Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А., судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление муниципального унитарного предприятия "Муниципальная транспортная компания "Ростовпассажиртранс" (далее - предприятие) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 27.10.2010 по делу N А40-174980/09-24-1243, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.05.2011 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия "Муниципальная транспортная компания "Ростовпассажиртранс" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 118 297 690 рублей 42 копеек расходов, возникших в связи с предоставлением льгот по перевозке отдельных категорий граждан, а также 17 187 999 рублей расходов, возникших в связи с предоставлением льгот по сезонным садово-огородным перевозкам отдельных категорий граждан.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ростовская область в лице Министерства труда и социального развития Ростовской области и в лице Министерства финансов Ростовской области.
Суд установил: решением суда первой инстанции от 27.10.2010, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанции, в удовлетворении иска отказано. При этом суды исходили из того, что Российской Федерацией и Ростовской областью в полном объеме выполнены все обязательства перед истцом по возмещению расходов, связанных с бесплатным (льготным) проездом в 2006, 2007, 2008 годах, принятых на себя в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на 2006, 2007 годы, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", постановлением администрации Ростовской области от 03.04.2006 N 120, договором от 26.01.2006 N 83-ТФ, государственными контрактами от 04.02.2006 N 222, от 15.01.2007 N 42, от 22.01.2008 N 5/112. Судами отклонен расчет истца, основанный на количестве лиц, фактически пользовавшихся льготой, провозном тарифе, затратах предприятия на перевозку пассажиров по единым социальным проездным билетам (далее - ЕСПБ), доходов от реализации ЕСПБ, как противоречащий действующему на территории Ростовской области законодательству, устанавливающему порядок возмещения расходов.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора предприятие просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Ознакомившись с доводами заявителя, суд надзорной инстанции не усматривает оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по основаниям, предусмотренным статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая возможность инициирования заявителем пересмотра их в ином процессуальном порядке.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 N 9621/10 (документ опубликован на сайте ВАС РФ 11.03.2011) содержится правовая позиция, на основании которой организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы. Согласно установленным для предприятия тарифам на перевозку компенсация ему расходов исходя из цены указанных льготных билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (в редакции Федерального закона от 23.12.2010 N 379-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации") новыми обстоятельствами являются (помимо прочего) определение в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства.
Указанное постановление Президиума касается вопросов, затронутых в оспариваемых судебных актах по настоящему делу, и с разрешением которых связано его существо, и оно содержит оговорку об общеобязательности толкования содержащихся в постановлении правовых норм и о применении этого толкования при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Согласно части 8.1 статьи 299 Кодекса в случае, если при рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора будет установлено, что имеется обстоятельство, предусмотренное пунктом 5 части 3 статьи 311 настоящего Кодекса, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в котором указывает на возможность пересмотра оспариваемого судебного акта по новым обстоятельствам в срок, предусмотренный частью 1 статьи 312 настоящего Кодекса.
Срок подачи заявления о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым обстоятельствам в арбитражный суд, принявший судебный акт, составляет три месяца и исчисляется со дня получения заявителем копии определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 312 Кодекса).
Таким образом, сформированная по названным выше вопросам правовая позиция может являться основанием для постановки заявителем вопроса о пересмотре оспариваемых судебных актов по новым обстоятельствам.
Учитывая изложенное и руководствуясь частью 8.1 статьи 299, статьями 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А40-174980/09-24-1243 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 27.10.2010, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.05.2011 по тому же делу отказать.
Председательствующий |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2011 г. N ВАС-7325/11 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с возможностью пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-174980/2009
Истец: МУП "Муниципальная транспортная компания "Ростовпассажиртранс", МУП МТК РОСТОВПАССАЖИРТРАНС
Ответчик: в лице Министерства Финансов Российской Федерации, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Третье лицо: Министерство труда и социального развития Ростовской области, МинФин Ростовской области, Ростовская область в лице Министерства труда и социального развития Ростовской области, Ростовская область в лице Министерства финансов Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23814/12
14.06.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-174980/09
18.05.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11371/12
10.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/4117-11
18.01.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32373/2010