Наиболее распространенный довод жалоб участников размещения заказа - за период с марта по август 2010 года выразился в невозможности принять участие в аукционе в электронной форме в связи с техническими сбоями на разных стадиях размещения заказа, таких как подача участниками размещения заказа заявок на участие в аукционе в электронной форме, подача ценового предложения в ходе проведения аукциона в электронной форме и после завершения основного времени аукциона в электронной форме и другие случаи.
Причиной технического сбоя на электронной площадке на любой стадии проведения аукциона в электронной форме может быть: непостоянство функционирования программных и технических средств оператора электронной площадки, ошибки в работе удостоверяющего центра, где участником получена ЭЦП (электронно-цифровая подпись), и проблемы в работе Интернет-провайдера участника размещения заказа.
1. Оператор электронной площадки несет ответственность за надлежащую работу программных и технических средств в случаях сбоев вызванных внешними воздействиями в т.ч. вредоносными программными средствами.
Компания И. (далее - Заявитель) в ходе проведения аукциона в электронной форме в 11:10 на электронной площадке из-за технических сбоев не имела возможности сделать ценовое предложение и обратилась в ФАС России с жалобой на действия оператора электронной площадки. В подтверждение своих доводов Заявителем на заседание Комиссии ФАС России представлен "скрин-шот", то есть снимок с монитора компьютера, с которого осуществлялись действия Заявителем в ходе проведения Аукциона в электронной форме. Из данного "скрин-шота" следует, что Заявитель не смог сделать ценовое предложение в день и время проведения аукциона в электронной форме по причине неполноценного функционирования электронной площадки.
Комиссия ФАС России в ходе рассмотрения жалобы установила, что в период с 11:00 до 11:30 на электронной площадке были отмечены случаи задержек при открытии страниц электронной площадки. Из пояснений представителя оператора электронной площадки следует, что в период проведения аукциона на электронную площадку в большом количестве поступали однотипные запросы на получение одной и той же информации из базы данных с частотой более 1 запроса в секунду. Такое поведение системы может трактоваться как попытка осуществления DoS атаки на сайт оператора электронной площадки.
Оператором электронной площадки были приостановлены некоторые аукционы, в том числе аукцион в электронной форме, в котором пытался принять участие Заявитель. Проведение вышеуказанных аукционов было возобновлено с момента приостановления на следующий день, о чем оператор электронной площадки уведомил участников аукционов в электронной форме.
Поскольку в соответствии с частью 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем, Комиссия ФАС России признала в действиях оператора электронной площадки нарушение части 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов.
Нарушения оператором электронной площадки части 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании решения Комиссия ФАС России предписала заказчику, оператору электронной площадки, аукционной комиссии заказчика отменить протоколы, сформированные в ходе проведения аукциона в электронной форме, назначить новую дату и время проведения аукциона в электронной форме, уведомить всех участников аукциона в электронной форме о вышеперечисленных изменениях, провести процедуру аукциона в электронной форме в соответствии с решением и законодательством Российской Федерации о размещении заказов, начать процедуру аукциона с момента поступления последнего (минимального) предложения о цене контракта.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 17.06.2010 г. по делу N К-397/10)
2. Оператор электронной площадки несет ответственность за не надлежащую работу программных и технических средств удостоверяющих центров, через которые участники размещения заказов осуществляют взаимодействие с электронной площадкой.
Компания А. (далее - Заявитель) в ходе проведения аукциона в электронной форме не имела возможности сделать ценовое предложение, поскольку система электронной площадки не принимала данные предложения о цене государственного контракта.
Заявитель не смог сделать ценовое предложение в ходе проведения аукциона в электронной форме и направил в удостоверяющий центр, где Заявителем получена электронно-цифровая подпись (ЭЦП), официальный запрос с просьбой разъяснить причину невозможности принятия участия в данном аукционе (пользователи электронной площадки для аккредитации/регистрации и осуществления операций на площадке получают сертификаты ЭЦП в одном из Удостоверяющих Центров, входящих в список доверенных центров для данной электронной площадки).
Заявитель представил на Комиссию ФАС России полученный ответ, в котором Удостоверяющий центр подтверждает, что в день проведения аукциона с 09:45 до 10:20 произошел технический сбой в работе провайдера, обеспечивающего доступ к серверу штампа-времени по основному каналу, и совершения специалистами удостоверяющего центра ошибки при настройке резервного подключения. Аналогичное подтверждение получено и оператором электронной площадки.
