Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2011 г.)
1. В Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) за разъяснениями законодательства о размещении заказов обратился уполномоченный на размещение заказов орган - Управление муниципального заказа одного из регионов России.
В своем обращении заказчик интересуется, каким образом осуществляется пересчет сметы на строительство объекта при падении начальной цены контракта: построчно или посредством добавления к существующей смете строки с понижающим коэффициентом, полученного по итогам открытого аукциона.
ФАС России рассмотрел указанное обращение и поясняет следующее. Частью 3 статьи 38 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) установлен порядок заключения контракта по результатам открытого аукциона, а именно, установлено, что государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона.
После проведения торгов заказчик рассчитывает коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения торгов.
Таким образом, заказчик в проекте государственного или муниципального контракта вправе произвести перерасчет сметной стоимости работ, выполняемых в рамках государственного или муниципального контракта, заключенного в результате проведения торгов, пропорционально коэффициенту снижения начальной (максимальной) цены контракта.
2. В ФАС России поступают запросы, касающиеся применения положений Закона о размещении заказов в сфере строительства. Мы объединили поступающие вопросы в смысловые группы. В частности, заказчиков интересуют следующие группы вопросов.
При размещении заказов на ремонт объектов капитального строительства заказчики требуют у участников размещения заказов наличия выданного саморегулируемой организацией (далее - СРО) свидетельства о допуске к работам, перечисленным в техническом задании.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень), утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.12.2008 N 274 (далее - Приказ Минрегиона N 274).
При этом, согласно пункту 2 Приказа Минрегиона N 274, данный перечень включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей).
Вопрос: Правомерно ли при рассмотрении жалоб запрашивать у заказчика (со стороны контролирующего органа) подтверждение того, что работы, являющиеся предметом торгов, носят характер капитального ремонта объекта капитального строительства, и требуют наличия у подрядчиков свидетельства СРО, а также разрешение на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 ГК РФ на выполнение данного ремонта?
В случае если разрешение на выполнение ремонта не требуется или отсутствует у заказчика, то правомерно ли будет требование заказчика к участникам размещения заказа о наличии у них свидетельств СРО?
ФАС России рассмотрел указанные обращения и поясняет следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство. Кроме того, согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Приказом Минрегиона N 274 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень). Кроме того, согласно примечанию к Приказу Минрегиона N 274, Перечень не распространяется на работы по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, указанных в части 2 статьи 49 и части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного ФАС России считает, что в случае размещения заказа на выполнение работ, входящих в Перечень, заказчик, уполномоченный орган вправе установить требование к участникам размещения заказа о наличии у них свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к таким видам работ. В иных случаях установление такого требования неправомерно.
Кроме того, основываясь на подпункте 5.3.1.12 пункта 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331, ФАС России обращает внимание, что проверка правомочия заказчика осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, не входит в компетенцию уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов органа исполнительной власти.
Вместе с тем, на основании пункта 5.6 Методических рекомендаций по рассмотрению Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, направленных Письмом ФАС России от 25.05.2007 N АЦ/8325, комиссия при рассмотрении жалоб, а также в ходе проведения проверки, вправе запрашивать необходимые документы для ознакомления.
Таким образом, по мнению ФАС России, информация, подтверждающая вид работ, может быть затребована членами комиссии при рассмотрении жалобы по существу в целях изучения обстоятельств дела о нарушении законодательства о размещении заказов.
3. В ФАС России за разъяснением законодательства о размещении заказов обратилась администрация одного из муниципальных районов России (далее - Администрация района) со следующим вопросом. В Администрации района создана Единая постоянно действующая комиссия по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Могут ли муниципальные образования района, муниципальные организации, финансируемые за счет средств бюджета, делегировать свои права в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Единой постоянно действующей комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд созданной при Администрации района.
ФАС России рассмотрела указанное обращение и поясняет.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о размещении заказов в случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных и муниципальных заказчиков (далее также - уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для государственных и муниципальных заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных и муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. При этом государственные контракты подписываются государственными или муниципальными заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.
Таким образом, муниципальные образования, муниципальные организации района области вправе делегировать свои права по размещению государственных (муниципальных) заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Единой комиссии Администрации района (далее -Уполномоченный орган) только в том случае, если порядок взаимодействия Уполномоченного органа и муниципальных заказчиков установлен решением о создании такого Уполномоченного органа.
