенными и бюджетными учреждениями, еще находятся на регистрации в Минюсте. Полагаем, что на момент получения вами журнала инструкции N 162н и N 174н пройдут регистрацию и можно будет полноправно утвердить учетную политику учреждения. А пока в рамках данной статьи продолжим говорить о том, какие положения можно включить в этот внутренний локальный акт.
В прошлом номере журнала мы начали излагать материал, посвященный особенностям формирования учетной политики в 2011 году. Рассказали об общих положениях составления учетной политики, об организации ведения бухгалтерского учета в учреждении, в частности, о том, как утвердить перечень применяемых учреждением первичных учетных документов, разработать и применять первичные документы, по которым отсутствуют унифицированные формы, о порядке выдачи наличных денежных средств в подотчет на хозяйственные нужны и командировочные расходы, правилах учета материальных запасов.
В продолжение темы хотелось бы осветить особенности описания в учетной политике правил учета затрат, капитальных вложений, особенностей санкционирования расходов. Еще раз оговоримся, что в статье приведена условная информация, которая может быть включена в учетную политику учреждения физической культуры и спорта. Учетная политика вашего учреждения может отличать от приведенной нами в этой статье.
Принимая во внимание общие положения Инструкции N 157н, в учетной политике можно указать следующее.
Учет вложений в нефинансовые активы
Финансовые вложения в объеме фактических затрат на объекты основных средств при их приобретении, строительстве, изготовлении, модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), которые впоследствии будут приняты к учету, ведутся на счетах (п. 127 Инструкции N 157н):
- 1(2) 106 11 000 - для объектов основных средств, являющихся недвижимым имуществом;
- 1(2) 106 31 000 - для объектов основных средств, относящихся к иному движимому имуществу;
- 1(2) 106 34 000 - для материальных запасов, являющихся объектами иного движимого имущества.
Аналитический учет по счетам 106 01 11 и 106 34 000 ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) в разрезе видов (кодов) затрат по каждому строящемуся (реконструируемому, модернизируемому), приобретаемому (изготавливаемому, создаваемому) объекту нефинансовых активов (п. 128 Инструкции N 157н).
Учет затрат на выполнение работ
Принимая во внимание План счетов, утвержденный Инструкцией N 157н, и положения п. 134-140 Инструкции N 157н, в учреждении счет 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг" применяется при отражении хозяйственных операций, совершаемых при выполнении работ в рамках ведения приносящей доход деятельности.
Затраты на выполнение работ по организации и проведению учебно-тренировочных мероприятий в секции "Футбол" (для детей в возрасте 6-7 лет) подразделяются на прямые и накладные следующим образом:
Прямые затраты*(3):
- заработная плата тренера;
- начисления на заработную плату тренера;
- футбольные мячи.
Накладные затраты:
- заработная плата администрации учреждения;
- начисления на заработную плату администрации учреждения;
- заработная плата технических работников (уборщиц, слесарей);
- начисления на заработную плату технических работников;
- коммунальные расходы на содержание помещений;
- амортизационные отчисления от стоимости здания, в котором проходят учебно-тренировочные процессы;
- ремонтные работы в помещениях, в которых проводятся учебно-тренировочные мероприятия.
Учреждение распределяет накладные расходы между объектами калькулирования (работами, совершаемыми учреждением в рамках приносящей доход деятельности) пропорционально затратам по оплате труда в течение месяца работников, непосредственно участвующих в выполнении 1 ед. работ (оплата труда тренеров) и косвенно принимающих участие в выполнение 1 ед. работ (оплата труда управленческого и технического персонала).
Прямые расходы отражаются по аналитическим счетам синтетического счета 109 06 000 "Себестоимость готовой продукции, выполнения работ, услуг". Учет накладных расходов ведется на аналитических счетах синтетического счета 109 07 000 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг". После выполнении работ размер накладных расходов относится на счет 109 06 000, формируя тем самым себестоимость 1 ед. работ.
Аналитический учет по счету 109 00 000 ведется в многографной карточке в разрезе видов выполняемых учреждением работ по видам расходов (п. 139 Инструкции N 157н).
Учет операций по формированию себестоимости выполняемых работ, по отнесению сформированной себестоимости затрат ведется в журнале по прочим операциям (п. 140 Инструкции N 157н). В свою очередь, учет затрат учреждения при выполнении работ ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции: в журнале операций по оплате труда, журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, журнале операций расчетов с подотчетными лицами; журнале операций по выбытию и перемещению материальных активов, журнале по прочим операциям.