Комиссия ФАС России в ходе рассмотрения жалобы установила, что в день проведения аукциона в период с 09:47:55 до 09:57:55 Заявитель не смог сделать ценовое предложение в ходе проведения аукциона в электронной форме в связи с указанным в письме Удостоверяющего центра техническим сбоем. При этом Оператором электронной площадки принимались ценовые предложения других участников данного аукциона в электронной форме, а так же участников других аукционов, проводимых в этот период времени на сайте оператора электронной площадки, что подтверждается документами, представленными оператором электронной площадки на заседании Комиссии ФАС России.
Поскольку оператор электронной площадки самостоятельно осуществляет отбор удостоверяющих центров и заключает соглашения о сотрудничестве с такими удостоверяющими центрами, то ответственность за нестабильное функционирование технических и программных средств удостоверяющего центра несет так же оператор электронной площадки.
В результате рассмотрения вышеуказанной жалобы Комиссией ФАС России принято решение о признании в действиях оператора электронной площадки нарушения части 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов, поскольку оператором электронной площадки не обеспечена непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в аукционе.
Материалы дела переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Комиссией ФАС России, на основании решения по делу, выдано предписание Оператору электронной площадки, Заказчику и аукционной комиссии об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, а именно: отменить результаты проведения Аукциона путем отмены сформированных протоколов, назначить новую дату и время проведения Аукциона в электронной форме и провести процедуру аукциона в соответствии с вынесенным решением и законодательством Российской Федерации о размещении заказов, а также начать процедуру аукциона с момента поступления последнего (минимального) предложения о цене контракта.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 17.06.2010 г. по делу N К-405/10)
3. Оператор электронной площадки не несет ответственности за работу программных и технических средств участников размещения заказов.
Компания Т. (далее - Заявитель) обратился в ФАС России с жалобой на действия оператора электронной площадки в ходе проведения аукциона в электронной форме. Доводом жалобы является невозможность подачи ценового предложения в ходе проведения аукциона в электронной форме из-за технических неполадок.
Заявитель на заседание Комиссии представил подтверждение зафиксированного сбоя в день проведения аукциона в 10:23 по московскому времени соответствующим снимком окна об ошибке на экране монитора компьютера во время подачи ценового предложения. Комиссией ФАС России в ходе рассмотрения жалобы установлено, что из представленного сообщения об ошибке следует наличие нестабильной, работы Интернет-провайдера Заявителя.
В свою очередь оператор электронной площадки представил выписку из журнала производимых в день проведения аукциона с 09:00 до 12:00 по московскому времени на площадке операций, из которого следует, что в данное время принимались ценовые предложения других участников данного аукциона в электронной форме и участников других аукционов, проводимых в этот период времени, а так же своевременно производилась регистрация участников размещения заказа на площадке и т.д.
Комиссией ФАС России жалоба Заявителя признана необоснованной, поскольку оператором электронной площадки в данный период времени обеспечено бесперебойное функционирование программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, то есть оператор действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 11.05.2010 г. по делу N К-266/10)
4. Подтверждение подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме не подписанное действующим сертификатом ЭЦП лица имеющего право действовать от имени участника размещения заказа или подписанное ненадлежащем образом, является основанием для отказа в принятии Оператором электронной площадки такой заявки участника размещения заказа на участие в аукционе в электронной форме.
Компания Д. (далее - Заявитель) обратилась в ФАС России с жалобой на действия оператора электронной площадки. Заявка Заявителя на участие в аукционе в электронной форме была направлена в соответствии с формой, размещенной на сайте оператора электронной площадки и представляла собой отсканированные листы, подписанные генеральным директором Заявителя. Сканированные экземпляры прикладывались к заявке, и все документы, вместе с заявкой, были заверены электронно-цифровой подписью. Однако в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме заявка Заявителя на участие в аукционе в электронной форме была возвращена оператором электронной площадки, поскольку не подписана электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления внеплановой проверки было установлено, что оператор электронной площадки правомерно не принял заявку Заявителя на участие в аукционе в электронной форме, поскольку подтверждение подачи заявки не подписано действующим сертификатом ЭЦП лица, имеющего право действовать от имени Заявителя в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 41.2 Закона о размещении заказов документы и сведения, направляемые в форме электронных документов участником размещения заказа, направляемые заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти либо размещаемые ими на официальном сайте или электронной площадке в форме электронных документов, должны быть подписаны электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника размещения заказа, заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, если иное не предусмотрено главой 3.1 указанного Закона.
Согласно части 9 статьи 41.8 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме направляется участником размещения заказа оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих предусмотренные частями 4 и 6 настоящей статьи части заявки. Указанные электронные документы подаются одновременно.
