Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Горячевой Ю.Ю., судей Дедова Д.И. и Сарбаша С.В., рассмотрев заявление открытого акционерного общества "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии" от 10.05.2011 о пересмотре в порядке надзора постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.02.2011 по делу N А10-1434/2009 Арбитражного суда Республики Бурятия,
УСТАНОВИЛА:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (далее - управление) обратилось Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к открытому акционерному обществу "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии" (далее - общество "Аэропорты Бурятии") об истребовании из незаконного владения асфальтовой взлетно-посадочной полосы (литер Е) и грунтовой взлетно-посадочной полосы (литер Д), находящиеся в с. Багдарин, протяженностью 2200х140=308 000 кв. метров.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление изменило исковые требования и просило истребовать из незаконного владения общества "Аэропорты Бурятии" взлетно-посадочную полосу площадью 132 040,5000 кв. метров, расположенную в пос. Багдарин (аэропорт Куликово поле).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 08.04.2010 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 решение суда первой инстанции отменено, иск удовлетворен.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.10.2010 названное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2010 иск удовлетворен.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 10.02.2011 постановление суда апелляционной инстанции от 18.11.2010 оставил без изменения.
В заявлении в порядке надзора, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество "Аэропорты Бурятии" просит отменить постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Изучив материалы дела, доводы общества, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением Государственного комитета Республики Бурятия по управлению государственным имуществом (далее - комитет) от 30.05.1994 N 149 утвержден план приватизации государственного предприятия "Улан-Удэнское авиапредприятие" путем преобразования его в одноименное акционерное общество открытого типа (т. 1, л.д. 109-113).
В пункте 8 раздела II плана приватизации государственного авиапредприятия указан укрупненный перечень, то есть общее наименование и стоимость объектов, не подлежащих приватизации, в число которых вошли и взлетно-посадочные полосы без подразделения по аэропортам остаточной стоимостью 7 179 000 рублей (пункт 5 перечня).
В соответствии с пунктом 9 раздела II плана приватизации государственного авиапредприятия взлетно-посадочные полосы подлежали передаче в полное хозяйственное ведение акционерному обществу (т. 1, л.д. 112).
Однако согласно имеющемуся в материалах дела Приложению N 1 те же взлетно-посадочные полосы, но уже с указанием вида покрытия и местонахождения (аэропорта), переданы как государственное имущество созданному акционерному обществу по договору в пользование, включая грунтовую взлетно-посадочную полосу в пос. Багдарин (п. 17 перечня, т.1 л.д. 5).
В 1998 году акционерное общество открытого типа "Улан-Удэнское авиапредприятие" переименовано в открытое акционерное общество "Бурятские авиалинии" (далее - ОАО "Бурятские авиалинии").
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21.09.1998 по делу N А10-668/99 в отношении ОАО "Бурятские авиалинии" введено внешнее управление.
Внешний управляющий в целях финансового оздоровления по договору от 05.05.2000 N 1 продал предприятие ОАО "Бурятские авиалинии" как имущественный комплекс обществу с ограниченной ответственностью "Медиа Групп" за 36 000 000 рублей (т. 2, л.д. 129-131).
На запрос внешнего управляющего ОАО "Бурятские авиалинии" от 11.07.2000 N 1.12-691 комитет (до 2003 года он выполнял в Республике Бурятия функции по осуществлению прав собственника имущества Российской Федерации) подтвердил, что при преобразовании государственного предприятия "Улан-Уденское авиапредприятие" и формировании уставного капитала акционерного общества недвижимое имущество, расположенное в аэропортах местных воздушных линий Таксимо (Муя), Багдарин, Нижнеангарск вошло в перечень приватизируемого имущества и является собственностью общества (т. 2, л.д. 132).
Согласно техническому паспорту на аэропорт Багдарин, оформленному 08.08.2000, в здание аэровокзала с инвентарным номером 720, литер В, включены две взлетно-посадочные полосы (литер Д и Е) (т.1, л.д. 75-87).
