Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Савченко В.В.,
членов комиссии:
заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Кашиной М.Н.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Бочаровой Ю.И.,
консультанта отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Дацюк Л.Н.,
главного государственного инспектора отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Горяиновой Ю.В.,
при участии представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" Тодоровой Н.Л., представителей Федеральной службы государственной статистики Лущенкова А.А. и Ключникова В.М.,
рассмотрев жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы государственной статистики (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание образовательных услуг по образовательным программам дополнительного профессионального образования по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих системы государственной статистики в 2011 году (номер извещения 0173100011911000045) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
Заказчик утвердил конкурсную документацию с нарушением законодательства о размещении заказов.
1. В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация должна содержать место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Вместе с тем, согласно пункту 3.1 статьи 3 Конкурсной документации место оказания услуг: Москва, ул. Мясницкая, 39, стр. 1, при этом в части 1 главы I Проекта государственного контракта указано место обучения: центральный аппарат Заказчика и его территориальные органы.
В разъяснениях положений Конкурсной документации по лоту N 5 по запросу Заявителя от 14.04.2011 N 1156/01-21 (далее - Запрос), Заказчик не даёт чёткого ответа, что считать местом оказания услуг.
2. В соответствии с частью 6 статьи 22 Закона о размещении заказов, сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса.
В извещении о проведении Конкурса и пункте 6 Технического задания Конкурсной документации указано, что количество федеральных государственных служащих Заказчика, которые будут проходить обучение - 174 человека, а в пункте 8 технического задания конкурсной документации (подпункт 1) Заказчик требует согласования с Административным управлением Заказчика в том числе количества обучающихся по учебному курсу.
Исходя из разъяснений (пункт 4 Разъяснений N 3, размещённых на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (далее - Официальный сайт)), данных по соответствующему запросу, Заказчик считает возможным изменить объём оказываемых по государственному контракту услуг в сторону увеличения: "Участнику размещения заказа, при оформлении заявки на участие в открытом конкурсе N 8с/2011, необходимо руководствоваться пунктом 6 и пунктом 8 Технического задания Конкурсной документации тем, чтобы снижение стоимости предложения участником размещения заказа, не являлось основанием для уменьшения численности обучающихся".
Кроме того, из содержания Конкурсной документации (Приложение N 1 к проекту Государственного контракта) и пункт 5 Разъяснений N 3 положений Конкурсной документации следует, что после заключения Государственного контракта предполагается согласование с Административным управлением Заказчика сроков проведения, содержания и количества обучающихся по учебному курсу, то есть Заказчик допускает возможность изменения положений Государственного контракта, что нарушает требования части 5 статьи 9 Закона о размещении заказов.
3. В пункте 6 Технического задания Конкурсной документации установлен объём курса обучения - 120 учебных часов. При этом согласно Конкурсной документации целью оказания услуг является проведение повышения квалификации 174 федеральных государственных гражданских служащих Заказчика, без отрыва от федеральной государственной гражданской службы (с применением интерактивных методов обучения).
Заявителем был направлен запрос о разъяснении, какой объём курса обучения из 120 учебных часов предполагается осуществлять дистанционно, или предложения по дистанционному обучению должен указать участник размещения заказа в своей заявке.
Конкретного ответа на вышеуказанные вопросы в разъяснении положений Конкурсной документации Заявитель не получил.
4. Заказчик в разъяснениях положений Конкурсной документации указывает, что предоставление Заказчиком Исполнителю помещений для оказания услуг, а также помещений, оснащённых мультимедийными и компьютерными средствами обучения на срок оказания услуг не предполагается.
Вместе с тем, при использовании дистанционной формы обучения, участнику размещению заказа необходима информация о наличии оборудованных рабочих мест для прохождения дистанционного обучения с их техническими характеристиками.
5. В нарушение требований части 1 статьи 22 Закона о размещении заказов Конкурсная документация утверждена Заместителем председателя Комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федеральной службы государственной статистики, а не уполномоченным представителем Заказчика.
6. В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Конкурсной документации, участник размещения заказа должен представить в составе заявки на участие в конкурсе документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, при этом отсутствует оговорка, что предоставление указанных сведений не является основанием для недопуска участника размещения заказа к участию в Конкурсе, что нарушает права участников размещения заказа.