В соответствии с пунктом 12.2 Регламента работы электронной площадки после входа в закрытую часть электронной торговой площадки с помощью логина и пароля участник размещения заказа в разделе "Аукционы", подразделе "Регистрация" выбирает электронный аукцион из списка опубликованных электронных аукционов, посредством нажатия на активную ссылку соответствующего аукциона в столбцах "Название аукциона" или "Номер". Заявка на аукцион подается участником размещения заказа в форме двух электронных документов, посредством нажатия на странице аукциона кнопки "Зарегистрироваться" и приложения двух документов. Каждая часть заявки должна быть подписана электронной цифровой подписью в формате MS Word, обе части заявки подаются одновременно. Подтверждение подачи заявки подписывается действующим сертификатом ЭЦП лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника размещения заказа.
Пунктом 1 части 13 статьи 41.8 Закона о размещении заказов установлено, что в течение одного часа с момента получения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме оператор электронной площадки возвращает заявку подавшему ее участнику размещения заказа в случае предоставления заявки на участие в открытом аукционе с нарушением требований, предусмотренных частью 2 статьи 41.2 Закона о размещении заказов.
Комиссией ФАС России жалоба Заявителя признана необоснованной, поскольку решение оператора электронной площадки об отказе в принятии заявки на участие в аукционе в электронной форме в связи с тем, что подтверждение подачи заявки не было подписано действующим сертификатом ЭЦП лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа было признано правомерным.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 04.03.2010 г. по делу N К-83/10)
5. Установление Оператором электронной площадки требования о приобретении, установке и настройке программного обеспечения Криптекс не противоречит требованиям Закона о размещении заказов.
Компания Э. (далее - Заявитель) обратилась в ФАС России с жалобой на действия оператора электронной площадки. По мнению участника размещения заказа, аккредитация на электронной площадке оказалась невозможной без приобретения, установки и настройки программного обеспечения Криптекс со службой штампа времени для рабочего места основного пользователя системы на 12 месяцев. Стоимость данного программного обеспечения составляла 1 600 руб. Таким образом, взимание с участников размещения заказа платы за аккредитацию на электронной площадке противоречит требованиям Закона о размещении заказов.
По результатам рассмотрения жалобы и осуществления внеплановой проверки было установлено, что приобретение, установка и настройка программного обеспечения Криптекс необходима участнику размещения заказа для работы на электронной площадке, поскольку служит криптографическим средством защиты, используемым для подписания электронных документов, и не является платой за аккредитацию на электронной площадке. Следовательно, установление оператором электронной площадки требования о приобретении, установке и настройке данного программного обеспечения не противоречит требованиям Закона о размещении заказов связи со следующим.
Для работы на электронной площадке участнику размещения заказа необходимы следующие аппаратно-программные средства: компьютер, устройство ручного ввода информации (клавиатура, мышь), устройство вывода информации (монитор), устройство подключения к сети Интернет, операционная система Windows (или аналог), прикладное ПО Крипто Про, прикладное ПО Криптекс, носитель для ЭЦП, сертификат ЭЦП.
Программное средство "Криптекс" является одной из прикладных программ для работы на электронной площадке и служит криптографическим средством защиты, используемым для подписания электронных документов.
Таким образом, Комиссией ФАС России жалоба Заявителя признана необоснованной.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 22.03.2010 г. по делу N К-118/10)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФАС России проанализировала жалобы на действия (бездействие) оператора электронной площадки при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Наиболее распространенная - невозможность участвовать в аукционе в электронной форме в связи с техническими сбоями на разных стадиях размещения заказа.
Оператор электронной площадки несет ответственность за надлежащую работу программных и технических средств в случаях сбоев, вызванных внешними воздействиями, например, вредоносными программными средствами.
Оператор также отвечает за надлежащую работу программных и технических средств удостоверяющих центров, через которые участники взаимодействуют с электронной площадкой.
Если подтверждение подачи заявки на участие в аукционе не заверено функционирующим сертификатом ЭЦП лица, имеющего право действовать от имени участника, или подписано ненадлежащем образом, то оператор должен отказаться ее принять.
Оператор вправе требовать приобрести, установить и настроить программное обеспечение Криптекс. Данное средство - это одна из прикладных программ для работы на электронной площадке. Она служит криптографическим средством защиты, используемым для подписания электронных документов.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) совершены при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями главы 3.1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2010)
Материал подготовлен для компании "Гарант":
начальником отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС РФ Абрамовым Г.А.
ведущим консультантом отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС РФ Бочаровой Ю.И.
главным специалистом отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС РФ Крыловой М.К.