Учет основных средств стоимостью до 3 000 руб. (за исключением объектов библиотечного фонда и недвижимого имущества)
Согласно нормам п. 373 Инструкции N 157н учет основных средств стоимостью до З 000 руб. (за исключением объектов библиотечного фонда и недвижимого имущества) ведется на забалансовом счете 21 в условной единице 1 руб. за один объект. Принятие к учету объектов основных средств, переданных со склада в эксплуатацию, стоимостью до 3 000 руб. осуществляется на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
Внутреннее перемещение объектов основных средств в учреждении отражается по забалансовому счету на основании Требования-накладной (ф. 0315006) путем изменения материально ответственного лица (МОЛ) и (или) места хранения.
Учет объектов ведется в инвентаризационной описи в разрезе МОЛ. Форма инвентаризационной описи приведена в приложении к учетной политике.
Выбытие объектов основных средств с забалансового учета производится на основании следующих первичных документов:
- при порче, хищении, недостаче и (или) принятии решения об их списании (уничтожении) оформляется Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033), Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) (в части однородных предметов хозяйственного инвентаря);
- при передаче объекта в другое учреждение оформляется Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031).
Аналитический учет по забалансовому счету 21 ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041).
Санкционирование расходов
Школа олимпийского резерва является бюджетным учреждением и получает в 2011 году бюджетные ассигнования. Согласно нормам Приказа Минфина РФ от 01.09.2008 N 87н "О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" санкционирование бюджетных ассигнований, выделенных бюджетным учреждениям с 1 января 2011 года по 1 июля 2012 года, осуществляется в соответствии с положения данного приказа. Порядок отражения операций по санкционированию расходов прописан в п. 308-331 Инструкции N 157н.
Бюджетные обязательства следует принимать в пределах доведенных главным распорядителем лимитов бюджетных обязательств:
- при заключении государственных контрактов (договоров) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) - в размере стоимости государственного контракта (договора) при поступлении договорной документации в бухгалтерию;
- при начислении оплаты труда, пособий, иных выплат - по дате утверждения документа о начислении (расчетные, расчетно-платежные ведомости, расчетные листы, приказы и т.д.) в размере сумм, начисленных в пользу работников;
- при начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - ежемесячно в последний день месяца в размере начисленных к уплате по принадлежности обязательных платежей;
- при расчетах с подотчетными лицами - на основании приказов о командировании и утвержденных бюджетным учреждением письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету.
Санкционирование расходов ведется в разрезе следующих счетов: Лимиты бюджетных обязательств:
- 1 501 13 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по текущему финансовому году";
- 1 501 15 000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств по текущему финансовому году".
Принятые обязательства:
- 1(2) 502 11 000 "Принятые обязательства на текущий финансовый год";
- 1(2) 502 12 000 "Принятые обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)"; Бюджетные ассигнования текущего финансового года:
- 1 503 13 000 "Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам по текущему финансовому году";
- 1 503 15 000 "Полученные бюджетные ассигнования по текущему финансовому году".
Сметные назначения:
- 2 504 10 000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год";
- 2 504 20 000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности на очередной финансовый год".
Право на принятие обязательств:
- 2 506 10 000 "Право на принятие обязательств в текущем финансовом году";
- 2 506 20 000 "Право на принятие обязательств в очередном финансовом году".
Учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными (плановыми) назначениями и принятыми учреждением обязательствами (денежными обязательствами) осуществляется в журнале по операциям санкционирования (п. 314 Инструкции N 157н). Аналитический учет операций по счету 1 503 05 000 "Полученные бюджетные ассигнования" ведется в Карточке учета лимитов бюджетных обязательств (ф. 0504062) (бюджетных ассигнований) по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.
Изменения в показателях бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утвержденных сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также обязательств участника бюджетного процесса, обязательств учреждения, денежных обязательств, утвержденные (принятые) в установленном порядке на протяжении текущего финансового года, отражаются в бухгалтерском учете корреспонденциями на соответствующих счетах санкционирования расходов хозяйствующего субъекта, предусмотренных Инструкцией N 157н и Инструкцией N 174н*(4): при утверждении увеличения показателей - со знаком "+"; при утверждении уменьшения показателей - со знаком "-" (п. 311 Инструкции N 157н).
По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и утвержденных сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся (п. 312 Инструкции N 157н).
Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств. На аналитическом счете 1 501 13 000 учитывается объем прав в денежном выражении на принятие учреждением бюджетных обязательств, их исполнение в текущем финансовом году. Детализация показателей утвержденных и доведенных учреждению на соответствующий период лимитов бюджетных обязательств по кодам статей, подстатей КОСГУ отражается так:
Дебет соответствующего аналитического учета счета 1 501 03 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств", содержащего код группы, статьи КОСГУ
Кредит соответствующего аналитического учета счета 1 501 03 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств", содержащего, соответственно код статьи, подстатьи КОСГУ
Полученные лимиты бюджетных обязательств. По счету 1 501 15 000 ведется учет сумм полученных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год, а также сумм изменений, внесенных в показатели полученных на протяжении текущего финансового года лимитов бюджетных обязательств.