Для государственной регистрации права собственности ОАО "Бурятские авиалинии" на принадлежащее ему имущество в органы государственной регистрации представлялась справка от 12.09.2000 комитета, согласно которой по акту оценки стоимости зданий и сооружений в уставный капитал последнего при приватизации включено, в том числе, здание аэровокзала, пос. Багдарин, литеры В, Д, Е.
В последнем абзаце справки комитет вновь подтвердил соответствие изложенных в ней сведений плану приватизации и данным технического учета (т. 1, л.д. 72, 73).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25.01.2001 по делу N А10-668/99 ОАО "Бурятские авиалинии" признано банкротом, в отношении него открытого конкурсное производство (т. 2, л.д. 133).
Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Групп" 20.08.2002 внесло приобретенное имущество ОАО "Бурятские авиалинии" в качестве дополнительного вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью "Международный аэропорт Улан-Удэ".
В 2004 году при реорганизации общества с ограниченной ответственностью "Международный аэропорт Улан-Удэ" здание аэропорта (в том числе, взлетно-посадочные полосы литера Е и литера Д) передано по разделительному балансу в уставный капитал общества "Аэропорты Бурятии" (т. 1, л.д. 65-71).
Взлетно-посадочные полосы литера Е и литера Д включены в описание объекта недвижимого имущества - здание аэровокзала (нежилое здание) 1 этажное, площадь 294,32 кв. метра, литера В, расположенного в пос. Багдарин, право собственности на которое 25.12.2004 зарегистрировано за обществом "Аэропорты Бурятии" (свидетельство от 25.12.2004 03АА N 197080) (т. 1, л.д. 74).
Описание объекта недвижимого имущества - здание аэровокзала, произведено на основании поэтажного плана на строение, выданного Баунтовским Бюро технической инвентаризации от 08.08.2000 (т. 1 л.д. 80-87).
Государственная регистрация указанных взлетно-посадочных полос в качестве отдельных объектов недвижимости обществом "Аэропорты Бурятии" и его правопредшественниками не производилась, каких-либо договоров пользования этими полосами как государственным имуществом с ними не заключалось.
Полагая, что спорная грунтовая взлетно-посадочная полоса, находящаяся в федеральной собственности, незаконно включена в уставный капитал общества "Аэропорты Бурятии", управление в порядке статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
При этом в подтверждение права федеральной собственности управление изначально представило в материалы дела выписку из реестра федерального имущества от 28.05.2009 N 247/1, согласно которой 24.03.2008 взлетно-посадочная полоса общей площадью 30 800 кв. метров, находящаяся в с. Багдарин, была включена в реестр федерального имущества и ей присвоен реестровый номер федерального имущества В12040000296 на основании плана приватизации государственного предприятия "Улан-Удэнское авиапредприятие" от 29.12.1992.
Определением суда первой инстанции от 03.09.2009 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А10-4005/2009 по заявлению общества о признании незаконными действий управления по включению в реестр федерального имущества взлетно-посадочной полосы транспортного назначения площадью 30 800 кв. метров и об обязании исключить из реестра федерального имущества названный объект.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 19.10.2009 по делу N А10-4005/2009 установлено, что в 1985 году аэропорт, расположенный в пос. Багдарин, был ликвидирован, новый аэродром, построенный за пределами населенного пункта, имеет другое месторасположение (координаты) и иные технические характеристики.
В реестр федерального имущества в 2008 году включен несуществующий объект, ликвидированный в 1985 году.
После возобновления производства по настоящему делу управление изменило по настоящему делу предмет иска и просило истребовать взлетно-посадочную полосу, расположенную в другом месте и другой площади.
В подтверждение этих требований были представлены технический паспорт 2009 года, новая выписка из реестра федерального имущества от 17.02.2010 N 171/1 и свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 10.02.2010 на взлетно-посадочную полосу общей площадью 132 040,5 кв. метров, местоположение - Республика Бурятия, Баунтовский район, аэропорт Куликово поле.
