Согласно частям 2.1, 3 статьи 10, части 2 статьи 22, части 2 статьи 34, части 1 статьи 41.6, статье 43 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) заказчики, уполномоченные органы вправе самостоятельно принимать решение о способе размещения заказа, с предоставленным правом формирования лотов, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями, определять объемы и достаточность критериев его индивидуализации.
Вместе с тем, указанное право заказчиков, уполномоченных органов ограничено принципами размещения заказа - эффективным расходованием бюджетных средств, открытостью размещения заказа и развитием добросовестной конкуренции.
Рассмотрим типичные примеры определения способа размещения заказа и объединения в один лот товаров, работ и услуг, а также достаточность требований к предмету размещения заказа.
3. Приобретение жилых помещений должно осуществляться путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Заказчиком проведен открытый аукцион на приобретение жилых помещений. Контролирующий орган при проведении внеплановой проверки установил нарушение части 4.2 статьи 10 Закона о размещении заказов, выразившееся в неправильном выборе способа размещения заказа, а именно проведение открытого аукциона вместо открытого аукциона в электронной форме. При признании акта контролирующего органа действительным по делу N А40-136226/10-119-870 арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, в том числе Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 19.05.2011 г., указали на следующее.
Частью 4 статьи 10 Закона о размещении определено, что перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, установлен распоряжением Правительства Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанный перечень, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с частью 4.2 статьи 10 Закона о размещении заказов, а именно путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Предметом открытого аукциона является приобретение жилого помещения (квартиры).
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности продукции и услуг, предмет размещаемого заказа соответствует коду 4527610 "Здания жилые", который согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р и части 4.2 статьи 10 Закона о размещении заказов, должен быть размещен путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Доказывая, что жилое помещение относится к коду 4527610 "Здания жилые" суды ссылаются на следующие нормы права.
Согласно части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. В соответствии с частью 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Из пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" следует, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Таким образом, судами сделан вывод, что действующее законодательство определяет квартиру как составную часть индивидуально-определенного жилого здания, в связи, с чем относится к коду 4527610 "Здания жилые", и должно быть приобретено путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
4. Товары, объединенные для размещения заказа в единый лот, должны быть не только функционально, но и технологически связанными, а также иметь диапазон предъявляемых заказчиком требований.
Контролирующий орган обратился в суд с требованием о признании проведенного заказчиком открытого аукциона на поставку лабораторного оборудования недействительным. Основанием для удовлетворения исковых требований судами трех инстанций (Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа в постановлении от 02.02.2011 г.) по делу N А27-5024/2010 являлись, в том числе следующие факты.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Вместе с тем, при рассмотрении указанного дела судами установлено, что заказчик, руководствуясь нормой статьи 34 Закона о размещении заказов, не вправе произвольно определять соответствующие требования к предмету размещения заказа.
Так, согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
А часть 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещает ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Вместе с тем, при формировании документации об аукционе к поставке предложены товары (оборудование), относящиеся к различным группам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007.
Также, судами были учтены пояснения представителя заказчика о том, что формирование перечня товаров для его размещения в заказе осуществлялось с учетом потребностей конкретных лабораторий, исходя из их заявок, находящихся на территории различных субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судами установлено, что поставляемое в рамках единого лота оборудование предназначено в целом для исследования гриппа птицы, но фактически их использование осуществляется не в едином комплексе, а отдельно друг от друга, то есть связано функционально, но не технологически.
Кроме того, суды соглашаются с доводами контролирующего органа о том, что заказчиком ограничено количество участников размещения заказа путем указания конкретных габаритов поставляемого товара без допустимого диапазона. Вместе с тем, существенность конкретных требований к габаритам товара не доказана заказчиком, в связи с чем указанные требования представляются не влияющими на функциональные и качественные характеристики товара.
Таким образом, закупка единым лотов технологически не связанных товаров, а также установление заказчиком требований к габаритам без указания диапазона (не более, не менее) ограничивает количество участников размещения заказа, поскольку делает невозможным участие в аукционе организаций, предлагающих к поставке оборудование в конкретном регионе, аналогичное по техническим и функциональным характеристикам, но незначительно отличающееся по габаритам, и вступает в противоречие с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
5. Заказчик обязан установить объем оказываемых услуг для формирования участником размещения заказа предложения о цене контракта, не влекущее ограничение числа участников размещения заказа.
Заказчик обратился в арбитражный суд с заявлением к контролирующему органу о признании принятого им решения незаконным, в удовлетворении требований которого судами первой и апелляционной инстанции (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2010 г.) отказано при рассмотрении дела N А51-4193/2010.
Обстоятельства, положенные в основу вынесенных актов, сводятся к следующему.
В соответствии с пунктом 4 статьи 43 Закона о размещении заказов в извещении о проведении запроса котировок заказчиком должны быть указаны требования и иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика.
Предметом запроса котировок явилось оказание юридических услуг: представительство в судах общей юрисдикции в защиту интересов заказчика в пределах и объеме, предусмотренных ежемесячным заданием заказчика.
Вместе с тем, в разделе "Требования к качеству оказания услуг" извещения о проведении запроса котировок заказчиком установлено, что при оказании услуг исполнитель должен руководствоваться Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", Кодексом профессиональной этики адвоката, принятым 31.01.2003 Всероссийским съездом адвокатов, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уголовно - процессуальным кодексом РФ; оказывать услуги в соответствии с условиями муниципального контракта, в пределах полномочий, определенных в доверенности Заказчика; соблюдать при оказании услуг адвокатскую тайну.
Таким образом, судами установлено, что заказчик не конкретизировал на стадии подачи котировочной заявки объем оказываемых услуг, а также не указал сведения о характеристиках услуги, что нарушает пункт 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.
Учитывая тот факт, что согласно части 2 статьи 47 Закона о размещении заказов победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена услуг, участники размещения заказа, не зная объем и характеристики оказываемых услуг, не смогут рассчитать цену услуги.
Кроме того, требования о руководстве при исполнении контракта нормами вышеуказанных актов не соотносится с понятием качества оказываемой юридической услуги, а направлено на определение участника размещения заказа как физического лица, обладающего статусом адвоката, либо одного из адвокатских образований.
Вместе с тем, нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не связывают представительство органов местного самоуправления в судах общей юрисдикции с институтом адвокатской деятельности, в связи с чем заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа, ограничивающее их количество, нарушающее часть 2 статьи 8 Закона о размещении заказов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор судебной практики, касающийся размещения государственных и муниципальных заказов (июнь 2011 г.). В нем затрагиваются следующие вопросы. Выбор способа размещения заказа. Формирование лота. Предъявление требований к предмету торгов и его индивидуализация.
В один лот нельзя включать строительные и проектные работы. Они технологически и функционально не связаны между собой. На каждый из указанных видов работ нужна отдельная лицензия. Следовательно, круг участников размещения заказа ограничивается.
Торги не могут проводиться в форме открытого конкурса, если часть предмета контракта должна размещаться только путем открытого электронного аукциона.
Если необходимо приобрести жилые помещения, то проводится открытый электронный аукцион.
Объекты, включаемые в единый лот, должны быть связаны не только функционально, но и технологически. Заказчик не может устанавливать требования к габаритам товаров, не указывая допустимый диапазон (не более, не менее).
В извещении о запросе котировок нужно приводить требования и иные показатели, позволяющие установить, соответствуют ли оказываемые услуги потребностям заказчика. При этом следует определить объем услуг. Иначе участники размещения заказа не смогут рассчитать их цену.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2011)
Материал подготовлен для компании "Гарант" ведущим консультантом правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Башировой Д.М.