Товаров много - чек один
Многие торговые фирмы сталкиваются с процедурой возврата купленных товаров покупателями. Как провести возврат товаров по чеку ККТ, в котором несколько позиций?
Осуществление наличных денежных расчетов в России регулируется законом *(1). Действие Закона N 54-ФЗ распространяется и на расчеты с использованием платежных карт. При продаже товаров за наличные деньги применение кассовых аппаратов обязательно*(2). Но Законом N 54-ФЗ до настоящего момента порядок возврата товара продавцу от покупателя по чеку кассового аппарата не урегулирован.
Если говорить в общих чертах, то порядок оформления документов зависит от того, в какой день происходит возврат товара - в день покупки или в последующие дни.
Возврат в день покупки
При возврате товара в день покупки следует применять Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением*(3).
Чеки кассовых машин на приобретение товара действительны только в день их выдачи покупателю. Возврат денег производится из операционной кассы фирмы по чеку, выданному в данной кассе (до закрытия смены и снятия Z-отчета).
Этот чек должен содержать разрешительную подпись директора фирмы или его заместителя*(4). При возврате товара ненадлежащего качества предъявление покупателем кассового чека не обязательно. В этом случае покупатель приводит доказательства факта и условий покупки, вплоть до привлечения свидетельских показаний*(5).
На сумму возврата товара оформляют акт. Форма акта N КМ-3, равно как и формы всех остальных документов, упомянутых в нашей статье, утверждена постановлением Госкомстата России*(6). В акте указывается сумма выданных денег по чеку покупателя. На эту сумму необходимо уменьшить выручку кассы. Акт составляют в одном экземпляре, его подписывает комиссия и утверждает руководитель фирмы.
Погашенный кассовый чек, первоначально выданный покупателю при покупке, наклеивают на отдельный лист бумаги. Этот лист будет являться приложением к акту. Утвержденный акт с приложениями передают в бухгалтерию фирмы, где его хранят в числе текстовых документов за этот день*(7).
Прием товара от покупателя оформляется по накладной, которую составляют в 2 экземплярах. Один экземпляр накладной прикладывают к товарному отчету, другой передают покупателю. Экземпляр покупателя и будет основанием получения денежной суммы за сданный товар*(8).
Суммы, выплаченные по возвращенным покупателями и неиспользованным кассовым чекам, записывают в графу 15 "Сумма денег, возвращенная покупателям по неиспользованным кассовым чекам" книги кассира-операциониста.
Тем не менее Правила N 104 также не содержат описание порядка оформления возврата товара, когда в чеке больше одной позиции. Но исходя из изложенного выше логично предположить, что, раз у покупателя оригинал чека изымается, а использование остальных купленных товаров по этому чеку неизвестно, взамен покупателю надо выдать копию чека, заверенную торговой фирмой. Чтобы он впоследствии при необходимости смог осуществлять возвраты остальных товаров по нему. Такого мнения придерживаются и специалисты налогового ведомства*(9).
Возврат в последующие дни
Выдачу денег покупателю за товар, возвращенный не в день покупки, а в последующие дни, необходимо производить по Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации*(10).
Возврат денег покупателю производят из главной кассы фирмы по расходно-кассовому ордеру. В этом заключено основное отличие от выдачи денег в день покупки - место выдачи денег. Не в день покупки деньги покупателю выдает кассир фирмы, а не кассир-операционист кассового аппарата. Главной кассой фирмы следует считать кассу организации в целом. Термин "касса" используют как для обозначения изолированного помещения, где принимают, выдают и временно хранят наличные деньги, так и для обозначения счета 50 бухгалтерского учета, который служит для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе фирмы*(11).
Выдача денег за возврат товара покупателю из главной кассы обусловлена тем, что возврат денег за товар уменьшает выручку фирмы в общем, но никаким образом не связана с размером выручки от реализации в день возврата. Ведь предыдущие рабочие смены на кассовых аппаратах завершены, Z-отчеты сняты, необходимые записи в книги кассиров-операционистов внесены.
Кассиру фирмы для выдачи денег из кассы необходим оправдательный документ, который должен содержать разрешительную надпись руководства фирмы*(12). В нашем случае таким документом будет заявление в произвольной форме от покупателя, в котором он объяснит причины возврата товара и укажет свои ФИО, адрес и паспортные данные. К этому заявлению покупатель приложит свой кассовый чек для подтверждения факта покупки товара в этой торговой фирме. По аналогии с возвратом товара в день покупки при сдаче товара на склад компании покупатель получит свой экземпляр накладной.
