Фирмы-"однодневки": управляем налоговыми рисками
По данным налоговой службы, самым распространенным способом получения необоснованной налоговой выгоды является умышленное использование в хозяйственной деятельности фирм-"однодневок"*(1). За время многолетней борьбы налоговых органов с "однодневками" сформировалась богатая арбитражная практика. В числе субъектов или объектов судебных процессов часто выступают строительные организации, поскольку налоговые риски в строительной отрасли особенно велики. Как снизить вероятность наказания за сотрудничество с фирмой-"однодневкой"? Какова арбитражная практика по вопросам оценки обоснованности налоговой выгоды?
Что такое налоговая выгода?
Понятие налоговая выгода было введено в целях систематизации и унификации арбитражной практики по вопросам умышленности налоговых нарушений. Действующее налоговое законодательство не содержит терминов, понятий, каких-либо определений того, как оценивать умышленность налоговых нарушений. Вместе с тем лавина судебных исков, в которых так или иначе выявлялся умысел (вина) налогоплательщика, требовала единообразия в толковании терминов и применении норм. Взяв на себя обязанность по устранению пробелов в судебной практике, Высший арбитражный суд (ВАС) издал судьбоносное Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53). Именно на положения Постановления N 53 опираются в настоящее время суды, рассматривая споры налоговых органов и налогоплательщиков.
В соответствии с Постановлением N 53 налоговой выгодой считается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
ВАС сформулировал основополагающий принцип: презумпция добросовестности предполагает, что действия налогоплательщика, направленные на получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны. Однако на основе представленных налоговым органом доказательств в признании налоговой выгоды обоснованной может быть отказано, если:
1) операции для целей налогообложения учтены не в соответствии с их действительным экономическим смыслом;
2) учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);
3) выгода получена вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как таковая налоговая оптимизация в рамках хозяйственной деятельности законодательно не запрещена. Преследуется налоговыми органами и наказывается судом деятельность, связанная исключительно с получением выгод от неуплаты налога. Появление фирм-"однодневок" является классическим примером того, что юридическое лицо создается лишь в целях уклонения от налогов (как самой организации, так и ее партнеров).
Однако, по мнению ВАС, факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. В Постановлении N 53 указано: налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Данное положение направлено на защиту конституционной неприкосновенности собственности, однако, по мнению автора, создает некую судебную коллизию. Как показывает анализ арбитражной практики, включение в цепочку расчетов фирмы-"прокладки" позволяет избегать наказания за получение необоснованной налоговой выгоды от фирм-"однодневок", поскольку налогоплательщик не вступает с ними в непосредственный контакт. Таким образом, вина по неуплате налогов при прямом контакте с фирмами-"однодневками" определяется судами хотя бы по признаку "ненадлежащей осмотрительности", а небольшое усложнение схемы уплаты налогов приводит к уходу от ответственности. В качестве иллюстрации приведем выдержку из Постановления ФАС МО от 10.08.2010 N КА-А40/8648-10: ссылка налогового органа на недобросовестность ООО "Элит-Строй" не влияет на правомерность заявленных требований, поскольку заявитель не состоял в непосредственных отношениях с указанной организацией и не мог повлиять на выбор контрагента своего поставщика - ООО "Джасс Интернейшнл". Доказательств, подтверждающих наличие взаимозависимости или аффилированности указанных организаций с представительством, налоговым органом не представлено и в материалах дела таковых не имеется.
Обзор актов, оценивающих обоснованность налоговой выгоды
Поскольку законодательство не отвечает на вопросы правомерности налоговой оптимизации, обратимся к ведомственным документам. Логично разделить весь пакет актов по оценке обоснованности налоговой выгоды на два сегмента:
1) акты налоговых органов, в соответствии с которыми "нас будут проверять". Как таковые документы, изданные налоговыми органами по вопросам оценки налоговых рисков, не являются для налогоплательщиков обязательными, но именно этими документами руководствуются сотрудники налоговой службы, осуществляя проверку и вынося решение по ее результатам;
2) акты судебных органов, в соответствии с которыми "нас будут судить". В связи с отсутствием в нашей стране прецедентного права решения, выносимые судебными органами по вопросам обоснованности налоговой выгоды, позволяют ориентировочно оценить исход собственного дела (или потенциальные угрозы). Поскольку данные процессы связаны с выявлением наличия умысла или вины в действиях налогоплательщика, в подобных делах велика доля субъективной оценки (в этом смысле данные дела близки к уголовным процессам). Однако Постановление N 53 создает единообразие в применение норм законодательства арбитражными судами.
