Страховые взносы: изменения в порядке уплаты и льготные тарифы для "избранных"
Комментарий к федеральным законам:
- от 08.12.10 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- от 28.12.10 N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
В конце прошлого года законодательство о страховых взносах существенно поменялось, в том числе благодаря двум комментируемым законам:
Первым из указанных документов изменены и дополнены пять глав Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - закон N 212-ФЗ). Кроме того, закон N 339-ФЗ внёс уточнения в статью 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", касающиеся порядка и сроков представления отчётности по этому виду учёта. И ещё закон N 339-ФЗ сохранил льготные тарифы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для СМИ до 2014 года включительно. Соответствующие поправки внесены как в закон N 212-ФЗ (ст. 58), так и в Федеральный закон от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ст. 33) (далее - закон N 167-ФЗ).
Вторым из комментируемых законов, N 432-ФЗ, также установлены льготные (по сравнению со всеми остальными страхователями) тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения (УСН). Правда, не для всех, а лишь для тех, кто осуществляет деятельность в производственной и социальной сферах. Перечень таких видов деятельности установлен дополнительно введёнными нормами: пунктом 8 статьи 58 закона N 212-ФЗ и подпунктом 8 пункта 4 статьи 33 закона N 167-ФЗ. Страхователи, работающие в "избранных" видах деятельности, будут применять пониженные тарифы в течение текущего и следующего годов.
Полномочия законных представителей
Вновь введённой в главу 2 закона N 212-ФЗ статьёй 5.1 закреплено право плательщиков взносов участвовать в отношениях с внебюджетными фондами по вопросам, связанным с законодательством о страховых взносах, через законного или уполномоченного представителя.
Необходимость выполнения другим лицом (представителем) разного рода действий, обусловленных законодательством о взносах, может возникнуть в различных обстоятельствах (например, ввиду болезни, занятости, командировки руководителя или гражданина).
При этом участие представителя не лишает плательщика права на личное участие в таких правоотношениях.
Законный представитель плательщика взносов наделяется соответствующими полномочиями на основании закона или учредительных документов, уполномоченный - в силу документа, выданного в порядке, установленном гражданским законодательством РФ*(1).
Согласно пункту 4 статьи 5.1 закона N 212-ФЗ законным представителем плательщика-организации признаётся лицо, уполномоченное представлять указанную организацию на основании закона или её учредительных документов. В качестве законного представителя юридического лица выступает его исполнительный орган (коллегиальный (глава дирекции, правления), единоличный (генеральный директор, председатель кооператива и пр.)) (ст. 53, 91, 103, 110 ГК РФ).
Законным представителем плательщика-гражданина признаётся лицо, выступающее в качестве такового в соответствии с гражданским законодательством РФ. В частности, статьями 26, 28, 29 ГК РФ закреплено, что законными представителями физического лица (малолетнего, несовершеннолетнего, лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства) являются его родители, усыновители, опекуны, попечители, которые осуществляют представительство этого лица на основании закона.
Уполномоченным представителем плательщика взносов может быть как гражданин, так и организация.
Уполномоченный представитель может представлять интересы плательщика взносов в отношениях как с органами контроля за их уплатой (ПФР, ФСС России и ФОМС), так и с иными участниками отношений, регулируемых законодательством о страховых взносах (например, банками).
Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с законом N 212-ФЗ и иными федеральными законами (п. 3 ст. 5.1 закона N 212-ФЗ). Подтверждающим документом является законно выданная доверенность.
Доверенность - это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу (ст. 185 ГК РФ).
Уполномоченный представитель плательщика-гражданина действует на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, в соответствии с ГК РФ.
По общему правилу выдаваемые доверенности не требуют нотариального удостоверения, за исключением тех, которые выдаются на совершение сделок, требующих нотариальной формы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 185 ГК РФ к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:
- доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
- доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, - также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;
- доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;
- доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.
При оформлении доверенности на уполномоченного представителя в ней указывают:
- дату и место её составления;
- сведения о лице, выдавшем доверенность (полное наименование, ИНН, место нахождения организации или фамилию, имя, отчество, паспортные данные и адрес физического лица);
- сведения о лице, которому выдаётся доверенность (полное наименование, место нахождения организации или фамилию, имя, отчество, паспортные данные и адрес физического лица);
- перечень полномочий, которыми наделяется представитель в отношениях с внебюджетными фондами (право подписывать, представлять отчётность и вносить в неё изменения, получать документы в фондах, представлять документы по учёту банковских счетов, представлять заявления и запросы на проведение сверки расчётов, подписывать акт сверки и т.п.);
- срок действия доверенности.
