Сложности "ледникового периода"
Безопасность дорожного движения всегда являлась довольно сложной проблемой в России.
Транспорт играет центральную роль в процессе развития экономики, обеспечивает передвижение людей, товаров и услуг, расширяет возможность трудоустройства. Но транспортные средства, попадающие в ДТП, причиняют своим владельцам немало убытков. Ни для кого не секрет, что зима - настоящее испытание для автолюбителей. Столько опасностей таят в себе перепады температуры, нечищеные дороги, сосульки и снег, падающий с крыш домов!
И очень часто за неприятным сюрпризом на дороге вереницей тянутся сложности различного характера: начиная с возмещения вреда после аварии и заканчивая особенностями налогообложения.
Судебная практика свидетельствует о том, что в толковании и применении отдельных норм права, регулирующих отношения в данной сфере, еще не достигнуто единообразие. В прессе регулярно освещаются вопросы, возникающие при рассмотрении конкретных дел. А в нашей статье мы затронем наиболее актуальные моменты, связанные с эксплуатацией и учетом транспорта.
Неотложные действия
К сожалению, ни один автомобилист не застрахован от ДТП. Чтобы оно не повлекло за собой ряд других неприятностей, советуем прежде всего следовать п. 2.5 Правил дорожного движения*(1) (далее - ПДД), где четко прописан алгоритм действий участников ДТП. На них мы не будем подробно останавливаться.
Обратим внимание читателей на то, что в условиях дефицита времени существует соблазн уехать с места аварии по своим делам, не оформив данное событие как положено. Однако так поступать категорически нельзя, даже если участники ДТП договорились о возмещении вреда "полюбовно". Почему же?
Во-первых, другой участник аварии может передумать, вернуться на место и вызвать сотрудников ГАИ. Тогда в протоколе будет отражено, что вы скрылись с места происшествия, последуют санкции, предусмотренные ст. 12.27 КоАП РФ.
Примечание. Пункт 2 ст. 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП предусматривает суровое наказание: лишение права управления транспортным средством на срок от года да полутора лет или административный арест на срок до 15 суток.
Во-вторых, по поводу следов столкновения на автомобиле могут возникнуть вопросы у сотрудников ГАИ, которые вправе попросить справку, объясняющую их происхождение.
В-третьих, если вы все-таки решите обратиться по факту полученных повреждений в страховую компанию за возмещением, не удивляйтесь, что без правильно оформленного извещения о ДТП с вами не станут вообще разговаривать.
Можно сделать вывод, что даже незначительная авария должна быть оформлена в установленном порядке. А при желании сократить потерю времени можно воспользоваться альтернативными вариантами, предусмотренными п. 2.6 и 2.6.1 ПДД.
Пункт 2.6 ПДД разрешает водителям самостоятельно прибыть на пост ДПС или в органы милиции для оформления происшествия. Такие действия допускаются при выполнении трех условий:
- ДТП без пострадавших;
- виновник происшествия не оспаривает свою вину;
- схема ДТП составлена и подписана всеми участниками происшествия.
Пользоваться таким вариантом советуем, если дело происходит вне населенного пункта, "на трассе". Тогда ваше происшествие оформят на ближайшем посту ДПС. А в центре крупного города самостоятельно ехать к инспекторам стоит, если вы точно знаете, как поделена его территория между разными отделениями ГАИ и по какому адресу обращаться. В противном случае второй участник происшествия может "потеряться" по дороге или отказаться от признания своей вины, а составленная схема ДТП окажется непригодной из-за того, что неправильно оформлена или не содержит всей необходимой информации.
Другой вариант предложен в п. 2.6.1 ПДД - так называемый евро-протокол. Оформить мелкие происшествия могут сами их участники без помощи сотрудников ГАИ. Для этого нужно самостоятельно оформить бланк извещения и передать его в страховую компанию, которая будет возмещать вред. Эта упрощенная процедура доступна лишь в случае, если:
- нет пострадавших;
- участвуют только два транспортных средства;
- оба участника имеют действующие (не просроченные) полисы ОСАГО;
- виновник происшествия не оспаривает свою вину;
- перечень и характер повреждений, полученных обоими транспортными средствами, не вызывает разногласий у сторон.
Обратите внимание, что самостоятельно составленную схему случившегося, перечень повреждений, подлежащих рассмотрению страховщиками, и отсутствие разногласий участники происшествия заверяют своими подписями в бланке извещения. После этого уклониться от ответственности виновнику происшествия уже не удастся.