На основании завизированных руководством заявления и кассового чека, накладной при предъявлении паспорта кассир выдаст деньги покупателю за возвращенный товар*(13). Кассовый чек покупателя наклеивается на заявление или на отдельный лист бумаги и прикладывается к расходному кассовому ордеру. Возврат денежных средств покупателю в журнале кассира-операциониста не отражается, и акт не составляется. Но налоговики считают, что акт все же нужно оформить*(14).
Порядок N 40 также не содержит описание оформления возврата товара, когда в чеке больше одной позиции. Учитывая, что и в данном случае покупатель возвращает торговой фирме свой кассовый чек, взамен ему нужно выдать заверенную фирмой копию чека.
"Безналичный" возврат
Возврат денег при оплате за товар посредством банковской пластиковой карты происходит с некоторыми особенностями. Налоговики в одном из своих писем *(15) объяснили, что при возвращении покупателем товара возврат денег осуществляют безналичным путем на банковскую карту держателя при предъявлении кассового чека и платежной карты. При возврате в течение дня отменяют операцию по оплате с платежной карты. При возврате не в день покупки операции по выдаче денежных средств производят в соответствии с условиями договора эквайринга (соглашения между банком и торговой фирмой по операциям с использованием платежных карт). В другом документе чиновники уточнили, что в ситуациях, когда покупка была оплачена частично наличными деньгами, а частично - пластиковой карточкой, деньги возвращают в той же пропорции, в какой они были внесены за товар*(16).
Письмо УМНС России по г. Москве от 02.04.2003 N 29-12/17931
С. Молин,
эксперт по финансовому законодательству
Экспертиза статьи:
В. Горностаев,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор
Примечание
С. Евстафьева, главный бухгалтер компании "Ажур-Стиль Поволжье"
Для начала следует уточнить, по какой причине возвращается товар. Если речь идет о возврате товара при обнаружении в нем недостатков, то согласно пункту 5 статьи 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" отсутствие у покупателя чека не будет являться основанием для отказа в удовлетворении его требований. В этом случае продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и при необходимости провести проверку его качества. При этом закон не ставит это условие в зависимость от стоимости покупки.
Возможен также вариант, когда покупатель захочет воспользоваться правом на обмен товара надлежащего качества в течение 14 дней после его приобретения (ст. 25 Закона РФ "О защите прав потребителей"), но нужного товара в наличии не окажется. В этом случае закон указывает на некоторые условия осуществления такого права, в частности на наличие товарного или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа. Однако и в данном случае отсутствие у потребителя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
В случае же, когда по чеку было приобретено несколько товаров, а возвращается только один из них, самым оптимальным будет приложить оригинал чека к акту о возврате, а заверенную в установленном порядке копию чека выдать покупателю. Не стоит забывать и о том, что покупатель обязательно должен в письменном виде составить соответствующее заявление с указанием своих паспортных данных и адреса места регистрации, а также прописать в нем наименование и стоимость возвращаемого товара.
"Актуальная бухгалтерия", N 3, март 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ)
*(2) п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ
*(3) утв. письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104 (далее - Правила N 104)
*(4) п. 4.2 Правил N 104
*(5) письмо УФНС России по г. Москве от 02.11.2005 N 22-12/80195
*(6) пост. Госкомстата России от 25.12.1998 N 132
*(7) п. 4.3 Правил N 104
*(8) п. 10.3 Методических рекомендаций, утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5
*(9) письма УФНС России по г. Москве от 08.06.2006 N 22-12/49655, от 02.11.2005 N 22-12/80195
*(10) утв. решением совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок N 40)
*(11) письмо УМНС России по г. Москве от 20.08.2002 N 29-12/38238
*(12) п. 14 Порядка N 40
*(13) п. 15 Порядка N 40
*(14) письмо УФНС России по г. Москве от 28.05.2010 N 17-15/056421
*(15) письма УМНС России по г. Москве от 13.08.2003 N 29-12/44313, УФНС России по г. Москве от 15.09.2008 N 22-12/087134
*(16) письмо УМНС России по г. Москве от 02.04.2003 N 29-12/17931
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.