4. В ФАС России поступили обращения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (далее - Заказчики), осуществляющих свою деятельность на территории одной из областей России, и имеющих для осуществления своих государственных функций во владении и распоряжении транспортные средства, предназначенные для эксплуатации на территории города, и транспортные средства, предназначенные для эксплуатации на территории муниципальных районов области.
В частности, в обращении Заказчиков говорится следующее. На поставку бензина с поставщиком, обслуживающим автозаправочные станции в большинстве муниципальных районов области, заключаются государственные контракты по результатам процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов. В остальных случаях заправка транспортных средств бензином в муниципальных районах, в которых отсутствует поставщик, обслуживающий автозаправочные станции таких районов, осуществляется за наличный денежный расчет.
Таким образом, по мнению Заказчиков, на территории области отсутствует единый поставщик, способный осуществлять централизованное снабжение бензином во всех муниципальных районах, где используются транспортные средства Заказчиков.
Вместе с тем, согласно требованиям пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов и Указаниям Центрального Банка Российской Федерации от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходованием наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" заказчик вправе заключать гражданско-правовые договоры на поставку одноименных товаров в течение квартала на сумму, не превышающую предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, то есть на сумму не более 100 тысяч рублей в квартал.
Однако, учитывая потребность Заказчиков, закупка бензина в муниципальных районах, где такая закупка вынуждена осуществляться за наличный расчет, на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей, является для них недостаточной, что создает трудности в осуществлении территориальными органами федеральных органов исполнительной власти возложенных на них государственных функций.
Каким образом следует в данной ситуации осуществлять закупку бензина для транспортных средств, предназначенных для эксплуатации на территории города и области?
ФАС России рассмотрела указанное обращение и поясняет следующее.
В соответствии с Перечнем товаров (работ, услуг) размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года N 236-р, закупку продуктов нефтепереработки, в том числе бензина для транспортных средств, необходимо осуществлять путем проведения аукциона в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
Согласно части 12 статьи 37 Закона о размещении заказов в случае, если в аукционе участвовал один участник или при проведении аукциона не присутствовал ни один участник аукциона, либо в случае, если в связи с отсутствием предложений о цене контракта, "шаг аукциона" снижен в соответствии с частью 5 статьи 37 Закона о размещении заказов до минимального размера и после троекратного объявления предложения о начальной (максимальной) цене контракта (цене лота) не поступило ни одно предложение о цене контракта, аукцион признается несостоявшимся.
Также, согласно части 1 статьи 40 Закона о размещении заказов в случаях, если аукцион признан несостоявшимся, заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного аукциона либо направить документы о проведении аукциона и признании его несостоявшимся в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования). По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика.
Вместе с тем, по вопросу отсутствия на территории области единого поставщика, способного осуществлять централизованное снабжение бензином, ФАС России обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе созданию участников торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
На основании изложенного ФАС России считает, что в случае, если включение заказчиком в один лот поставки бензина, и иных горюче-смазочных материалов без разделения на лоты по территориальному признаку создают преимущественные условия для участия в торгах одному участнику размещения заказа, то данные действия влекут ограничение конкуренции при проведении торгов и являются нарушением части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, статьи 17 Закона о защите конкуренции, так как сокращают число хозяйствующих субъектов ввиду фактической невозможности принять участие в торгах потенциальным участникам размещения заказа, не имеющим АЗС на всей территории, определенной заказчиком.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно разъяснениям заказчик в проекте государственного или муниципального контракта вправе перерасчитать сметную стоимость работ, выполняемых в его рамках.
Пересчет производится пропорционально коэффициенту снижения начальной (максимальной) цены контракта относительно той, которая предложена победителем торгов.
Минрегионом России утвержден перечень работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и капремонту, влияющих на безопасность объектов капстроительства (приказ от 09.12.2008 N 274).
ФАС России считает, что при размещении заказа на выполнение таких работ заказчик вправе потребовать от его участников свидетельство о допуске к ним. Оно выдается СРО.
Информация, подтверждающая вид работ, может быть затребована членами комиссии при рассмотрении жалобы. Цель - изучить обстоятельства дела о нарушении законодательства в сфере размещения заказов.
Рассмотрены другие спорные вопросы размещения заказов.
Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2011)
Материал подготовлен для компании "Гарант" главным государственным инспектором Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Маньшиной М.Д.