С 01.03.2009 право оформлять ДТП самостоятельно появилось у тех автовладельцев, которые оформили полис ОСАГО после названного числа. А с 01.11.2009 такой возможностью имеют право пользоваться абсолютно все водители, но при соблюдении вышеперечисленных условий.
Казалось бы, все довольны: и водитель экономит драгоценное время, и автоинспектор не будет отвлекаться по пустякам, но в этой бочке меда есть своя ложка дегтя. При упрощенном оформлении ДТП потерпевший должен иметь в виду, что максимальная сумма страхового возмещения, которую он может получить за повреждение своего имущества, составляет 25 000 руб. Если есть опасения, что фактический ущерб превышает эту величину, оформление происшествия должно производиться в обычном порядке с привлечением сотрудников ГАИ.
Мы рекомендуем во избежание последующих осложнений проконсультироваться по телефону с представителями своей страховой компании, кратко изложив им обстоятельства ДТП и по возможности переслав фото поврежденного автомобиля. Если страховщики предложат вызвать сотрудников ГАИ, к такому совету стоит прислушаться.
И еще: на практике стали частыми случаи, когда недобросовестные страховщики любыми путями пытаются отказать в возмещении ущерба при упрощенной процедуре оформления ДТП. В таком случае, если вы уверены, что не допустили никаких ошибок при заполнении извещения и правильно оценили сумму ущерба, не бойтесь обжаловать подобные отказы в суд.
Что такое ПВУ?
Напомним, что на основании Закона об ОСАГО*(2) организации, имеющие транспорт, обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, который оформляется договором ОСАГО. Гражданская ответственность по этому договору наступает в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств, что является обязательным видом страхования.
Согласно ст. 1 данного правового акта прямое возмещение убытков - возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего - владельца транспортного средства. Сразу возникает вопрос: может ли быть потерпевшим организация, которой принадлежит транспортное средство, получившее повреждение в результате ДТП?
Все та же ст. 1 Закона об ОСАГО раскрывает данное понятие. Потерпевший - лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства - участник дорожно-транспортного происшествия. Значит, таковым может быть и организация, которой принадлежит транспортное средство.
В соответствии со ст. 14.1 Закона об ОСАГО, п. 48.1 Правил*(3) потерпевший имеет право предъявить требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего. В указанных нормах содержатся условия, при которых возможно обращение за возмещением в свою страховую компанию, а именно:
1) в результате ДТП вред причинен только имуществу;
2) ДТП произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с Законом об ОСАГО.
Иначе говоря, если автомобилю, принадлежащему вашей организации, причинен ущерб в результате ДТП другим автомобилем, ответственность владельца которого застрахована по Закону об ОСАГО, то вы имеете право обратиться непосредственно к своему страховщику за возмещением вреда.
Прямое возмещение ущерба работает по такой схеме. Страховая компания, в которую вы обращаетесь за компенсацией, направляет заявку организации, застраховавшей ответственность виновника аварии. Если придет подтверждение (акцепт), вы получаете выплату, а страховщики произведут расчеты между собой позже. Взаимодействие компаний осуществляется через информационно-расчетный центр на базе Российского союза автостраховщиков - компанию "РСА-Клиринг". Все компании, имеющие лицензию на ОСАГО, обязаны подписать соглашение о ПВУ. Пунктом 2 ст. 26.1 Закона об ОСАГО установлено: учредительными документами профессионального объединения страховщиков должно быть предусмотрено, что заключение соглашения о прямом возмещении убытков со всеми членами такого объединения является обязательным условием членства страховой организации в профессиональном объединении страховщиков. Таким соглашением определяются порядок и условия расчетов между страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, и страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (п. 1 ст. 26.1 Закона об ОСАГО). Соглашение о прямом возмещении убытков заключается между членами профессионального объединения страховщиков.
Представляя интересы автовладельцев в суде, автору приходилось замечать такую закономерность: в обычных спорах наши суды достаточно часто (и, что немаловажно, быстро) выносят решения в пользу автовладельцев, а вот для решения спора по ПВУ потребуется не одно заседание. Так, по одному из подобных дел страховщик потерпевшего, отказав в выплате на основании отсутствия акцепта со стороны страховщика причинителя вреда, пояснил: "Если не платит собственная страховая компания, проще не судиться, а обратиться в страховую компанию виновника". Да и судья в заседании прямо указывал: если бы речь шла об иске к страховщику виновника аварии, решение было бы принято немедленно, а с ПВУ все будет сложнее и дольше.
На такие уловки не стоит обращать внимание. Если у вас возникло право на ПВУ, страховая компания потерпевшего обязана осуществить выплату независимо от того, получен ли акцепт от компании причинителя вреда или нет.