Акты налоговых органов, касающиеся проблемы неуплаты налогов с использованием фирм-"однодневок"
Реквизиты документа | Краткое содержание документа |
Письмо МНС РФ от 30.12.2003 N БГ-6-09/1390 "О направлении методических рекомендаций" | Впервые приведены признаки фирмы-"однодневки", в том числе: - государственная регистрация осуществляется по недействительным паспортам; - государственная регистрация осуществляется по несуществующему адресу (месту нахождения) юридического лица; - постоянно действующий исполнительный орган отсутствует по месту нахождения (месту государственной регистрации) юридического лица; - отчетность в налоговые органы не представляется |
Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 N 3-7-07/84 "О рассмотрении обращения" | Дано определение фирмы-"однодневки". Под фирмой-"однодневкой" в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т.д. |
Приказ ФНС РФ от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@ | Указаны способы получения необоснованной налоговой выгоды с использованием в цепи хозяйственных расчетов фирм-"однодневок". Установлены дополнительные признаки операций, свидетельствующих о работе с фирмами-"однодневками": - отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров; - отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность; - отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность; - отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей; - отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, рекомендаций партнеров или других лиц, сайта контрагента и т.п.); - отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС www.nalog.ru) |
Акты судебных органов по вопросам обоснованности налоговой выгоды
Реквизиты документа | Краткое содержание документа |
Постановление КС РФ от 12.10.1998 N 24-П | Впервые введено понятие добросовестный налогоплательщик |
Определение КС РФ от 25.07.2001 N 138-О | КС РФ указал, что повторное взыскание не поступившего в бюджет налога с недобросовестных налогоплательщиков не нарушает конституционные гарантии частной собственности |
Постановление N 53 | Дано определение налоговой выгоды. Разграничены критерии признания налоговой выгоды обоснованной или необоснованной. Установлены основания для признания налоговой выгоды необоснованной: - невозможность осуществления операций (деятельности) с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов в силу отсутствия управленческого или технического персонала, производственных активов и т.д.; - учет для целей налогообложения только тех операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды; - наличие особых форм расчетов и сроков платежей, свидетельствующих о групповой согласованности операций, при отсутствии разумных деловых целей |
Обзор арбитражной практики
В целях иллюстрации сформулированных выше положений примерами из реальной жизни обратимся к арбитражной практике, накопленной с момента выхода в свет Постановления N 53. В качестве примеров приведены преимущественно судебные процессы с участием строительных организаций или со спорными строительно-монтажными работами (СМР).
Примеры судебных решений по основным признакам получения необоснованной налоговой выгоды
Реквизиты документа | Краткое описание дела | Кто выиграл спор |
Аффилированность налогоплательщика с недобросовестным контрагентом | ||
Постановление ФАС ЗСО от 26.10.2010 N А27-572/2010 | Судом установлено, что рассматриваемые строительные организации связаны друг с другом (через участие или должности, занимаемые заинтересованными лицами) | Налоговый орган |
Отсутствие производственных активов, персонала | ||
Постановление ФАС МО от 09.09.2010 N КА-А40/10310-10 | Согласно доводам налогового органа контрагенты налогоплательщика не могли осуществлять СМР в связи с отсутствием у них имущества, численностью сотрудников, составляющей 0 или 1 человек. Довод инспекции об отсутствии у контрагентов трудовых и производственных ресурсов обоснованно отклонен судом с учетом непредставления налоговым органом доказательств отсутствия между заявителем и его контрагентами реальных хозяйственных отношений | Налогоплательщик |
Постановление ФАС СКО от 28.10.2010 N А63-19167/2009 | Судебные инстанции правомерно отклонили доводы налоговой инспекции о том, что поставщик не имеет основных средств и штата сотрудников. Налоговое законодательство не обязывает налогоплательщика, претендующего на вычет по НДС, проверять, какими силами будет реализовано договорное обязательство поставщика; невыполнение поставщиками своих налоговых обязанностей влечет налоговые последствия для поставщика, а не для его контрагента | Налогоплательщик |
Отсутствие деловой цели деятельности организации | ||
Постановление ФАС ВСО от 14.10.2008 N А19-11188/07-11-32-Ф02-5010/08 | Субподрядчики общества имели соответствующие лицензии на строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности, поэтому суд обоснованно признал, что вывод налоговой инспекции об отсутствии у ООО "Стройтехснаб" и ООО "Нефертум" возможности выполнения спорных работ собственными силами, сделанный по результатам анализа бухгалтерской и налоговой отчетности названных организаций, является недостаточно обоснованным | Налогоплательщик |
Отсутствие личных контактов между представителями организаций | ||
Постановление ФАС МО от 30.09.2010 N КА-А40/9677-10 | Инспекция ссылается на то, что руководитель общества не встречался лично с руководителями поставщиков. Суд кассационной инстанции отклоняет данный довод, поскольку по закону сделки могут заключаться путем обмена документами | Налогоплательщик |
Постановление ФАС ВСО от 28.09.2010 N А33-399/2010 | При заключении сделок обществу необходимо было не только запросить у контрагентов уставные и регистрационные документы, но и удостовериться в личности лиц, подписавших договоры и первичные документы, а также в наличии у них соответствующих полномочий | Налоговый орган |