Также управлением представлено письмо автономного учреждения Республики Бурятия "Гостехинвентаризация - Республиканское бюро технической инвентаризации" от 18.03.2010 N 01-09-01, из содержания которого следует, что взлетно-посадочная полоса, право собственности на которую зарегистрировано за Российской Федерацией, и взлетно-посадочная полоса, указанная в свидетельстве о праве собственности общества "Аэропорты Бурятии" на здание аэровокзала, являются одним и тем же объектом.
Возражая против иска, общество "Аэропорты Бурятии" в числе прочих аргументов сделало заявление об истечении срока исковой давности на истребование имущества.
По результатам рассмотрения настоящего спора суд первой инстанции установил, что в процессе разграничения государственной собственности спорная взлетно-посадочная полоса на основании приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" была отнесена исключительно к федеральной собственности. В силу пункта 2.1.20 Государственной программы приватизации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, взлетно-посадочная полоса не подлежала приватизации, в уставный капитал акционерного общества открытого типа "Улан-Удэнское авиапредприятие" не вошла, подлежала передаче в пользование акционерного общества, а затем была включена в реестр федерального имущества.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право собственности Российской Федерации на спорное имущество возникло в силу закона, в установленном порядке не прекращалось, имущество из состава федеральной собственности в собственность общества "Аэропорты Бурятии" не передавалось, а потому правомочие Российской Федерации по владению не нарушалось.
Отметив, что зарегистрированное право собственности на взлетно-посадочную полосу как самостоятельный объект у общества "Аэропорты Бурятии" отсутствует, суд первой инстанции отказал управлению в иске по мотиву избрания им ненадлежащего способа защиты прав, разъяснив, что ему следует обращаться с негаторным иском, на который срок исковой давности не распространяется.
Обжалуя это решение, общество "Аэропорты Бурятии" в апелляционной жалобе ссылалось на то, что у него имеется титул собственника на взлетно-посадочную полосу, зарегистрированную в составе аэровокзала, и оно этой полосой фактически владеет. Следовательно, имущество из владения Российской Федерации выбыло, управление обратилось с надлежащим иском, при рассмотрении которого суду следовало изучить вопрос о добросовестности общества "Аэропорты Бурятии" и проверить его заявление о пропуске срока исковой давности на истребование имущества (т. 3, л.д. 5-12).
В отзыве на апелляционную жалобу управление поддержало доводы общества "Аэропорты Бурятии" об отмене решения суда первой инстанции, указав, что взлетно-посадочная полоса из владения Российской Федерации выбыла, является режимным объектом, находится во владении и под охраной общества "Аэропорты Бурятии", которое несет бремя расходов и эксплуатирует объект по его назначению. В связи с этим управление правомерно обратилось в суд именно с виндикационным иском, который подлежал удовлетворению (т.3, л.д. 33-37).
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя иск, суд апелляционной инстанции и поддержавший его суд кассационной инстанции установили, что Российская Федерация как собственник взлетно-посадочной полосы утратила фактическое владение спорным объектом, поэтому управление правомерно обратилось в арбитражный суд с виндикационным иском.
Срок исковой давности на истребование имущества указанные суды признали не пропущенным, исчислив его с июля 2008 года, когда управление узнало о государственной регистрации права собственности общества "Аэропорты Бурятии" на здание аэровокзала, получив в ответ на свое обращение выписку от 30.07.2008 из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
Однако судами апелляционной и кассационной инстанций не учтено следующее.
В соответствии со статьей 301 Кодекса собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Как следует из материалов дела, Российская Федерация на момент рассмотрения спора являлась лицом, чье право собственности на спорное имущество зарегистрировано, а, следовательно, управление было вправе защищать нарушенное право Российской Федерации посредством предъявления виндикационного иска к обществу "Аэропорты Бурятии" как лицу, фактически владеющему этим имуществом без законных оснований.
В силу статьи 195 Кодекса исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (статья 196 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Срок давности по иску об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что недвижимое имущество выбыло из его владения.