Кто заплатит?
Ни для кого не секрет, что с помощью договора ОСАГО достаточно легко восстановить поврежденное имущество. Если в ДТП виноват ваш сотрудник, то потерпевший обращается к страховой компании, с которой вы заключили договор страхования. А если виноват второй водитель, обязанность возмещать ущерб лежит на его страховщике.
Согласно п. 10 Правил по договору ОСАГО страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется возместить потерпевшим вред, причиненный имуществу, составляет:
- для нескольких потерпевших - не более 160 000 руб.;
- для одного потерпевшего - не более 120 000 руб.
Этих сумм зачастую не хватает, чтобы покрыть весь ущерб от ДТП, и тогда организации приходится частично за свой счет производить ремонт машины. Вправе ли она удержать эти деньги со своего работника - виновника ДТП? И как это отразить в налоговом учете? Обратимся к трудовому праву, поскольку границы ответственности работника, связанные с его трудовой деятельностью, регулируются именно им.
Статья 232 ТК РФ предусматривает обязанность стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора. В рассматриваемом случае ущерб налицо. Однако бухгалтеру и руководителю надо помнить, что размер ущерба, подлежащего взысканию с работника, может быть ограничен его средним месячным заработком (ст. 241 ТК РФ). И только в случае полной материальной ответственности, которая имеет место не всегда, есть шанс взыскать с работника полную сумму. Статья 244 ТК РФ ограничивает круг таких работников следующими признаками:
- достижение 18-летнего возраста;
- в должностные обязанности входит непосредственное обслуживание или использование денежных, товарных ценностей.
Применительно к ситуации с ДТП водитель - конечно, лицо, достигшее 18 лет. Но данная должность не поименована в Перечне *(4) должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности.
В статье 243 ТК РФ предусмотрены иные случаи наступления полной материальной ответственности работника. На них мы не будем подробно останавливаться, среди них наиболее актуальным видится причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом. Казалось бы, все просто, но бухгалтер должен разграничивать два понятия: нарушение ПДД и совершение административного проступка. Не все нарушения правил влекут за собой наказание, предусмотренное КоАП РФ, а следовательно, наступление полной материальной ответственности. Например, несоблюдение водителем скоростного режима в рамках допустимого минимального порога, с которого наступает ответственность, - превышение скорости на 10 км/ч (ст. 12.9 КоАП РФ), может привести к потере управления над автомобилем и стать причиной ДТП. То есть в действиях водителя, совершившего ДТП, но превысившего скорость не более чем на 10 км/ч, не будет состава административного правонарушения. А значит, его материальная ответственность ограничится средним заработком.
В соответствии с ч. 1 ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Однако работник может и добровольно выплатить из личных средств сумму причиненного ущерба в полном размере или определенную его часть, о чем говорится в ч. 4 данной статьи.
По общему правилу, закрепленному в ст. 138 ТК РФ, удержание из заработной платы работника не должно превышать 20%. Если ущерб причинен организации в связи с преступлением, то размер удержания может достигать 70%. Размер удержания из заработной платы работника должен исчисляться из суммы, оставшейся после вычета налогов (п. 1 ст. 99 Федерального закона N 229-ФЗ*(5)).
Работник и работодатель могут также договориться о возмещении ущерба с рассрочкой платежа.
Обе стороны трудовых отношений заинтересованы документально оформить свою договоренность о возмещении причиненного ущерба. Сделать это можно путем оформления соглашения, в котором указываются размер ущерба и сроки его возмещения. Также по договоренности с работодателем работник может передать ему имущество, равноценное поврежденному, или исправить имущество за свой счет (ч. 5 ст. 248 ТК РФ).
Налоговые последствия
Каждая организация, осуществляющая добровольное и обязательное страхование принадлежащего ей транспортного средства, уплачивает страховые взносы. Плата за страхование (страховая премия) определяется на основании страховых тарифов. Например, страховые премии по договорам ОСАГО рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для юридических лиц по месту регистрации транспортного средства (пп. "а" п. 2 ст. 9 Закона об ОСАГО). Страховые взносы учитываются в целях налогообложения прибыли в соответствии с п. 2, 3 ст. 263 НК РФ, то есть включаются в прочие расходы в размере фактических затрат.
Теперь перейдем непосредственно к последствиям ДТП.
Рассмотрим ситуацию, когда в результате ДТП пострадал автомобиль организации и выплата по договору страхования покрыла ущерб.