Пунктом 10 статьи 5.1 закона N 212-ФЗ установлен запрет на выполнение полномочий представителя плательщика взносов должностными лицами налоговых инспекций, таможенных органов, органов внутренних дел, судьями, следователями и прокурорами.
Уточнённый объект обложения взносами
Оглядываясь назад, отметим, что в прежней редакции пункта 1 статьи 7 закона N 212-ФЗ было сказано, что организации и индивидуальные предприниматели облагают страховыми взносами денежные выплаты и неденежные вознаграждения физическим лицам:
- по трудовым договорам;
- по гражданско-правовым договорам на выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским и лицензионным договорам (за исключением той части взносов, которая подлежит перечислению в ФСС России).
Из буквального толкования этой нормы следовало, что объект обложения страховыми взносами возникает, если выплата предусмотрена именно в трудовом договоре. Выплаты, производимые на основании других документов (например, коллективного договора или соглашения), используемых в отношениях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, в этом пункте не упоминались. Поэтому отдельные эксперты считали, что на выплаты и вознаграждения, осуществлённые по таким документам (конечно, если на них отсутствовала ссылка в трудовом договоре), взносы не должны были начисляться.
Но Минздравсоцразвития России (как лицо, уполномоченное официально толковать положения закона N 212-ФЗ) в 2010 году не раз разъясняло, что согласно рассматриваемой норме к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произвёденные в рамках трудовых правоотношений. Исключение составляют лишь те суммы, которые перечислены в статье 9 закона N 212-ФЗ. Такие разъяснения содержали, в частности, письма Минздравсоцразвития России от 23.03.10 N 647-19, от 16.03.10 N 589-19, от 28.10.10 N 30-19/11437 и др.
А что же представляет собой существо трудовых отношений?
Согласно статье 15 ТК РФ под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определённой специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
С учётом этого взносы должны начисляться на все выплаты, произведённые в рамках трудовых отношений.
Чтобы в дальнейшем исключить возможность неосторожной игры словами, чреватую нежелательными последствиями, при принятии закона N 339-ФЗ законодатель поддержал позицию Минздравсоцразвития, заменив в пункте 1 статьи 7 закона N 212-ФЗ слова "по трудовым договорам" словами "в рамках трудовых отношений".
Таким образом, все выплаты, производимые работнику согласно коллективному договору, соглашению, отныне безоговорочно подлежат обложению взносами.
Пример 1
Организация на период перевода работника на работу в филиал в другую местность обеспечивает его арендованным жильём, что предусмотрено условиями коллективного договора с данным работником. Организация оплачивает за работника стоимость найма такого жилья. Оплата жилья является частью оплаты труда работника, выплачиваемой в натуральной форме.
Оплата найма жилья работнику, переехавшему в другую местность, не подпадает под действие подпункта 2 "и" пункта 3 статьи 9 закона N 212-ФЗ, поскольку данной нормой предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами только сумм возмещения расходов работника по переезду в другую местность. Следовательно, со стоимости права пользования квартирой организация исчисляет страховые взносы.
Следующая поправка внесена законом N 339-ФЗ в подпункт 2 "и" пункта 1 статьи 9 закона N 212-ФЗ. К числу исключений из необлагаемых выплат отнесены компенсации за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников.
Напомним, что часть компенсаций, которые до 2010 года были освобождены от обложения ЕСН, с 2010 года попали под обложение взносами. К числу таковых были отнесены компенсации за неиспользованный отпуск. Обязанность выплачивать увольняемому работнику компенсацию за все неиспользованные дни отпуска установлена статьёй 127 ТК РФ. Такая выплата облагается взносами, так как относится к исключению, указанному в подпункте 2 "д" пункта 2 статьи 9.
А компенсация за часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, предусмотрена статьёй 126 ТК РФ. Её работодатель вправе выплачивать согласно статье 126 ТК РФ по письменному заявлению работника. Такая компенсация связана с выполнением работником своих трудовых обязанностей, поэтому включается в базу для начисления взносов. Чтобы не возникало сомнений, законодатель внёс соответствующее дополнение в подпункт 2 "и" пункта 1 статьи 9 закона N 212-ФЗ и квалифицировал эту выплату как облагаемую взносами.
