Анализ проекта нового порядка аттестации рабочих мест по условиям труда
Приведены результаты анализа проекта нового Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Доказывается, что проект не способствует реализации государственной политики в области охраны труда и не решает основных проблем обеспечения качества проведения АРМ, а также обеспечения ее экономической и социальной эффективности.
"В текущем году планируется принять основополагающие подзаконные акты в области оценки и управления профессиональными рисками, такие, как:
- Положение о системе управления профессиональными рисками в Российской Федерации.
- Стандарт по оценке профессиональных рисков.
- Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и оценке профессиональных рисков, включающих методики оценок и регламенты выполнения работ".
Источник информации: статья "Управление рисками и профилактика в сфере охраны труда в новых условиях" в журнале "Справочник специалиста по охране труда" N 7/2010, автор А.Л. Сафонов, зам. министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Все документы, принимаемые на правительственном уровне, должны способствовать социально-экономическому развитию Российской Федерации и реализации государственной политики в области охраны труда.
При этом следует оценить перспективы вступления страны в ВТО, а именно, насколько готов российский бизнес конкурировать по условиям труда и качеству рабочих мест с зарубежными корпорациями. Нынешнее состояние условий труда и здоровья работников российских предприятий является серьезным препятствием конкурентоспособности.
Сегодня программа действий правительства в области охраны труда направлена на достижение следующих стратегических задач:
- Снижение риска несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
- Повышение качества рабочих мест и условий труда.
- Снижение смертности от предотвратимых причин.
- Увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровье работающего населения.
в области социально-экономического развития действия Правительства РФ направлены на повышение производительности труда. Сегодня в условиях возрастающей конкуренции ни одно предприятие не может рассчитывать на значительный успех, а может быть, на выживание, если оно не достигнет высокого уровня производительности труда.
Как отметил В.В. Путин на одном из заседаний Госсовета "О стратегии развития России до 2020 года": "Главная проблема сегодняшней российской экономики - это ее крайняя неэффективность. Производительность труда в России остается недопустимо низкой".
Анализ, проведенный экспертами ряда крупных консалтинговых компаний на российских предприятиях, показывает, что в среднем производительность труда составляет всего лишь 19% от уровня США, тогда как трудозатраты достигают 80% от американских.
Министерством экономического развития разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года.
В числе показателей повышения эффективности и конкурентоспособности экономики без существенного наращивания производственных ресурсов концепция предусматривает рост производительности труда к 2020 году в основных секторах российской экономики в среднем в 4 раза. На заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года" Президент России поставил задачу радикального повышения эффективности нашей экономики, и прежде всего на основе кардинального роста производительности труда в условиях реализации инновационного сценария развития.
Концепция предусматривает основные направления развития производительности труда на предприятиях и в организациях, которые включают в себя, в том числе, следующие программы, имеющие отношение к охране труда:
- рационализация рабочих мест в части обеспечения производительности, качества и безопасности труда;
- обеспечение безаварийной работы действующего оборудования;
- повышение эффективности мероприятий по охране труда и безопасного проведения работ.
Анализ проекта нового Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда показывает, что он далек от вышеуказанной государственной политики и не обеспечивает ни экономической заинтересованности работодателя в проведении аттестации рабочих мест, ни решения стратегических задач, поставленных правительством, ни качества ее проведения.
Проведенный нашими специалистами анализ проекта включает в себя замечания и предложения на 10 страницах печатного текста.
Приведем только некоторые из них, имеющие принципиальный характер.
1. Пункт 2.
Предлагаемая проектом редакция (далее по тексту - предлагается): Аттестующая организация - это юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке и выполняющее на условиях хозяйственного договора с работодателем проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Замечание: в принципе неправильное определение аттестующей организации. Аттестацию рабочих мест проводит само предприятие, а организация, имеющая в своем составе аккредитованную испытательную лабораторию, только оказывает услуги в области охраны труда, в данном случае проводит измерения и оценку факторов рабочей среды и трудового процесса с оформлением их результатов и предложениями по компенсациям и снижению влияния вредных и опасных факторов.
2. Пункт 3.
Предлагается: Аккредитация аттестующей организации на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с Правилами аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Замечание: Аккредитация организаций, оказывающих услуги по измерению и оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, проводится в соответствии с Правилами аккредитации, утвержденными приказом Минздравсоцразвития N 205н от 1 апреля 2010 г. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги, предусматривают наличие в организации уже аккредитованной испытательной лаборатории.