7. В Конкурсной документации отсутствует порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате заключённого контракта.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
1. В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация должна содержать место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
В пункте 3.1 статьи 3 Конкурсной документации содержится указание на место оказания услуг: г. Москва, ул. Мясницкая, 39, стр. 1, которое уточняется в разъяснениях Заказчика от 15.04.2011 N 01-02-11/337 (далее - Разъяснения) на Запрос Заявителя. При этом в части 1 главы I Проекта государственного контракта указанно, что место обучения - центральный аппарат Заказчика и его территориальные органы. Обучение проводиться в центральном аппарате Заказчика и его территориальных органах, а местом оказания услуг является: г. Москва, ул. Мясницкая, 39, стр. 1 - место приёмки результатов оказанных услуг. При этом, обучение осуществляется без отрыва от федеральной государственной гражданской службы (с применением интерактивных методов обучения) это предполагает использование информационных технологий с удалённым доступом, в том числе Интернет-технологий.
Таким образом, в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, Заказчиком установлено в Конкурсной документации место оказания услуг.
2. Пунктами 6 и 8 Технического задания Конкурсной документации указанно: "Участнику размещения заказа, при оформлении заявки на участие в открытом конкурсе N 8с/2011, необходимо руководствоваться тем, чтобы снижение стоимости предложения участником размещения заказа, не являлось основанием для уменьшения численности обучающихся". Данная информация содержится в пункте 4 Разъяснения Заказчика на Запрос Заявителя.
Указанное положение Конкурсной документации не противоречит требованиям Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с пунктом 6 Технического задания по Лоту N 5 приложения 1.5 к Конкурсной документации, повышение квалификации 174 федеральных государственных гражданских служащих Заказчика, проводится без отрыва от федеральной государственной гражданской службы (с применением интерактивных методов обучения), в рамках государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти в 2011 году, а пунктом 5 - объём курса обучения - 120 учебных часов. На это же указывает и пункт 4 Разъяснений Заказчика по Запросу Заявителя.
Таким образом, в Конкурсной документации установлен объём дистанционного обучения.
4. Частью 1 статьи 22 Закона о размещении заказов установлено, что конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Следовательно, Конкурсная документация разрабатывается Заказчиком и Заказчик самостоятельно устанавливает требования к услугам.
Пункт 6 Технического задания по Лоту N 5 приложения 1.5 к Конкурсной документации устанавливает, что повышение квалификации 174 федеральных государственных гражданских служащих Заказчика проводится без отрыва от федеральной государственной гражданской службы (с применением интерактивных методов обучения), а так же, после согласования с Административным управлением Заказчика сроков проведения, содержания и количества обучающихся по учебному курсу, Исполнитель получит необходимые списки обучающихся с указанием их персональных адресов E-mail и телефонов. При этом такое согласование не изменяет общего количества обучающихся и сроков обучения. Более подробно указанное изложено в пункте 5 Разъяснений Заказчика по Запросу Заявителя.
Соответственно, Заказчиком установлены необходимые ему требования к услугам.
5. В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о размещении заказов Конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Конкурсная документация Заказчика подписана Заместителем председателя Комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федеральной службы государственной статистики, который в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 13.04.2009 N 64 "Об утверждении Порядка размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики" является представителем Заказчика.
6. Часть 4 статьи 22 Закона о размещении заказов содержит исчерпывающий перечень требований к содержанию конкурсной документации.
Указание на то, что предоставление документов, подтверждающих квалификацию участника размещения заказа не является основанием для недопуска участника размещения заказа к участию в Конкурсе, в вышеуказанной части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов отсутствует.
7. В пункте 10.1 Конкурсной документации указанно, что все цены, указанные в конкурсной заявке, должны быть выражены в рублях Российской Федерации. При этом, в соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.10.2009 N Д22-1168 не требуется определять порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
Признать жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
В.В. Савченко |
члены Комиссии: |
М.Н. Кашина |
|
Ю.И. Бочарова |
|
Л.Н. Дацюк |
|
Ю.В. Горяинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 апреля 2011 г. N К-780/11 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 3 мая 2011 г. N 17/17100)
Текст решения официально опубликован не был