Пример 2
Сотрудник организации (1960 г.р.) принят на работу 1 февраля 2008 года. Согласно трудовому договору работник работает в условиях ненормированного дня, и за такие условия работы ему полагается ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 5 дней. В связи с производственными трудностями до 2011 года сотруднику очередные отпуска не предоставлялись. В феврале сотрудник подал заявление с просьбой о выплате денежной компенсации за рабочие периоды с 1 февраля 2008 года по 1 февраля 2011 года в количестве 15 дней (5 дн. х 3). Работодатель удовлетворил просьбу сотрудника. Оклад сотрудника составляет 30 000 руб. Никаких других выплат работник не получал. В декабре 2010 года сотрудник болел 5 дней (с 6 по 10 декабря). Оплата пособия по временной нетрудоспособности составила 4931,51 руб. Оплата за отработанное время составила 23 478,26 руб. (30 000 руб. : 23 дн. х 18 дн.). Организация применяет общую систему налогообложения и не относится к числу страхователей, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов.
Средний заработок для расчёта компенсации за неиспользованный отпуск определяется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.07 N 922). Для расчёта среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска при определении среднего заработка используется среднедневной заработок.
Среднедневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путём деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчётный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4). Декабрь 2010 года отработан сотрудником не полностью. Поэтому в этом месяце количество календарных дней рассчитывается путём деления среднемесячного числа календарных дней (29,4) на количество календарных дней этого месяца (31) и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце (26).
Среднедневной заработок сотрудника составит 1015,57 руб. ((30 000 руб. х 11 + 23 478,26) : (29,4 х 11 + 29,4 : 31 х 26)).
Компенсация за дополнительный отпуск составит 15 233,5 руб. (1015,57 руб. х 15 дн.).
Сумма компенсации подлежит обложению страховыми взносами по ставке 34%. Сумма взносов с этой выплаты составит 5179,39 руб. (15 233,5 х 34%), в том числе:
- в ПФР (26%) - 3960,71 руб. (15 233,5 х 26%) - на страховую часть пенсии;
- ФСС России (2,9%) - 441,77 руб. (15 233,5 х 2,9%);
- ФФОМС (3,1%) - 472,24 (15 233,5 х 2,9%);
- ТФОМС (2,0%) - 304,67 руб. (15 233,5 х 2,0%).
Порядок расчёта взносов из стоимости страхового года при прекращении деятельности
Плательщики, которые не производят выплаты гражданам, определяют размер взносов, исходя из стоимости страхового года. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 закона N 212-ФЗ такая стоимость равна произведению МРОТ (установленного на начало финансового года) и тарифа в соответствующий фонд. При этом полученная сумма умножается на 12.
Эта категория плательщиков не платит взносы в ФСС России, но может добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию и уплачивать за себя взносы в ФСС России.
С 1 января 2009 года МРОТ составляет 4330 руб. в месяц. В 2011 году стоимость страхового года для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов равна:
- в ПФР - 13 509,6 руб. (4330 руб. х 26% х 12);
- ФФОМС - 1610,76 руб. (4330 руб. х 3,1% х 12);
- ТФОМС - 1039,2 руб. (4330 руб. х 2% х 12).
Общая сумма взносов равна 16 159,56 руб.
Для сравнения: в 2009 году стоимость страхового года составляла 7274,4 руб., в 2010 году - 12 002,76 руб.
Законом N 339-ФЗ статья 14 закона 212-ФЗ дополнена пунктом 4.1, который отныне определяет порядок расчётов "индивидуалов" с ПФР и ФОМС при прекращении ими деятельности.
Если такие плательщики прекращают предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчётного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчётный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращён либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой.
Пример 3
Индивидуальный предприниматель перестал работать с 1 марта 2011 года. Эта дата зафиксирована записью в ЕГРИП. В этом случае размер страховых взносов, подлежащих уплате за 2011 год, составит 2693,26 руб. (16 159,56 руб. : 12 х 2), в том числе:
- в ПФР - 2251,6 руб. (13 509,6 руб. : 12 х 2);
- ФФОМС - 268,46 руб. (1610,76 руб. : 12 х 2);
- ТФОМС - 173,2 руб. (1039,2 руб. : 12 х 2).