И что самое главное, что нет утвержденных Правил аккредитации самих испытательных лабораторий, установленных "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда". Отсутствие этих Правил является основным источником проблем и разногласий по проведению АРМ по условиям труда в Российской Федерации.
Приказ N 205н это пример некомплексного подхода к решению вопросов по реализации государственной политики в области охраны труда.
Положением должно быть определено, в какой системе ССОТ, СДСОТ или ГОСТ Р должна быть аккредитована испытательная лаборатория, и чем они отличаются друг от друга. У работодателя должна быть четкая информация по данному вопросу при выборе организации, имеющей в своем составе испытательную лабораторию.
Отсутствие четких требований к области аккредитации испытательных лабораторий может ввести работодателя в заблуждение, и он может заключить договор с организацией, имеющей в своем составе испытательную лабораторию, которая не имеет соответствующей области аккредитации, материальной базы и специалистов для проведения требуемых измерений и оценок.
3. Пункт 6.
Предлагается: Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), с последующей классификацией условий труда на рабочих местах по степени вредности и опасности.
Замечание: Данный пункт должен включать разработку и утверждение плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда на рабочих местах, который в соответствии с п. 70 Порядка является одним из результатов АРМ по условиям труда.
4. Пункт 8.
Предлагается:
6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Замечание: Предлагается следующая редакция, соответствующая ст. 212 ТК РФ: "Последующей сертификации организации работ по охране труда в организации". Возникает также вопрос - почему такой вид услуг, как сертификация организации работ по охране труда в организациях, не вошел в перечень услуг по охране труда.
Предлагается:
4) заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии).
Замечание: Заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда должно быть обязательно, но для этого необходимо пересмотреть отношение к государственной экспертизе на государственном уровне и укомплектовать ее из расчета 2-3 специалиста на 100 тыс. работающих, как это предусмотрено нормативами.
Предлагается:
5) предписание(я) должностных лиц о выявленных несоответствиях Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (при наличии).
Замечание: Необходимо конкретизировать, какие категории должностных лиц имеют право проверять качество АРМ по условиям труда. К примеру, государственная экспертиза по условиям труда в инициативном порядке не имеет право проверять качество АРМ по условиям труда.
5. Пункт 15.
Предлагается: Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у работодателя издается согласованный с аттестующей организацией приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях работодателя, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах.
Замечание: С этого пункта "Порядок" переходит в "Беспорядок", так как эта процедура предполагает, что договор с организацией, оказывающей услуги по измерениям и оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, уже заключен (издается согласованный с аттестующей организацией приказ). Как можно заключить договор, если предприятие не провело подготовительную работу и не имеет перечень рабочих мест, который в соответствии с п. 18 Порядка разрабатывается аттестационной комиссией после заключения договора.
Необходимо в Порядок включить отдельным разделом подготовительный этап проведения АРМ по условиям труда, который должен предусматривать следующие мероприятия.
- Обучение членов аттестационной комиссии - представителей организации общим вопросам АРМ по условиям труда, но не более чем по 8-часовой программе, так как в состав комиссии входят представители аттестующей организации.
- Оценка соответствия деятельности организации Государственным нормативным требованиям охраны труда, которые "обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности" (ст. 211 ТК РФ).
- Приведение деятельности организации, кроме вопросов, связанных только с результатами АРМ, в соответствие с Государственными нормативными требованиями охраны труда.
- Составление перечня рабочих мест по установленной форме.
- Составление перечня химических веществ, воздействие которых может повлиять на работника, перечня измеряемых и оцениваемых факторов рабочей среды и трудового процесса с указанием количества измерений и оценок. Перечни должны быть утверждены руководителем организации с учетом мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и согласованы с государственной экспертизой условий труда или органами Роспотребнадзора.
- Заключение договора или проведение тендера на проведение АРМ по условиям труда по вышеуказанному перечню рабочих мест. В процессе заключения договора должен производиться расчет трудоемкости проведения измерений и оценок на основании утвержденных методик проведения измерений и оценок и расчет стоимости проведения работ по общепринятым методикам. В обязательном порядке испытательной лабораторией должна предоставляться область аккредитации, справка о материальной базе, квалификации штатных сотрудников, о наличии справочно-информационной базы для информационного обеспечения членов аттестационной комиссии.
6. Пункт 19.
Предлагается: Аттестационная комиссия:
9) по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда разрабатывает план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда на рабочих местах работодателя.
