1. В ФАС России за разъяснениями норм законодательства о размещении заказа обратился орган, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению размещения заказов на поставки товаров, работ, услуг для муниципальных заказчиков (далее - Заказчик) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.02.2010 N Д05-246 Положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625 (далее - Положение), не применяется, поскольку вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), а в соответствии с пунктом 7 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании остальных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензирование такого вида деятельности прекращено со дня вступления в силу Технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.
Письмом МЧС России от 11.03.2010 N 19-1-15-1282 сообщается, что вступление в силу Технического регламента не влечет отмену лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, что подтверждено заключением Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Лицензирование данного вида деятельности осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании и Положением.
На основании изложенного, Заказчик просит разъяснить:
- Какие требования к участникам размещения заказа следует устанавливать при размещении муниципального заказа на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в функционирующем учреждении здравоохранения, если никаких дополнительных работ, помимо указанных, выполняться не будет?
- Какие документы, подтверждающие соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, выполняющим работы по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, должен представить участник размещения заказа в составе заявки?
ФАС России рассмотрел поступивший запрос и разъясняет следующее.
Лицензирование деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется лицензирующим органом - Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) в соответствии с Положением и Законом о лицензировании.
Таким образом, по мнению ФАС России, при установлении в документации о торгах требований к участникам размещения заказа, необходимо руководствоваться позицией лицензирующего органа - МЧС России, изложенной в письме МЧС России от 11.03.2010 N 19-1-15-1282 "О лицензировании деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
На основании изложенного, при размещении заказа на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений заказчик, уполномоченный орган на основании пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов вправе установить требование к участнику размещения заказа о представлении в составе заявки на участие в торгах лицензии на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
2. В ФАС России обратился территориальный орган федеральной власти, расположенный на Камчатке, по вопросу о необходимости проведения конкурса на предоставление услуг по оформлению авиационных пассажирских билетов по безналичному расчету для сотрудников и членов их семей, имеющих право на оплачиваемый за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска и обратно.
В соответствии со статьей 325 Трудового Кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 455 "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и членов их семей" лица, работающие в организациях, финансируемых из средств федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Оплата стоимости проезда производится не позднее, чем за три дня до отъезда в отпуск.
В целях упорядочения процедуры приобретения работниками билетов и осуществления с ними расчетов за приобретенные проездные документы, организации, финансируемые из федерального бюджета, практикуют заключение договоров (государственных контрактов) с агентствами на предоставление услуг по оформлению авиационных и железнодорожных билетов своим работникам по безналичному расчету.
Заказчик просит разъяснить, следует ли в данном случае проводить торги в соответствии с Законом о размещении заказов.
ФАС России рассмотрел данное обращение и поясняет.
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из средств федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 455 (далее - Правила компенсации), компенсация расходов производится организацией исходя из примерной стоимости проезда на основании представленного работником организации заявления не позднее чем за 3 рабочих дня до отъезда работника в отпуск. Для окончательного расчета работник организации обязан в течение 3 рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска представить отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы работника организации и членов его семьи.
В данном случае в рамках указанных Правил компенсации работнику предоставлено право выбора организации для осуществления переезда к месту использования отпуска и обратно.
Учитывая изложенное, ФАС России считает, что выбор организации для осуществления переезда к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей не подпадает под действие Закона о размещении заказов.
3. В ФАС России поступил запрос от муниципального заказчика - Центра занятости населения о разъяснении норм законодательства о размещении заказов в части одноименности товаров, работ, услуг. В частности, Заказчик указывает в своем обращении на то, что государственным учреждениям - центрам занятости населения из областного бюджета ежегодно предоставляются средства на организацию профессионального обучения безработных граждан. Объемы выделенных средств определяют необходимость размещения заказов путем проведения торгов или запроса котировок на право заключения государственных контрактов на оказание образовательных услуг по профессиональному обучению безработных граждан.
Поскольку мнения контролирующих органов по данному вопросу расходятся, Заказчик просит дать разъяснение являются ли одноименными образовательные услуги по профессиональному обучению безработных граждан, если обучение проводится по различным специальностям: плотник, повар, швея, слесарь, водитель и пр.
ФАС России поясняет следующее.
В соответствии с частью 19 статьи 65 Закона о размещении заказов под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.
Также, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции, услуг (ОКДП 004-93), утвержденному постановлением Госстандарта от 06.08.93 N 17, код 8022000 "Услуги в области начального и среднего профессионального образования" предполагает оказание услуг профессионального обучения по различным специальностям.
Таким образом, услуги профессионального обучения по разным специальностям являются одноименными.