За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Пример 4
Воспользуемся условиями примера 4, частично изменив их. Скажем, предприниматель прекратил осуществлять свою деятельность 11 марта 2011 года. В этом случае за неполный март сумма взносов составит 477,83 руб. (4330 : 31 дн. х 11 дн. х 31,1%), в том числе:
- в ПФР - 399,48 руб. (4330 : 31 дн. х 11 дн. х 26%);
- ФФОМС - 47,63 руб. (4330 : 31 дн. х 11 дн. х 3,1%);
- ТФОМС - 30,72 руб. (4330 : 31 дн. х 11 дн. х 2,0%).
Таким образом, в связи с прекращением деятельности общий платёж предпринимателя по страховым взносам за неполный расчётный период 2011 года составит 3171,09 руб. (2693,26 + 477,83).
Допустим, что предприниматель, прекративший деятельность 11 марта 2011 года, не представил расчёт по взносам в ПФР. В этом случае сроком уплаты будет считаться 9 апреля 2011 года. Но этот день приходится на субботу. Стало быть, днём окончания срока будет считаться 11 апреля 2011 года*(2). После этой даты ПФР начнёт начислять пени.
Согласно другой поправке, внесённой в статью 16 закона N 212-ФЗ, прекратившие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчётного периода граждане обязаны представить в ПФР расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам. Расчёт нужно составлять за период с начала расчётного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности. Представить расчёт в ПФР необходимо в 12-дневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Напомним, что прежняя норма была несколько расплывчата: расчёт требовалось представлять до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности.
Обязанность уплатить страховые взносы, исчисленные в связи с прекращением деятельности физическим лицом на основании представляемых расчётов, должна быть исполнена не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчёта. Если расчёт не будет представлен в течение указанных 12 дней, то срок уплаты страховых взносов будет считаться наступившим по истечении 30 календарных дней с даты внесения в ЕГРИП записи о прекращении деятельности.
Зачёт в счёт предстоящих платежей
Сумму ежемесячного платежа в ФСС России плательщики уменьшают на сумму расходов по обязательному социальному страхованию, осуществлённых организацией (ч. 2 ст. 15 закона N 212-ФЗ). К соцстраховским расходам относятся: пособие по временной нетрудоспособности (кроме пособия, связанного с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием), пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медучреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребёнка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 года, социальное пособие на погребение.
Эти виды страхового обеспечения финансируются за счёт средств ФСС России.
Законом N 339-ФЗ статья 15 закона N 212-ФЗ дополнена положением (п. 2.1), уточняющим, что плательщик страховых взносов вправе зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения над суммой начисленных страховых взносов. Но сделать это можно в пределах расчётного периода - календарного года.
Выплаты включаются в расчётную базу по страховым взносам на день начисления вознаграждений в пользу сотрудника (п. 1 ст. 11 закона N 212-ФЗ). В таком же порядке засчитываются и выплаты социальных пособий (вне зависимости от даты фактической выплаты пособий).
Сроки отчётности
Поправки, внесённые в пункт 9 статьи 15, уточняют сроки представления отчётности по взносам.
С 1 января 2011 года отчитываться в ПФР по взносам необходимо не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Это означает, что последними датами сдачи отчётности в 2011 году являются 15 февраля, 16 мая*(3), 15 августа и 15 ноября.
Вместе с расчётами по взносам с 2011 года ежеквартально надо сдавать и сведения по персонифицированному учёту. Формы:
- СЗВ-6-1 "Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица";
- СЗВ-6-2 "Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц";
- АДВ-6-3 "Опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР";
- АДВ-6-2 "Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР"
(утв. постановлением Правления ПФР от 07.07.10 N 166п) - за отчётные периоды 2011 года необходимо будет представить не позднее 16 мая, 15 августа, 15 ноября 2011 года и 15 февраля 2012 года (за 2011 год).
В 2010 году такие сведения представлялись раз в полугодие, а ранее - один раз в год. Представление сведений персонифицированного учёта более одного раза в год вызвано необходимостью чаще обновлять и пополнять сведения о пенсионных правах граждан, включая накопительную составляющую их будущей трудовой пенсии. Это, в свою очередь, будет влиять на полноту данных о пенсионных правах застрахованных лиц, учитываемых при назначении им пенсии.
Порядок уплаты взносов гражданами при отсутствии банка
Статья 18 закона N 212-ФЗ дополнена порядком уплаты взносов гражданами в случае отсутствия банка. Закон N 339-ФЗ установил, что в такой ситуации гражданин может уплатить взносы через кассу местной администрации и через почтовое отделение.
