1. Рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса".
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что Конкурсная Комиссия Заказчика нарушила порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе при рассмотрении конкурсной заявки Заявителя по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса".
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия Заказчика действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Конкурса с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 1 156 451 698,16 рублей.
На участие в Конкурсе подано две заявки. Обе заявки допущены к участию в Конкурсе.
Согласно конкурсной документации установлен критерий "Качество работ, услуг и квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг (Rc)
Значимость критерия оценки составляет 20%
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "качество работ/ услуг и (или) квалификация Участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ/оказание услуг", определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов Конкурсной комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. В случае установления разделе 6 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" нескольких показателей рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "качество работ/ услуг и (или) квалификация Участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ/оказание услуг", определяется по формуле:
,
где:
- рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
- значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю, где k - количество установленных показателей.
Согласно части 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе конкурсной комиссией произведена оценка заявок участников Конкурса по критериям: "Цена контракта", "Срок выполнения работ", а также "Качество услуг и квалификация участника конкурса". Оценка заявок произведена членами конкурсной комиссии в соответствии с порядком оценки установленным в конкурсной документации.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3.2 статьи 60 Закона о размещении заказов рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса".
Таким образом, Комиссия не рассматривает доводы жалобы Заявителя в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса".
На основании изложенного Комиссия решила признать жалобу Заявителя необоснованной, в соответствии с частью 3.2 статьи 60 Закона о размещении заказов к полномочиям Комиссии ФАС России по контролю в сфере размещения заказов не относится рассмотрение жалобы на действия Конкурсной комиссии Заказчика в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса".
При этом следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 57 Закона о размещении заказов Заявитель вправе обратиться в суд с иском о признании размещения заказа недействительным.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 31.10.2011 г. по делу N К-2361/11)
2. Оператор электронной площадки обязан обеспечить возможность осуществлять документооборот через электронную площадку, при направлении документов и сведений заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией участнику размещения заказа или участником размещения заказа заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком Аукциона в электронной форме.
По мнению Заявителя, в результате технического сбоя в работе Оператора электронной площадки при подписании электронно-цифровой подписью проекта контракта и банковской гарантии, путем прикрепления документов в электронном виде, была подписана только банковская гарантия без проекта контракта.
Представитель Оператор электронной площадки не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона в электронной форме Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации, по адресу в сети "Интернет": www.zakupki.gov.ru и сайте Оператора электронной площадки, по адресу в сети "Интернет": http://etp.roseltorg.ru. опубликовано извещение и аукционная документация о проведении Аукциона в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 5 778 000,00 рублей. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе в электронной форме на момент окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе поступило 2 заявки от участников размещения заказа. При этом, Аукционной комиссией Заказчика допущено к участию в Аукционе в электронной форме 2 участника размещения заказа, подавших заявки на участие в Аукционе в электронной форме.
Согласно протоколу Аукциона в электронной форме, при проведении Аукциона в электронной форме предложения о цене контракта подано одним участником Аукциона в электронной форме, при этом минимальное предложение о цене контракта, поступившее от участника Аукциона в электронной форме составило, 5 749 110,00 рублей.
В соответствии с требованиями частей 2, 3 статьи 41.12 Закона о размещении заказов Заказчик направил Оператору электронной площадки без подписи Заказчика проект контракта, Оператор электронной площадки направил победителю Аукциона в электронной форме указанный проект контракта. В соответствии с частью 4.1 статьи 41.12 Закона о размещении заказов Заявителем своевременно был направлен протокол разногласий.
Заявитель к доводам по жалобе представил документы, подтверждающие, что в срок, установленный частью 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов Оператору электронной площадки были направлены подписанные электронной цифровой подписью указанного лица файлы, содержащие документы об обеспечении исполнения контракта. При этом, Заявитель не смог прикрепить проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени Заявителя.
Представитель Оператора электронной площадки представил на заседание Комиссии подтверждение того, что в день направления документов программно-аппаратный комплекс Оператора электронной площадки работал в штатном режиме без сбоев и документы от участников размещения заказа принимались, что подтверждается выпиской из реестра входящих/исходящих документов. Вместе с тем, Заявитель представил документы, подтверждающие невозможность Заявителя подписать проект контракта.
Таким образом, Оператором электронной площадки нарушена часть 9 статьи 41.2 Закона о размещении заказов, в соответствии с которой при направлении документов и сведений заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией участнику размещения заказа или участником размещения заказа заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию, такой документооборот осуществляется через электронную площадку.