Получение суммы лимитов бюджетных обязательств от главного распорядителя отражается по дебету соответствующих счетов аналитического счета 1 501 15 000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 1 501 13 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года".
Принятие бюджетных обязательств. По счету 1 502 11 000 отражаются суммы бюджетных обязательств, принятых учреждением в пределах утвержденных ему на текущий финансовый год бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, обязательств, принятых в пределах сметных назначений по приносящей доход деятельности, а также сумм внесенных в показатели принятых в течение текущего финансового года бюджетных обязательств изменений.
Суммы бюджетных обязательств, принятых получателем бюджетных средств, в пределах утвержденных ему на текущий финансовый год лимитов бюджетных обязательств (лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований), а также суммы внесенных в объем принятых бюджетных обязательств изменений отражаются следующим образом:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 1 501 13 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателя бюджетных средств"
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 1 502 11 000 "Принятые обязательства на текущий финансовый год"
Суммы принятых учреждением как получателем бюджетных средств бюджетных обязательств по расходам (выплатам), исполнение которых предусмотрено за счет утвержденных ему на текущий финансовый год бюджетных ассигнований, суммы внесенных в объем принятых бюджетных обязательств изменений отражаются так:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 1 503 13 000 "Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам"
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 1 502 11 000 "Принятые обязательства на текущий финансовый год"
Суммы обязательств учреждения, принятых им в пределах сметных назначений, утвержденных на текущий финансовый год, а также суммы внесенных в объем принятых обязательств изменений отражаются следующим образом:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 2 506 10 000 "Право на принятие обязательств"
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 2 502 11 000 "Принятые обязательства на текущий финансовый год"
Принятие денежных обязательств. Суммы денежных обязательств учреждения, принятых им в пределах лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), сметных назначений, утвержденных на текущий финансовый год, и суммы внесенных в объем принятых денежных обязательств изменений отражаются так:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 1 502 11 000 "Принятые обязательства текущего финансового года"
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 1 502 12 000 "Принятие денежных обязательств текущего финансового года"
Получение бюджетных ассигнований. Суммы полученных от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетных ассигнований (внесенных изменений) отражаются следующим образом:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 1 503 15 000 "Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года"
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 1 503 13 000 "Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам"
Сметные (плановые) назначения. Аналитический учет операций по счету 2 504 10 000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год" ведется учреждением в карточке учета сметных (плановых) назначений по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учреждения.
Операции по отражению утвержденных сметных (плановых) назначений и их изменений оформляются следующими бухгалтерскими записями.
Суммы расходов (выплат) бюджетного учреждения, утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности бюджетного учреждения на соответствующий финансовый год, отражаются так:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 2 504 10 000 "Сметные (плановые) назначения" (2 504 10 200, 2 504 10 300, 2 504 10 500)
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 2 506 10 000 "Право на принятие обязательств"
Суммы изменений показателей сметных назначений по расходам (выплатам) учреждения, утвержденных в текущем финансовом году, отражаются следующим образом:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 2 504 10 000 "Сметные (плановые) назначения" (2 504 10 200, 2 504 10 300, 2 504 10 500)
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 2 506 10 000 "Право на принятие обязательств"
При этом сумма уменьшения сметных назначений отражается способом "красное сторно".
Суммы доходов (поступлений) учреждения, утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности учреждения, а также суммы изменений показателей сметных назначений по доходам (поступлениям) учреждения, утвержденных в текущем финансовом году на соответствующий финансовый год, отражаются следующими записями:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 2 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения"
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 2 504 10 000 "Сметные (плановые) назначения" (2 504 10 200, 2 504 10 300, 2 504 10 500)
При этом сумма уменьшения сметных назначений отражается способом "красное сторно".
Т. Сильвестрова,
главный редактор журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждена Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (применяется казенными учреждениями).
*(2) Утверждена Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (применяется бюджетными учреждениями).
*(3) Затраты учреждения на выполнение работ в рамках осуществления приносящей доход деятельности делятся на прямые и накладные (п. 134 Инструкции N 157н). К прямым относятся затраты, непосредственно связанные с выполнением единицы работ. К накладным относятся затраты, понесенные в рамках выполнения данных работ, но которые нельзя четко отнести на те или иные работы. Определять часть накладных расходов, относимых на себестоимость единицы выполненных работ, следует одним из нескольких способов пропорционально:
- прямым затратам по оплате труда;
- материальным затратам;
- иным прямым затратам;
- объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения и утвержденному в учетной политике.
*(4) Указывается инструкция, соответствующая типу учреждения. То есть для казенного учреждения это Инструкция N 162н, для бюджетного учреждения - Инструкция N 174н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"