В обязанности этих органов вменены:
- бесплатный приём денег в счёт уплаты страховых взносов и их перечисление в ПФР, ФОМС и ФСС на соответствующий счёт Федерального казначейства по каждому плательщику страховых взносов;
- учёт принятых средств по каждому плательщику взносов;
- выдача при приёме денег подтверждающих платёж квитанций;
- представление во внебюджетные фонды (должностным лицам) по их запросам документов, подтверждающих приём взносов от граждан и их перечисление.
Принятые от граждан местной администрацией или почтой деньги в уплату взносов должны быть внесены этими структурами в банк в течение пяти дней со дня приёма средств. Продление срока предусмотрено только на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. В этом случае срок продлевается до устранения таких обстоятельств. За неисполнение или ненадлежащее исполнение перечисленных обязанностей местная администрация и почтовое отделение несут ответственность в соответствии с законодательством.
Уточнение основания платежа
Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком:
- со дня предъявления в банк поручения на перечисление с банковского счёта плательщика взносов в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счёт Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) (при наличии на счёте в банке достаточного денежного остатка на день платежа);
- со дня отражения на лицевом счёте организации, которой открыт лицевой счёт, операции по перечислению денег в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда;
- со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в почтовое отделение наличных денег для их перечисления в бюджет внебюджетного фонда;
- со дня вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с законом N 212-ФЗ решения о зачёте сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов в счёт исполнения обязанности по уплате соответствующих страховых взносов.
Поручение на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет государственного внебюджетного фонда на соответствующий счёт Федерального казначейства заполняется плательщиком страховых взносов в соответствии с правилами заполнения поручений. В настоящее время правила указания информации в полях расчётных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ утверждены приказом Минфина России от 24.11.04 N 106н. Описание полей платёжного поручения содержится в приложении 4 к Положению Банка России о безналичных расчётах в РФ (утв. Банком России от 03.10.02 N 2-П).
О том, что плательщики взносов при перечислении платежей должны пользоваться этими документами, говорится в письмах ПФР от 08.12.09 N 30/187 и от 20.01.10 N 30-18/871. На эти же регламентирующие документы ссылался и ФСС России (письмо от 15.01.10 N 02-13/08-13157). Но эти правила после замены ЕСН страховыми взносами требуют доработки. В связи с чем не исключены ошибки при оформлении платёжного поручения.
Дополнительно введённым пунктом 8 в статью 18 закона N 212-ФЗ установлен порядок уточнения платежа в случае обнаружения ошибки, допущенной при оформлении поручения, но не повлёкшей неперечисления взносов (пеней, штрафов) в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда.
В такой ситуации плательщик взносов может подать в ПФР, ФОМС или ФСС заявление и уточнить основание, тип и принадлежность платежа, отчётный (расчётный) период или статус плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие уплату страховых взносов.
Фонд может предложить плательщику провести сверку расчётов. Результаты такой сверки должны быть оформлены актом.
Также фонд может затребовать у банка бумажную копию платёжного поручения на перечисление взносов плательщиком. Банк обязан представить такой документ в течение пяти дней со дня получения требования.
Этот документ, а также заявление и акт сверки (если она проводилась) являются основанием для принятия фондом решения об уточнении платежа. Одновременно фонд осуществляет пересчёт пеней, которые были начислены за период со дня фактической уплаты взносов до дня принятия решения об уточнении платежа. О принятом решении фонд должен сообщить плательщику в течение пяти дней после принятия такого решения.
Пониженные тарифы
Статья 58 закона N 212-ФЗ устанавливает пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков на переходный период 2011-2014 годов.
Поправки, внесённые законом N 339-ФЗ, расширяют круг плательщиков, уплачивающих страховые взносы в ПФР и ФФОМС по пониженным тарифам.
К числу "избранных" категорий отнесены:
- организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, выпуск и издание средств массовой информации, в том числе в электронном виде;
- хозяйственные общества, созданные бюджетными научными и образовательными учреждениями в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности, применяющие УСН.
Для СМИ установлены ограничения по видам деятельности. Льготы касаются тех плательщиков, основным видом экономической деятельности которых является:
- деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;
- издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.
Как обычно, пониженные тарифы не распространяются на средства массовой информации, специализирующиеся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера.
