Данный обзор посвящен вопросам, возникающим в связи с действиями (бездействием) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии при установлении в документации об открытом аукционе в электронной форме требований к товару и показателям эквивалентности в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Согласно части 3 статьи 34 Закона о размещении заказа документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Вместе с тем, пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказа установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Одна из наиболее важных поправок, внесенных Федеральным Законом N 240-ФЗ в Закон о размещении заказов, касается уточнения нового порядка подачи участниками размещения заказа своих предложений об исполнении контракта. Частью 4 статьи 41.8 установлено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать соответствующие сведения в зависимости от наличия или отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак с описанием показателей эквивалентности, параметров соответствия.
Таким образом, Заказчик обязан изначально детально указать в документации об аукционе требуемые показатели товаров, работ, услуг (в том числе с указанием или без указания на товарный знак), необходимые для исполнения контракта. В свою очередь, Участник размещения заказа, в случаях установленных частью 4 статьи 41.8, в составе первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме обязан так же указать детальные сведения, в зависимости от предлагаемых условий выполнения контракта, установленных в документации об аукционе.
1. Если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, то первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указание на конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона в электронной форме. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что Заказчиком необоснованно отказано Заявителю в допуске к участию в Аукционе в электронной форме
Согласно части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае непредставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений.
Согласно подпункту "а" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указание на товарный знак предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак.
Пунктом 2 "Система отопления с ИТП" раздела 12 "Техническое задание" документации об Аукционе в электронной форме установлены следующие требования для средства очищающего универсального для гидропневматической и химической промывки трубопроводов системы отопления: "Средство очищающее универсальное кислое: ФМС-К - 460 литров или эквивалент". Также в документации установлены значения эквивалентности для указанного товара.
Между тем, в заявке, поданной Заявителем, указано следующее: "Средство очищающее универсальное кислое: ФМС-К - 460 литров или эквивалент".
Пунктом 2 "Система отопления с ИТП" раздела 12 "Техническое задание" документации об Аукционе в электронной форме установлены следующие требования для средства очищающего универсального для гидропневматической и химической промывки теплообменных аппаратов: "Средство очищающее универсальное кислое: ФМС-Щ (волга) - 75 литров или эквивалент". Также в документации установлены значения эквивалентности для указанного товара.
Между тем, в заявке, поданной Заявителем, указано следующее: "Средство очищающее универсальное кислое: ФМС-Щ (волга) - 75 литров или эквивалент".
Пунктом 4 "Система канализации" раздела 12 "Техническое задание" документации об Аукционе в электронной форме установлены следующие требования для промывочных растворов, используемых для промывки трубопровода пищевой и бытовой канализации:
"1) Средство очищающее универсальное щелочное:
- Умос (кк) - 120 литров или эквивалент.
- Умос (гоя) - 96 литров или эквивалент.
2) Средство очищающее универсальное нейтральное:
-Яхонт - 75 литров или эквивалент.
3) Средство очищающее универсальное кислое:
- ФМС-К - 100 литров или эквивалент".
Между тем, в заявке, поданной Заявителем, указано следующее:
"1) Средство очищающее универсальное щелочное:
- Умос (кк) - 120 литров или эквивалент.
- Умос (гоя) - 96 литров или эквивалент.
2) Средство очищающее универсальное нейтральное:
-Яхонт - 75 литров или эквивалент.
3) Средство очищающее универсальное кислое:
- ФМС-К - 100 литров или эквивалент".
Пунктом 5.1 "Система вентиляции" раздела 12 "Техническое задание" документации об Аукционе в электронной форме установлены следующие требования для промывочных растворов, используемых для промывки неразборных (паяных) теплообменных калориферов: "Средство очищающее универсальное щелочное: Умос (волга) - 50 литров или эквивалент" и "Средство очищающее универсальное кислое: ФМС-Щ (волга) - 75 литров или эквивалент". Также в документации установлены значения эквивалентности для указанного товара.
Между тем, в заявке, поданной Заявителем, указано следующее: "Средство очищающее универсальное щелочное: Умос (волга) - 50 литров или эквивалент" и "Средство очищающее универсальное кислое: ФМС-Щ (волга) - 75 литров или эквивалент".
Таким образом, заявка Заявителя не содержит указания на конкретный товар, подлежащий использованию.
Исходя из изложенного, Единой комиссией Заказчика правомерно принято решение об отказе в допуске к участию в Аукционе в электронной форме в отношении Заявителя.
Таким образом, действия Заказчика при рассмотрении первых частей заявок, поданных на участие в Аукционе в электронной форме, соответствуют требованиям Закона о размещении заказов.
4. Заказчик обязан установить в документации об Аукционе в электронной форме используемые для определения соответствия потребностям Заказчика, эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Единой комиссии при проведении Аукциона в электронной форме. В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Согласно части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов при указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
В соответствии с частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 указанной статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В части "Проектная документация" документации об Аукционе в электронной форме установлено в том числе следующее: "В том же помещении устанавливаются четыре сервера:
- рабочая станция управления xw4400PW369EA фирмы "Hewlett-Packard";
- сервер Middleware Beesmart Smart com фирмы "IBM";
- сервер VoD V-Cinema фирмы "Elecard";
- станция подготовки контента для VoD фирмы "Elecard".
В пункте 4 "Основные технические решения" раздела "Система охранного телевидения" части IV "Проектная документация" документации об Аукционе в электронной форме установлено в том числе следующее: "Матричный коммутатор Samsung SMX-25632 в комплекте с блоком расширения видеовходов SMX-25632 и с 7 платами расширения видеовыходов SME-26532 позволяет принимать до 128 видеосигналов и транслировать их на 14 мониторов. Управление матричным коммутатором осуществляется с пультов управления SCC-3100A, соединенных между собой и с коммутатором кабелем КИПЭВ 2х4х0.6".
Вместе с тем, при указании в документации об Аукционе в электронной форме на товарные знаки они не сопровождаются словами "или эквивалент", что нарушает часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Также, документация об Аукционе в электронной форме не содержит используемые для определения соответствия потребностям Заказчика, эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, что является нарушением части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Аналогичным образом, была рассмотрена другая жалоба, где в разделе "Техническое задание" документации об аукционе Заказчиком так же установлено указание на товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент" и без установления параметров эквивалентности поставляемого оборудования, в частности: ПВХ мембрана типа "Sarnafil S327-12EL, перегородки гипсокартонные по металлическому каркасу системы типа "КНАУФ" по серии 1.231.9-10, фильтр с боковым клапаном: типа Novum Delta 800 и типа Novum Evrope 105, дозирующие станции типа POOLGUARD+3 и типа POOLGUARD 7.
Данные действия Заказчика нарушили часть 3 статьи 34 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 25.01.2011 г. по делу N К-124/11)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении открытых аукционов в электронной форме в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2011)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Абрамовым Г.А.