Согласно п. 1 ст. 260 и п. 5 ст. 272 НК РФ расходы на ремонт основных средств являются прочими расходами и признаются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Это относится к организациям, которые определяют доходы и расходы методом начисления, а те, кто применяет кассовый метод, учитывают такие затраты после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).
В налоговом учете потери от ДТП относятся к составу чрезвычайных ситуаций и включаются в состав внереализационных расходов на основании пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ.
Страховое возмещение, выплаченное страховщиком организации, признается внереализационным доходом. Согласно п. 3 ст. 250 НК РФ оно увеличивает налогооблагаемую прибыль. На это указывает и Письмо Минфина России от 29.03.2007 N 03-03-06/1/185.
Организации, которые определяют доходы и расходы методом начисления, отражают их на дату признания ущерба должником либо на дату вступления в законную силу решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). При кассовом методе названные доходы учитываются на дату получения денежных средств (п. 2 ст. 273 НК РФ).
Достаточно интересной, на наш взгляд, является позиция, выраженная в Постановлении ФАС МО от 30.11.2009 N КА-А40/12576-09. Инспекция привлекла к ответственности общество за то, что оно необоснованно занизило внереализационные доходы в виде полученного страхового возмещения, что привело к занижению налога на прибыль организаций. По мнению налоговиков, НК РФ не предусматривает зависимости включения полученного страхового возмещения в состав внереализационных доходов от его дальнейшего использования, а п. 3 ст. 250 НК РФ обязывает признавать доходы, полученные налогоплательщиками как возмещение убытков или ущерба, в составе внереализационных доходов и учитывать их для целей налогообложения.
Служители Фемиды не согласились и отметили, что если расходы на восстановительный ремонт транспортного средства были произведены за счет полученного страхового возмещения, то обществом обоснованно не отражены полученные доходы при исчислении налога на прибыль и не признаны расходами в целях налогообложения прибыли затраты на восстановительный ремонт. Иными словами, если страховая выплата полностью покрывает расходы по ремонту, у общества не возникает ни доходов, ни расходов.
Мнение налоговиков представляется более универсальным. На наш взгляд, все-таки надежнее своевременно отражать и расходы, связанные с восстановлением транспортного средства, и доходы, полученные от страхового возмещения, даже если они взаимоисключают друг друга, ведь ремонт и получение страховки могут происходить в разных налоговых периодах и с разной очередностью. Есть опасность, что доходы и расходы будут формировать налоговые базы разных периодов.
А вот если условиями и правилами договора страхования предусмотрена возможность компенсации ущерба путем восстановления автомобиля непосредственно страховой компанией без привлечения страхователя, у последнего не возникает обязанности по формированию в налоговом учете дохода в сумме страхового возмещения. Одновременно страхователь не должен отражать в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, сумму ущерба, связанную с наступлением страхового случая (письма ФНС России от 18.03.2005 N 02-3-10/38, УФНС по г. Москве от 21.03.2007 N 19-11/25344).
Часто организации задаются вопросом: правомерно ли они поступают, когда пытаются сэкономить и отремонтировать поврежденный автомобиль своими средствами или вовсе произвести частичный ремонт? В результате расходы на ремонт оказываются меньше, чем сумма, перечисленная в рамках договора ОСАГО.
Согласно пп. "б" п. 2.1 ст. 12 Закона об ОСАГО размер подлежащих возмещению убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется в случае повреждения данного имущества в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая. Сочтет нужным потерпевший тратить всю сумму на восстановление своего имущества или нет - это его дело. Закон предусматривает основания и порядок возмещения ущерба, но порядок возврата или отчета об использовании страховой выплаты не предусмотрен.
В заключение коснемся ситуации, когда расходы на ремонт автомобиля оказываются больше, чем сумма страхового возмещения.
В Налоговом кодексе нет разъяснений по данному вопросу. Однако налоговики выразили свою точку зрения в Письме УФНС по г. Москве от 21.03.2007 N 19-11/25344: расходы на ремонт застрахованного автомобиля учитываются при налогообложении прибыли в размере, который не превышает сумму полученного страхового возмещения.
Арбитражная практика преимущественно склоняется к тому, что организация может учесть затраты на ремонт автомобиля в размере, превышающем страховое возмещение. Ведь размер таких расходов не должен зависеть от того, застраховано основное средство или нет (см., например, Постановление ФАС МО от 14.05.2010 N КА-А40/4457-10). С судьями солидарен и Минфин в Письме от 31.03.2009 N 03-03-06/2/70.
И.И. Моисеева,
эксперт журнала "Налог на прибыль:
учет доходов и расходов"
"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 2, февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения".
*(2) Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
*(3) Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263.
*(4) Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности".
*(5) Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"