Факт выбытия имущества из владения Российской Федерации сторонами подтвержден и судами установлен.
Однако суды ошибочно отождествили утрату титула с утратой владения, а потому не исследовали и не дали оценки обстоятельствам и доказательствам, которые могли бы позволить установить момент, когда управление узнало или должно было узнать о том, что взлетно-посадочная полоса выбыла из владения Российской Федерации и перешла во владение стороннего лица в отсутствие для этого законных оснований.
Общество "Аэропорты Бурятии" приводило доводы о том, что первым таким владельцем являлось общество с ограниченной ответственностью "Медиа Групп", купившее имущественный комплекс ОАО "Бурятские авиалинии" в 2000 году. Как полагало общество "Аэропорты Бурятии", комитет как правопредшественник управления должен был узнать о выбытии взлетно-посадочной полосы из владения Российской Федерации в связи с банкротством ОАО "Бурятские авиалинии", являвшегося ее пользователем.
Между тем эти доводы судами не рассмотрены и не учтено, что при смене владельца имущества срок на защиту права собственника, не реализовавшего своевременно право на судебную защиту, не начинает течь заново, о чем указано в пункте 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13.11.2008 N 126 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения".
Вывод судов об определении начала течения срока исковой давности со дня ознакомления управления со сведениями из ЕГРП также сделан без учета правовых позиций, выработанных в судебно-арбитражной практике.
Управление является органом государственной власти, на который возложены обязанности по контролю за использованием и сохранностью находящегося в государственной собственности имущества и который для надлежащего осуществления этих обязанностей наделен различными контрольными полномочиями, а также имеет возможность в пределах срока исковой давности получить сведения о государственной регистрации прав на спорный объект недвижимости.
При этом последующее перераспределение функций по управлению государственным имуществом между органами государственной власти не может служить основанием для изменения срока исковой давности или порядка его исчисления по требованию, заявленному в защиту интересов публично-правового образования (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2009 N 10527/08, от 24.09.2010 N 10853/10).
В данном случае государственная регистрация права собственности общества "Аэропорты Бурятии" на взлетно-посадочную полосу в составе здания аэровокзала была произведена 25.12.2004, и управление должно было об этом узнать задолго до получения выписки от 30.07.2008 из ЕГРП.
Помимо того, общество "Аэропорты Бурятии" указывало, что оно является третьим по счету зарегистрированным собственником данного объекта после обществ с ограниченной ответственностью "Медиа-Групп" и "Международный аэропорт Улан-Удэ", но суды не проверили эти сведения и не придали им правового значения.
При таких обстоятельствах суды апелляционной и кассационной инстанций неправильно определили начало течения срока исковой давности, об истечении которого было заявлено обществом.
При наличии такого заявления, своевременно сделанного лицом, фактически владеющим спорным имуществом, истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске об истребовании у него этого имущества независимо от законности им владения.
В силу изложенного и в целях обеспечения единообразной практики толкования и применения норм материального права коллегия судей считает необходимым передать настоящее дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для решения вопроса о пересмотре принятых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А10-1434/2009 Арбитражного суда Республики Бурятия для пересмотра в порядке надзора постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.02.2011.
См. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 октября 2011 г. N 7337/11
2. Направить копии настоящего определения, заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора и прилагаемых к ним документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 29.10.2011.
Председательствующий судья |
Ю.Ю. Горячева |
Судьи |
Д.И. Дедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 августа 2011 г. N ВАС-7337/11 "О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А10-1434/2009
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РБ, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РБ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Ответчик: ОАО "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии", ОАО Аэропорты Бурятии
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, УФРС по РБ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), Баунтовский РОСП УФССП по РБ
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N 7337/11
17.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7337/11
21.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7337/11
10.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-165/11
18.11.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2121/10
01.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А10-1434/2009
25.08.2010 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4449/10
06.07.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2121/10
08.04.2010 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-1434/09