Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июня 2008 г. N 7263/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б. и судей Локтенко Н.И., Медведевой A.M.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Администрации города Хабаровска (680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66) о пересмотре в порядке надзора решения от 02.11.2007 по делу N А73-7367/2007-23 Арбитражного суда Хабаровского края, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2007, постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.03.2008 по тому же делу, установил:
администрация города Хабаровска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее - территориальное управление) от 14.05.2007 N 771 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Управление Дальневосточного военного округа" (Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть), в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск".
Решением первой инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 02.11.2007, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2007 и постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.03.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель - администрация просит обжалуемые судебные акты отменить, указывает на нарушение ее прав и законных интересов, полагая, что судами не учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о необходимости наличия волеизъявления муниципального образования на принятие объектов в муниципальную собственность. Заявитель считает, что судами неправильно применены нормы материального права, определяющие порядок передачи объектов жилищного фонда при разграничении полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, и не исследованы фактические обстоятельства дела по вопросу о соблюдении порядка оформления передачи, так как передающей стороной не были представлены документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, и не разрешен вопрос о земельных участках, занятых объектами недвижимости, а также приводит иные доводы, касающиеся наличия права собственности жильцов на квартиры в жилых домах, что препятствует принятию администрацией спорных объектов в собственность муниципального образования.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов при наличии оснований, установленных статьей 304 Кодекса.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучив судебные акты и приведенные заявителем доводы, пришла к заключению о том, что не имеется оснований, установленных статьей 304 Кодекса, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как установлено судебными инстанциями, согласно оспариваемому распоряжению территориального управления прекращено право оперативного управления Федерального государственного учреждения "Управление Дальневосточного военного округа" на жилые дома с принадлежащими инженерными коммуникациями, находящиеся по адресу: г. Хабаровск, ул. Артемовская, 136, 138, 140, 66, 60а, и эти объекты переданы в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск".
Исследовав фактические обстоятельства дела, приняв во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу о необходимости учета волеизъявления сторон при осуществлении мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, суды пришли к выводу о том, что спорные объекты, подлежащие передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность, относятся к объектам жилищного фонда, которые упомянуты в приложении N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, и обязанность принятия их в муниципальную собственность возложена на муниципальное образование в силу закона.
Суды установили, что к моменту принятия оспариваемого распоряжения были оформлены документы, указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374. Исходя из толкования положений упомянутого постановления, суды пришли к выводу о том, что подготовка необходимых документов требуется на стадии принятия решения о передаче объектов, находящихся в собственности Российская Федерация, в собственность субъекта Российской Федерации и муниципального образования, поэтому отсутствие документов, поименованных в названном постановлении Правительства РФ, не исключает обязанности муниципального образования принять спорные объекты в муниципальную собственность.
Судами исследован довод администрации о том, что оспариваемым распоряжением затронуты права лиц, в собственности которых находятся квартиры в упомянутых жилых домах. Указанный довод признан судами неосновательным, поскольку распоряжением был определен к передаче жилищный фонд, за исключением таких помещений, поэтому права граждан не нарушены, и спорные объекты с обслуживающими их инженерными коммуникациями должны быть приняты в казну муниципального образования.
Судами сделан вывод о том, что отсутствие в оспариваемом распоряжении сведений о земельных участках, на которых расположены жилые дома, не является основанием для признания недействительным оспариваемого распоряжения, так как обязанность принятия в муниципальную собственность упомянутых объектов законодательством возложена на администрацию, территориальное управление не обладает правомочиями на распоряжение земельными участками, вопрос о принадлежности которых может быть рассмотрен после государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимого имущества.
Иным доводам заявителя дана правовая оценка в судебных актах.
Анализ доводов заявителя показал, что не имеется оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В связи с изложенным и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А73-7367/2007-23 Арбитражного суда Хабаровского края для пересмотра в порядке надзора обжалуемых судебных актов отказать.
Председательствующий судья |
В.Б. Куликова |
Судья |
Н.И. Локтенко |
Судья |
A.M. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июня 2008 г. N 7263/08
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А73-7367/2007
Истец: Администрация г. Хабаровска
Ответчик: ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю
Третье лицо: Краснореченская КЭЧ, Управление ДВО
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2007 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1474/07