1. Объединение в один предмет торгов работ по подготовке проектной документации и работ по организации строительства является нарушением положений Закона о размещении заказов.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона в электронной форме.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены в том числе тем, что Заказчиком объединены в один лот проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона в электронной форме Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила в том числе, что на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Аукцион в электронной форме с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 2 726 890 975 рублей 70 копеек.
Торги находятся в стадии подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией (часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Кроме того, индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
При этом саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций (статья 55.3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).
Контракт на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Контракт на осуществление строительства - с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Таким образом, объединение в один предмет торгов работ по подготовке проектной документации и работ по организации строительства является нарушением части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов в связи с неустановлением Заказчиком объема работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, а также приводит к ограничению количества участников размещения заказа в связи с тем, что выполнение указанных работ является различными товарными рынками.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного Комиссия ФАС России решила признать жалобу Заявителя обоснованной в части неправомерного объединения Заказчиком в один лот проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, установления Заказчиком некорректного требования к участникам размещения заказа о представлении свидетельств СРО. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов, а так же передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 04.07.2011 г. по делу N К-1382/11)
2. Представленная в составе заявки Участником размещения заказа копия свидетельства СРО должна давать право Участнику осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, сумма которых превышает по одному договору начальную (максимальную) цену контракта.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, Аукционной комиссии при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, Аукционной комиссии в том числе. Заявителя неправомерно не допустили к участию в Аукционе, на основании несоответствия свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемых застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком, подрядчиком) (свидетельство СРО).
Заказчиком, Уполномоченным органом представлены письменные пояснения по жалобе, в соответствии с которыми Заказчик, Уполномоченный орган не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукционов Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила, что на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещены извещения о проведении Аукционов с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 48 497 590,54 рублей.
В ходе проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 3 участника размещения заказа.
Минимальное предложение о цене государственного контракта 40 737 974,10 рублей.
В соответствии с протоколами подведения итогов заявки Заявителя признаны не соответствующими по Аукционам на основании: пункта 2 части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов, подпункта 2 пункта 1.4.2.2 раздела 1 пункта 12 раздела 2 части 1 документаций об Аукционе, а также части 1.1 статьи 55.8, части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: представленная Заявителем копия свидетельства СРО не дает право осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, сумма которых превышает по одному договору десять миллионов рублей.
В соответствии с частью 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона начальная (максимальная) цена контракта 48 497 590,54 рублей.
Свидетельство СРО Заявителя содержит сведения о внесенном взносе в компенсационный фонд СРО в размере 10 000 000 рублей, что меньше чем начальная (максимальная) цена контракта.
Таким образом, заявки Заявителя не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, и Аукционная комиссия правомерно отклонила заявку Заявителя.
На основании изложенного Комиссия решила признать жалобу Заявителя необоснованной.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 15.08.2011 г. по делу N К-1763/11)
3. Участники торгов при размещении заказов на оказание образовательных услуг по повышению квалификации федеральных государственных служащих вправе предлагать стоимость обучения ниже установленных Правительством Российской Федерации экономических нормативов.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что Единая комиссия Заказчика неправомерно отказала ему в допуске к участию в Конкурсе на основании несоответствия цены государственного контракта, предложенной в заявке, требованиям Конкурсной документации.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что начальная (максимальная) цена контракта, установленная в Конкурсной документации, рассчитана в соответствии с экономическими нормативами стоимости образовательных услуг по повышению квалификации федеральных государственных служащих, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 N 393 "Об определении размеров стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих и ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 N 393), в связи с чем, не подлежит изменению, в том числе снижению.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 13 Положения о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2006 N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих", федеральный государственный орган по управлению государственной службой на основе заявок на обучение федеральных государственных гражданских служащих по образовательным программам определяет структуру государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих (далее - федеральные гражданские служащие) и рассчитывает объем его финансирования на основе экономических нормативов стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке федеральных гражданских служащих и прогнозируемой численности указанных служащих, направляемых на обучение, по группам и категориям должностей федеральной государственной гражданской службы, видам, формам и срокам получения дополнительного профессионального образования в соответствии с программой федерального государственного органа по профессиональному развитию федеральных гражданских служащих.
Установленный в Конкурсной документации порядок оценки заявок на участие в Конкурсе содержит положения, согласно которым участник Конкурса не вправе изменять экономические нормативы стоимости образовательных услуг по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 N 393.
То есть, участник Конкурса не вправе предлагать цену контракта, отличную от начальной (максимальной) цены контракта (в том числе сниженную), рассчитанной в соответствии с такими экономическими нормативами.
Вместе с тем, Заявителем в заявке на участие в Конкурсе предложена цена контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта, в связи с чем Единая комиссия Заказчика приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе на основании несоответствия заявки требованиям Конкурсной документации.
Следует отметить, что государство не регулирует тарифы в сфере образовательных услуг, а экономические нормативы стоимости образовательных услуг по повышению квалификации федеральных государственных служащих, установлены Правительством Российской Федерации (постановление от 26.05.2008 N 393) в целях реализации пункта 13 Положения о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2006 N 1474, и применяются государственными органами (заказчиками) при размещении государственных заказов на оказание соответствующих услуг для определения стоимости обучения гражданских служащих, то есть начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, участники торгов при размещении заказов на оказание образовательных услуг по повышению квалификации федеральных государственных служащих вправе предлагать стоимость обучения ниже установленных Правительством Российской Федерации экономических нормативов.
Следовательно, Единая комиссия Заказчика неправомерно отклонила заявку Заявителя на участие в Конкурсе, что является нарушением части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, положения Конкурсной документации, устанавливающие, что участник Конкурса не вправе изменять экономические нормативы стоимости образовательных услуг по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 N 393, не соответствуют Правилам оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительство Российской Федерации от 10.09.2009 N 722.
Установление Заказчиком в Конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в Конкурсе, несоответствующего Правилам является нарушением пункта 15 части 4 статьи 22, части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 20.07.2011 г. по делу N К-1545/11)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении торгов по размещению муниципальных и госзаказов. Из него вытекают следующие основные выводы.
Объединять в один предмет торгов работы по подготовке проектной документации и по организации строительства нельзя. Это является нарушением положений Закона о размещении заказов.
В составе заявки на участие в торгах на право организации работ по строительству, реконструкции, капремонту объекта капстроительства представляется копия соответствующего свидетельства СРО.
Свидетельство должно давать право организовывать работы, сумма которых превышает по одному договору начальную (максимальную) цену контракта.
При размещении заказов на образовательные услуги по повышению квалификации госслужащих участники торгов вправе предлагать стоимость обучения, которая ниже экономических нормативов, установленных Правительством РФ.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2011 г.)
Материал подготовлен для компании "Гарант"
начальником отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Абрамовым Г.А.
главным государственным инспектором отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Мартишиной А.С.