Замечание: Необходимо данный пункт расписать подробно, так как форма плана мероприятий предусматривает источник финансирования и срок выполнения.
В процедуру разработки и плана мероприятий необходимо включить расчет экономической эффективности технических и организационных мероприятиях, а в форму плана, указанную в приложении 8, добавить графу "Экономический эффект".
7. Пункт 25.
Предлагается: При аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса.
Замечание: все факторы измерить и оценить практически невозможно и нецелесообразно. Предлагается "При аттестации рабочих мест по условиям труда измерениям и оценке на рабочем месте подлежат факторы производственной среды и трудового процесса, определенные гигиеническими критериями (приложение 11).
...При этом используются методики измерения и оценок, предусмотренные действующими нормативными актами".
8. Пункт 65.
Предлагается: ...Рабочее место признается аттестованным соответственно с классами условий труда - 0 или 1; по...
Замечание: Класс 0 - ???
9. Пункт 70.
Предлагается: Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего...
Замечание: Добавить 8.1) расчет экономической эффективности по техническим и организационным решениям, включенным в план мероприятий.
10. Пункт 72.
Предлагается: Аттестационная комиссия не реже одного раза в год проводит анализ состояния условий труда и актуальности материалов аттестации рабочих мест.
Замечание: После приказа работодателя о завершении аттестации рабочих мест и утверждения ее результатов (п. 79 пп. 10) закрывается договор с аттестующей организацией и соответственно из состава аттестационной комиссии автоматически исключаются представители аттестующей организации. Предлагается включить процедуру изменения состава аттестационной комиссии и ее функций. Комиссия должна кроме актуализации результатов АРМ по условиям труда обеспечить выполнение плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда с обеспечением экономической эффективности принятых технических и организационных решений.
11. Пункт 78.
Предлагается: в случае выявления по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества аттестации рабочих мест по условиям труда, несоответствия материалов аттестации рабочих мест нормативным требованиям, аттестационная комиссия разрабатывает и реализует комплекс мер по приведению материалов аттестации рабочих мест в соответствие с выводами и предложениями экспертного заключения.
Замечание: Предлагается включить разъяснения, в каких случаях проводится государственная экспертиза в целях оценки качества.
В соответствии с Положением о государственной экспертизе, она не имеет право в инициативном порядке проводить экспертизу в целях оценки качества.
12. Пункт 80.
Предлагается: При проведении аттестации рабочих мест по условиям труда аттестующая организация обязана.
Замечание: Необходимо добавить: "Расчет стоимости проведения работ по измерениям, оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, а также оформлению необходимых документов".
Измерения факторов рабочей среды и трудового процесса проводятся по утвержденным методикам и имеют определенную трудоемкость. Исходя из этого, можно расчетным путем определить стоимость проведения работ. От решения этого вопроса во многом зависит качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
13. Пункт 84.
Предлагается: Ответственность за качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда несут работодатель и аттестующая организация.
Замечание: Процедура оценки качества должна быть прописана отдельным разделом. Качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда должна определять третья сторона и должны быть прописаны строгие санкции за фальсификацию по сговору работодателя и аттестующей организации проведения измерений и оценок.
К примеру, при выявлении фактов несоответствия аттестация признается недействительной, и информация передается в государственную инспекцию труда для принятия санкций к предприятию. При выявлении фактов фальсификации измерений и оценок информация передается в прокуратуру для возбуждения уголовного дела против испытательной лаборатории и организации по факту посягательства на жизнь и здоровье работников организации в процессе трудовой деятельности.
Процедура проведения АРМ по условиям труда должна обеспечивать возможность количественной оценки результатов и показателей, установленных "концепцией Программы действий по улучшению условий и охраны труда, включая проведение аттестации рабочих мест по условиям труда", разработанной Департаментом трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития Российской Федерации. В число таких показателей входит снижение до 2025 г. количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 3-5%, и коэффициента травматизма со смертельным исходом до уровня не более 0,05-0,08, т.е. до показателей, которые имеют сейчас страны Евросоюза.
Исходя из вышеизложенного, на сегодня АРМ по условиям труда не является, как это должно быть, основой Системы управления профессиональными рисками, и нам всем необходимо предпринять немало усилий для разрешения этой проблемы, от которой зависит жизнь и здоровье населения Российской Федерации.
В.И. Щербаков,
председатель Координационного
совета по охране труда и проблемам
управления профессиональными рисками
"Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях", N 2, февраль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15720 от 20 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомится на сайте www.panor.ru