Федеральная служба по тарифам сообщает, что пунктом 2 протокола заседания Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 N 6 Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФСТ России с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованных организаций поручено обеспечить уровень роста цен на электроэнергию на 2011 год не выше 15 процентов.
В рамках реализации данного поручения, а также по результатам состоявшегося заседания президиума Государственного совета Российской Федерации о мерах по повышению устойчивости работы энергетического комплекса Российской Федерации, состоявшегося 11.03.2011 г., ФСТ России совместно с Минэнерго России подготовлены предложения о проведении мероприятий, позволяющих обеспечить не превышение роста цен на электроэнергию (мощность) в 2011 году уровня 115% в среднем по каждому субъекту Российской Федерации с приложением проектов изменений соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации.
Сводные предложения по редакции изменений прилагаются.
В целях обеспечения снижения ценовых параметров на оптовом рынке электроэнергии (мощности) считаем необходимым:
1. Неприменение индексации цен на мощность, определенных по итогам конкурентного отбора мощности, и максимальной цены на мощность ("price cap"). Для реализации данного предложения требуется внесение изменений в Правила определения максимальной и минимальной цены на мощность для проведения конкурентных отборов мощности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2010 N 238.
2. В отношении ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" с 1 апреля 2011 года скорректировать по годам параметры изменения необходимой валовой выручки в целях сглаживания тарифов, обеспечив снижение необходимой валовой выручки компании на величину до 5 млрд. рублей, и пересмотреть установленные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы".
3. Снижение целевых инвестиционных средств АЭС и ГЭС с суммарным эффектом до 15 млрд. рублей, учитываемых в составляющей цены на мощность на 2011 год, за счет корректировки Минэнерго России источников финансирования инвестпрограммы ОАО "Русгидро", корректировки Госкорпорацией "Росатом" источников финансирования инвестпрограммы ОАО "Концерн "Росэнергоатом".
4. Пересмотр цены на мощность поставщиков оптового рынка электрической энергии, генерирующие объекты которых осуществляют в 2011 году выработку электрической энергии (мощности) в "вынужденном" режиме с учетом следующих условий:
4.1. в случае, если цена поставки мощности данного генерирующего объекта, поставляющего электроэнергию в "вынужденном" режиме больше цены на мощность, определенной по итогам конкурентного отбора мощности или максимальной цены на мощность ("price cap"), учесть величину прогнозируемого дохода всех генерирующих объектов компании от продажи электроэнергии на рынке на сутки вперед со снижением цены поставки мощности до соответствующего уровня, но не ниже цены, определенной по итогам конкурентного отбора мощности или максимальной цены на мощность ("price cap");
4.2. для генерирующих объектов, поставляющих электроэнергию в "вынужденном" режиме, введенных в эксплуатацию после 1 января 2008 года, применение в качестве цены поставки мощности цены, определенной по итогам конкурентного отбора мощности или максимальной цены на мощность ("price cap").
Для реализации указанных в пункте 4 предложений необходимо внесение изменений в Правила оптового рынка.
5. В целях снижения регулируемых составляющих цены (тарифа) для конечных потребителей необходим пересмотр принятых тарифных решений по субъектам Российской Федерации в части расходов территориальных сетевых организаций и гарантирующих поставщиков с обеспечением роста среднего одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии и сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков не выше 15% от аналогичных показателей 2010 года.
В соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 (далее - Правила), тарифы могут быть изменены в установленном порядке по согласованию с Федеральной службой по тарифам в сторону уменьшения до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года.
В рамках вышеуказанного поручения Правительства Российской Федерации, по мнению ФСТ России, наиболее эффективными механизмами снижения расходов территориальных сетевых организаций являются:
- продление долгосрочного периода регулирования при увеличении величины перераспределения необходимой валовой выручки, применяемой в целях сглаживания роста тарифов (по компаниям, в отношении которых предусмотрено применение метода доходности инвестированного капитала);
- корректировка необходимой валовой выручки в зависимости от фактической реализации (изменения) инвестиционных программ;
- корректировка необходимой валовой выручки в связи с пересмотром неподконтрольных расходов, а также в связи со снижением сбытовой надбавки.
5.1. При этом, для предоставления возможности продления пятилетнего долгосрочного периода регулирования требуется внести изменения в пункты 15 и 15(1) Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), которыми закреплена возможность продления только первого трехлетнего долгосрочного периода регулирования.
5.2. Также, в целях возможности применения перераспределения необходимой валовой выручки, используемого в целях сглаживания роста тарифов, в объемах, превышающих установленный Основами ценообразования предельный размер (12%), письмом от 05.03.2011 N СН-1701/13 направлены предложения по корректировке абзаца одиннадцатого п. 35.4 Основ ценообразования.
5.3. Согласно п. 25 Правил решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет. Вместе с тем, считаем целесообразным предусмотреть норму, разрешающую органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по согласованию с ФСТ России распространить действие решений об изменении тарифов в течение 2011 года в сторону уменьшения на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.
6. В отношении установления тарифов на территориях неценовых зон оптового рынка сообщаем следующее.
ФСТ России поручено принять необходимые решения об установлении оптовых цен на газ, включая региональную составляющую, для потребителей Калининградской области, направленные на сохранение в 2011 году уровня конечных цен на природный газ для всех потребителей Калининградской области на уровне 2010 года.
Учитывая, что при принятии решений по установлению тарифов на электроэнергию (мощность) на данной территории учитывался прогнозный рост цены на газ на 15% к базе 2010 года, во избежание необоснованной тарифной нагрузки на потребителей электрической энергии (мощности) на территории Калининградской области, необходимо принятие решений о снижении указанных тарифов в течение 2011 года. Однако, согласно положениям Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" срок действия установленных цен (тарифов) в электроэнергетике не может составлять менее двенадцати месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации.
В этой связи, необходимо пересмотреть установленные для Калининградской ТЭЦ-2 (ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС") тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка, тарифы на электрическую энергию и мощность, продаваемую (приобретаемую на оптовом рынке по регулируемым ценам (тарифам) в целях импорта (экспорта) в электроэнергетические системы иностранных государств, установленные для Калининградской области, и индикативные цены на электрическую энергию и мощность для покупателей - субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) не территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка (неценовых зон), установленных на 2011 год для Калининградской области.
7. В целях исполнения пункта 2 протокола заседания Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 6 в части участия представителей ФАС России и НП Совета рынка в работе региональных регулирующих органов необходимо внесение изменений в Типовое положение об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2011 г. N 97.
8. Наряду с этим, принятие всего комплекса указанных мероприятий по отдельным субъектам Российской Федерации не является достаточным для обеспечения роста цен на электроэнергию в среднем по субъекту в пределах 15%, поэтому считаем необходимым применение в качестве дополнительной меры механизма заключения свободных двусторонних договоров на поставку электроэнергии и мощности между гарантирующими поставщиками, функционирующими в данных субъектах и определенными поставщиками оптового рынка.
Прошу обеспечить готовность к выполнению предложенных мер по снижению тарифов на электрическую энергию после внесения соответствующих изменений в постановления Правительства Российской Федерации.
Приложение: по тексту на 6 л. в 1 экз.
|
Д.А. Сальков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационное письмо Федеральной службы по тарифам от 18 марта 2011 г. N ДС-2125/12 "О мерах по снижению цен на электрическую энергию"
Текст информационного письма официально опубликован не был