Установление пониженных тарифов страховых взносов введено в целях создания экономических стимулов, необходимых для деятельности российских средств массовой информации, повышения заинтересованности в создании бюджетными научными и образовательными учреждениями малых инновационных предприятий и создания дополнительных рабочих мест.
Для указанных плательщиков сохраняется совокупный тариф страховых взносов в 2011 году в размере 26%, в том числе в ПФР - 20,0%, ФСС России - 2,9%, ФФОМС - 1,1%, ТФОМС - 2,0%.
В последующие годы тарифы будут постепенно повышаться:
- в 2012 году - до 27%, в том числе в ПФР - 20,8%, ФСС России - 2,9%, ФФОМС - 3,3%;
- в 2013 году - до 28%, в том числе в ПФР - 21,6%, ФСС России - 2,9%, ФФОМС - 3,5%;
- в 2014 году - до 30%, в том числе в ПФР - 23,2%, ФСС России - 2,9%, ФФОМС - 3,9%;
- и переходом к общеустановленному тарифу в размере 34% с 2015 года.
Изменениями, внесёнными в статью 33 закона N 167-ФЗ, установлено распределение пониженного размера тарифа, зачисляемого в бюджет ПФР, на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
В течение 2011-2014 годов для страхователей, указанных в подпункте 7 пункта 4 указанной статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов в ПФР:
Категория застрахованных лиц | Тарифы (%) по годам | |||||||
на страховую часть пенсии | на накопительную часть пенсии | |||||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | 20,0 | 20,8 | 21,6 | 23,2 | - | - | - | - |
Для лиц 1967 года рождения и моложе | 14,0 | 14,8 | 15,6 | 17,2 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 |
Законом N 432-ФЗ пониженные тарифы установлены для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (согласно ОКВЭД) является:
- производство пищевых продуктов;
- производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;
- текстильное и швейное производство;
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
- обработка древесины и производство изделий из дерева;
- химическое производство;
- производство резиновых и пластмассовых изделий;
- производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
- производство готовых металлических изделий;
- производство машин и оборудования;
- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
- производство транспортных средств и оборудования;
- производство мебели;
- производство спортивных товаров;
- производство игр и игрушек;
- научные исследования и разработки;
- обработка вторичного сырья;
- строительство;
- техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
- удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
- вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;
- предоставление персональных услуг;
- производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;
- производство музыкальных инструментов;
- производство различной продукции, не включённой в другие группировки;
- деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в подпунктах 5 и 6 пункта 8 статьи 58 закона N 212-ФЗ.
К числу плательщиков-"упрощенцев", на которых распространяются пониженные тарифы, относятся и организации соцсферы, основными видами деятельности которых, в частности, являются:
- образование;
- здравоохранение и предоставление социальных услуг;
- деятельность спортивных объектов;
- прочая деятельность в области спорта;
- деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;
- деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
- деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
- деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников.
Льготные тарифы установлены с целью поддержать и создать экономические стимулы, необходимые для деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, осуществляющих деятельность в указанных сферах.
В течение 2011-2012 годов перечисленные плательщики будут применять пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с переходом на общую шкалу в 2013 году.
Для перечисленных лиц установлен совокупный тариф страховых взносов в размере 26%, в том числе в ПФР - 18,0%, ФСС России - 2,9%, ФФОМС - 3,1% (в 2012 году - 5,1%), ТФОМС - 2,0% (в 2012 году - 0%). Начисление взносов осуществляется в пределах базовой суммы годового заработка (в 2011 году - 463 000 руб.).
В течение 2011-2012 годов для перечисленных страхователей применяются следующие тарифы страховых взносов в ПФР:
Категория застрахованных лиц | Тарифы (%) по годам | |||
на страховую часть пенсии | на накопительную часть пенсии | |||
2011 | 2012 | 2011 | 2012 | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | 18,0 | 18,0 | - | - |
Для лиц 1967 года рождения и моложе | 12,0 | 12,0 | 6,0 | 6,0 |
А. Ларина,
эксперт "ПБУ"
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 2, февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Правовые отношения между представителем и представляемым, а также оформление их полномочий регламентируются главой 10 ГК РФ.
Согласно статье 182 ГК РФ полномочия могут иметь различные правовые основания и могут быть основаны, прежде всего, на доверенности, на указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления либо явствовать из обстановки, в которой действует представитель.
*(2) Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 4 закона N 212-ФЗ).
*(3) Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru