Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 июня 2008 г. N 7881/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Тимофеева В.В., судей Киреева Ю.А., Новоселовой Л.А.
рассмотрел в судебном заседании заявление МИФНС России N 8 по Тульской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 23.05.2008 N 03-10/5094 о пересмотре в порядке надзора решения от 27.07.2007 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-462/07-15/12, постановления от 14.01.2008 Двадцатого арбитражного апелляционного суда и постановления от 19.03.2008 Федерального арбитражного суда Центрального округа по указанному делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рождественский карьер" (далее - общество) к инспекции о признании недействительным решения налогового органа от 03.10.2006 об отказе в государственной регистрации ликвидации общества и обязании налогового органа произвести указанную регистрацию.
Суд установил:
внеочередным общим собранием участников общества 03.07.2006 принято решение о добровольной его ликвидации и назначении ликвидационной комиссии. В "Вестнике государственной регистрации" от 19.07.2006 N 28 было опубликовано сообщение о ликвидации. По завершении ликвидационных процедур 22.09.2006 ликвидационная комиссия представила в налоговый орган промежуточный ликвидационный баланс, а 27.09.2006 - заявление, подписанное председателем ликвидационной комиссии общества, ликвидационный баланс и документ об уплате государственной пошлины.
Решением инспекции от 15.04.2004 обществу отказано в государственной регистрации ликвидации в связи с неуказанием в ликвидационном балансе недоимки по налоговым платежам.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного решения и обязании налоговой инспекции произвести в соответствии с действующим законодательством государственную регистрацию ликвидации юридического лица.
Решением от 27.07.2007, оставленным без изменения, постановлениями других судебных инстанций от 14.01.2008 и от 19.03.2008, заявление удовлетворено. Решение инспекции признано недействительным, исходя из того, что несоблюдение налоговой инспекцией установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации влечет установленные налоговым законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора.
Оспаривая указанные судебные акты, заявитель просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы заявителя и представленные им документы, суд пришел к выводу о том, что дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации из-за отсутствия оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.
В соответствии со статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. В случае недостаточности денежных средств оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями указанной организации в пределах и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими ее кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно нормам статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, сроке уплаты налога, данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций ликвидация юридического лица осуществлена в соответствии с требованиями статей 63-64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Требования в ликвидационную комиссию общества направлены в последний день срока, установленного для их предъявления (19.09.2006) и указанные требования получены ликвидационной комиссией по истечении вышеуказанного срока (27.09.2006).
Вместе с тем налоговым органом как кредитором соответствующие требования к ликвидационной комиссии ликвидируемого юридического лица не предъявлены. Кроме того, за принудительным взысканием задолженности по налогам в судебном порядке заявитель также не обращался.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона он регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20-22 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон).
Статьей 21 Федерального закона предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу пункта 4 статьи 9 этого же Закона является исчерпывающим.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции исходили из того, что все условия для государственной регистрации в связи с ликвидацией общества соблюдены и, руководствуясь при этом названными законоположениями, обоснованно признали, что оснований для отказа в регистрации изменений у инспекции не имелось.
Судами исследованы фактические обстоятельства и дана надлежащая правовая оценка с учетом указанных норм действующего законодательства.
В связи с этим основания для переоценки сделанных ими выводов отсутствуют.
С учетом изложенного, заявление о пересмотре обжалованных судебных актов в порядке надзора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Кодекса, суд определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А68-462/07-15/12 Арбитражного суда Тульской области для пересмотра в порядке надзора решения от 27.07.2007 названного суда, постановления от 14.01.2008 Двадцатого арбитражного апелляционного суда и постановления от 19.03.2008 Федерального арбитражного суда Центрального округа отказать.
Председательствующий судья |
В.В. Тимофеев |
Судья |
Ю.А. Киреев |
Судья |
Л.А. Новоселова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 июня 2008 г. N 7881/08
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А68-462/07
Истец: ООО "Рожденственский карьер" в лице председателя ликвидационной комиссии
Ответчик: МИФНС России N 8 по Тульской области
Кредитор: Представитель заявителя Ефимов Павел Алексеевич, ООО "Рожденственский карьер" в лице председателя ликвидационной комиссии Королева Н.Б.
Хронология рассмотрения дела:
14.01.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3693/2007