Нарушение Оператором электронной площадки правил документооборота при проведении Аукциона в электронной форме содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия решила признать жалобу Заявителя обоснованной. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 9 статьи 41.2 Закона о размещении заказов. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов, а так же передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 26.05.2011 г. по делу N К-996/11)
3. Заключение контракта, в случае уклонения победителя Аукциона в электронной форме с участником открытого аукциона в электронной форме, который предложил такую же, как и победитель открытого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем открытого аукциона условий, должно осуществляться с учетом положений части 9 статьи 41.12 Закона о размещении заказов и статьи 6 ГК РФ, то есть не ранее десяти дней со дня принятия решения об уклонении от заключения контракта победителя открытого аукциона в электронной форме.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика, Оператора электронной площадки, содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту в школе N 138 и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила, в том числе следующее.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены отказом Заказчика от подписания с Заявителем государственного контракта по причине направления Оператором электронной площадки обеспечения государственного контракта без ЭЦП Заявителя.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона в электронной форме Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
На официальном общероссийском сайте опубликовано извещение о проведении Аукциона в электронной форме с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 16 000 000 рублей.
На участие в Аукционе в электронной форме подано 19 заявок.
В ходе проведения Аукциона в электронной форме предложение о цене контракта подавали 5 участников размещения заказа.
Минимальное предложение о цене государственного контракта подано Заявителем и составляет 10 160 000 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона в электронной форме победителем Аукциона в электронной форме с предложением о цене контракта 10 160 000 рублей признан Заявитель.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что 20.05.2011 Заявителю был направлен проект государственного контракта. 24.05.2011 Заказчик получил подписанный ЭЦП Заявителя проект государственного контракта, а также обеспечение исполнения государственного контракта без ЭЦП Заявителя, в связи с чем Заказчиком было принято решение об отказе от заключения государственного контракта с Заявителем и о признании его уклонившимся от заключения государственного контракта.
30.05.2011 Заказчик направил проект государственного контракта участнику размещения заказа с порядковым номером заявки N 2, который сделал предложение о цене контракта, следующие после предложенных победителем Аукциона в электронной форме условий (далее - Участник N 2). При этом государственный контракт с Участником N 2 был заключен 01.06.2011.
В соответствии с частью 9 статьи 41.12 Закона о размещении заказов контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме. При этом указанное ограничение возможности заключения контракта направлено, в том числе, и на обеспечение возможности защиты прав и законных интересов участников размещения заказа, предусмотренной главой 8 Закона о размещении заказов.
В соответствии со статьей 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Таким образом, заключение контракта в случае уклонения победителя Аукциона в электронной форме с участником открытого аукциона в электронной форме, который предложил такую же, как и победитель открытого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем открытого аукциона условий, должно осуществляться с учетом положений части 9 статьи 41.12 Закона о размещении заказов и статьи 6 ГК РФ, то есть не ранее десяти дней со дня принятия решения об уклонении от заключения контракта победителя открытого аукциона в электронной форме.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, заключившего 01.06.2011 государственный контракт с Участником N 2, то есть на 6 (шестой) день со дня размещения протокола отказа от заключения контракта от 26.05.2011, являются нарушением части 9 статьи 41.12 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.2 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Действия Оператора электронной площадки, обеспечившего Заказчику возможность заключения государственного контракта с нарушением указанных сроков, также являются нарушением части 9 статьи 41.12 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, на основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила, в том числе признать жалобу признать в действиях Оператора электронной площадки нарушения частей 2, 9 статьи 41.2 Закона о размещении заказов. Признать в действиях Заказчика нарушение положений части 9 статьи 41.12 Закона о размещении заказов. Передать соответствующему должностному лицу ФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 03.06.2011 г. по делу N К-1071/11)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен обзор практики рассмотрения ФАС России жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при размещении муниципальных и госзаказов. Из него вытекают следующие основные выводы.
Жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса" не рассматриваются.
Оператор электронной площадки обязан обеспечить возможность документооборота через электронную площадку между заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и участником размещения заказа.
В случае уклонения победителя аукциона от подписания контракта его можно заключить с другим участником, предложившим аналогичные или лучшие условия по цене, следующие после предложенных победителем. Это возможно через 10 дней после принятия решения об уклонении победителя аукциона от заключения контракта.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2011)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Абрамовым Г.А.