Непроявление должной осмотрительности | ||
Постановление ФАС СЗО от 04.08.2008 N А56-52177/2006 | Действующее законодательство не предусматривает возложение на налогоплательщика неблагоприятных последствий действий его контрагентов, право на налоговый вычет не поставлено в зависимость от результатов хозяйственной деятельности контрагентов при осуществлении ими хозяйственных операций | Налогоплательщик |
Постановление ФАС ПО от 20.08.2010 N А06-7590/2009 | Негативные последствия выбора недобросовестного партнера не могут быть переложены на бюджет | Налоговый орган |
Определение ВАС РФ от 19.04.2010 N ВАС-3940/10 | По условиям делового оборота оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация и платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, оборудования, персонала) | Налоговый орган |
Определение ВАС РФ от 16.08.2010 N ВАС-10593/10 | Добросовестный налогоплательщик не должен нести отрицательные последствия за ненадлежащие действия своих контрагентов, в отношении которых он выполнил свои обязательства, факт нарушения контрагентами общества своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды | Налогоплательщик |
Регистрация по недействительным паспортам | ||
Определение ВАС РФ от 16.08.2010 N ВАС-10907/10 | Руководитель одного их контрагентов значится умершим, а руководитель другого поставщика за вознаграждение участвовал в регистрации компании, отрицая причастность к финансово-хозяйственной деятельности организации. Суды также согласились с выводом инспекции о неосуществлении обществом реальных хозяйственных операций с контрагентами | Налоговый орган |
Отсутствие поставщика по месту регистрации | ||
Определение ВАС РФ от 23.11.2009 N ВАС-14631/09 | Суды указали, что само по себе отсутствие контрагентов общества по месту их регистрации не может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Однако в совокупности с такими обстоятельствами, как непредставление контрагентами общества налоговой отчетности, отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и контрагентами, подписание договоров, счетов-фактур со стороны контрагентов неустановленными лицами, отсутствие у контрагентов общества управленческого и технического персонала, а также материальных ресурсов, означает доказанность недобросовестности налогоплательщика | Налоговый орган |
Особые формы расчетов | ||
Постановление ФАС ЗСО от 26.10.2010 N А27-572/2010 | Судом установлено, что расчет производился путем выдачи наличных денежных средств, а не перечисления их на расчетный счет контрагента. В связи с этим суд указал, что данное обстоятельство свидетельствует о фиктивности сделки | Налоговый орган |
Заключение
Массовое использование фирм-"однодневок" в хозяйственной деятельности подталкивает к отношениям с ними и первоначально добросовестные организации. Налоговая выгода, полученная незаконным путем, не обязательно идет на личное потребление, она может быть использована для повышения конкурентоспособности компании. В этих условиях добросовестному налогоплательщику чрезвычайно сложно конкурировать с организациями, не платящими налогов.
Важнейшим фактором, обусловливающим значительную долю "однодневок" среди строительных организаций, является сам характер строительных работ. Механизм возникновения необоснованной налоговой выгоды базируется на отражении в бухучете нереальных затрат. СМР проще обосновать в составе затрат, чем консалтинговые или маркетинговые услуги. Кроме того, сметы СМР легко могут быть "раздуты", поскольку цена является договорной, а не нормативной составляющей*(2).
Станут ли саморегулируемые организации заслоном на пути проникновения фирм-"однодневок" в строительную отрасль? В силу молодости СРО в строительной отрасли арбитражная практика не успела сформироваться. По аналогии можно предположить, что, если раньше не составляло большой проблемы зарегистрировать фирму-"однодневку" со строительной лицензией, так же может быть получен и пакет документов, требуемый в настоящее время. Однако солидарная ответственность членов СРО, реализуемая через механизм компенсационного фонда, несомненно, является причиной не видеть в своих рядах сомнительные компании.
О.Е. Орлова,
эксперт журнала
"Руководитель строительной организации"
"Руководитель строительной организации", N 2, февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 N 3-7-07/84.
*(2) Цена работ по договору подряда определяется исключительно по усмотрению сторон. Она может быть установлена путем составления сметы (это обоснование дано судом в ответ на довод налогового органа о завышении стоимости работ в смете на строительство - Постановление ФАС МО от 16.08.2010 N КА-А40/8780-10).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Руководитель строительной организации"
В журнале собраны рекомендации специалистов по кадровым, юридическим и экономическим вопросам управления строительной компанией; представлены материалы о состоянии, тенденциях и перспективах развития строительной отрасли, а также профессиональный опыт, идеи и практические рекомендации руководителей строительных предприятий.
Основу материалов издания составляют статьи по актуальным для руководителей вопросам строительной отрасли:
- технические регламенты по строительству,
- строительные нормы и правила;
- производственные мощности и кадровые ресурсы строительной организации;
- организация материально-технического обеспечения строительных работ;
- порядок разработки и утверждения планов капитального строительства;
- основы планирования,
- стратегическое и оперативное планирование;
- бухучет и налогообложение в строительстве;
- порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности строительной организации.