4. В ФАС России за разъяснениями законодательства в сфере государственного заказа обратилось некоммерческое партнерство саморегулируемая организация проектировщиков (далее - СРО) по вопросу правомерности при проведении торгов объединения в один лот работ по проектированию, инженерным изысканиям, строительству, в т.ч. строительству объектов "под ключ". Запросы такого характера поступают в ФАС России довольно часто, а также периодически являются предметом рассмотрения жалоб, поступающих со стороны участников размещения заказа на действия (бездействие) государственных заказчиков
У ФАС России по данному вопросу выработана своя позиция, которая состоит в следующем.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Однако в случае если виды работ, составляющие предмет торгов, взаимосвязаны между собой, составляют основной комплекс мероприятий, являющихся предметом торгов и объединение указанных работ в предмет одного лота не приводит к ограничению количества участников размещения заказа и, как следствие, к ограничению конкуренции на соответствующем рынке, ФАС России считает, такое объединение не противоречащим законодательству и законодательству о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147 метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием
ввод в эксплуатацию).
Таким образом, ФАС России считает нецелесообразным объединение в один лот проектно-изыскательных и строительных работ, поскольку на момент проведения торгов на выполнение строительных работ невозможно определить требования к данному виду работ без проведения торгов на проектно-изыскательные работы, а также объединение указанных видов работ может привести к ограничению количества участников размещения заказа и, как следствие, к ограничению конкуренции, а также к неэффективному расходованию бюджетных средств.
При этом правомерность объединения работ по проектированию, инженерным изысканиям, строительству объектов "под ключ" в предмет одного лота необходимо рассматривать в каждом отдельном случае.
5. В ФАС России за разъяснением сложившейся ситуации относительно результатов проведенных торгов обратился государственный заказчик, в частности в обращении говорится следующее.
По результатам аукциона на поставку картриджей между заказчиком и поставщиком был заключен государственный контракт. В ходе поставки товара были выявлены несоответствия некоторых товаров спецификации контракта, поэтому произведена только частичная приемка товаров, соответствующих требованиям контракта.
Однако поставщик, ссылаясь на письменные ответы производителей товаров об изменении кодов товара, настаивает на приемке товара, коды и номера моделей которых не соответствуют спецификации к контракту.
Заказчиком проведен анализ рынка приобретенного товара, который показал, что существуют организации, реализующие товар, соответствующий аукционной документации.
Заказчик просит разъяснить возможность приема товаров, заявленных поставщиком.
ФАС России в ответ на поступившее обращение поясняет следующее.
Законом о размещении заказов не регулируются отношения, связанные с порядком принятия заказчиком товара, являющегося предметом контракта, в связи с чем прием товара осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, из материалов, представленных в обращении Заказчика, следует, что часть товара, указанного в государственном контракте, в настоящее время не выпускается и поставить его не представляется возможным, в связи с чем, по мнению ФАС России, в данном случае заказчик вправе произвести приемку товара с другими торговыми кодами при условии, что поставляемый товар не уступает по техническим и качественным характеристикам товару, предусмотренному к поставке государственным контрактом.
Дополнительно ФАС России сообщает, что в соответствии с частью 2 статьи 513 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель (получатель) обязан в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленным законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
Таким образом, заказчик самостоятельно проверяет качество поставляемого товара на соответствие товару, указанному в государственном контракте, а также соответствие данного товара требованиям заказчика, установленным в извещении и документации об аукционе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены некоторые нормы законодательства о размещении госзаказов.
Лицензированием деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений занимается МЧС России.
Таким образом, при размещении заказа на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений заказчик вправе потребовать представить в составе заявки соответствующую лицензию.
Указано, что конкурс на предоставление услуг по оформлению авиационных билетов по безналичному расчету для сотрудников и членов их семей, имеющих право на оплачиваемый за счет средств работодателя проезд к месту отпуска и обратно, не проводится.
Разъяснено, что услуги профобучения по разным специальностям являются одноименными.
По мнению ФАС России, нецелесообразно объединять в один лот проектно-изыскательные и строительные работы, т. к. это может привести к ограничению количества участников и неэффективному расходованию бюджетных средств.
При этом правомерность объединения работ по проектированию, инженерным изысканиям, строительству объектов "под ключ" в один лот необходимо рассматривать в каждом отдельном случае.
Законом о размещении заказов не урегулирован порядок принятия заказчиком товара, являющегося предметом госконтракта. В связи с этим в данном вопросе необходимо руководствоваться гражданским законодательством.
Если часть товара, указанного в госконтракте, в настоящее время не выпускается и поставить его невозможно, то заказчик вправе произвести приемку продукции с другими торговыми кодами. При этом она должна соответствовать установленным в контракте техническим и качественным характеристикам.
Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2010)
Материал подготовлен для компании "Гарант" главным государственным инспектором Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Маньшиной М.Д.