Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Балахничевой Р.Г., судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрела в судебном заседании заявление управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области от 11.08.2011 N 05-1/7356 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Архангельской области от 27.12.2010 по делу N А05-9901/2010, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.07.2011 по тому же делу
по иску закрытого акционерного общества "Архангельское монтажное управление "Севзапэнергомонтаж", г. Архангельск (далее - общество, истец) к Северному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Архангельск, управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области, г. Архангельск (далее - управление Росприроднадзора) об обязании возвратить 501 216 рублей 94 копейки излишне перечисленных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за период с I квартала 2007 года по I квартал 2010 года.
УСТАНОВИЛА:
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27.12.2010, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2011 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.07.2011, иск удовлетворен частично: с управления Росприроднадзора в пользу общества взыскано 443 206 рублей 04 копейки излишне перечисленных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за период с III квартала 2007 года по I квартал 2010 года; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Удовлетворяя исковые требования в части, суды исходили из того, что общество не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
Отказывая в удовлетворении иска в части возврата платежей за I и II кварталы 2007 года, суды пришли к выводу о пропуске истцом срока исковой давности.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора управление Росприроднадзора просит их отменить, ссылаясь на неправильное толкование судами Закона об отходах.
Рассмотрев заявление и материалы надзорного производства, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявления, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Удовлетворяя иск, суды исходили из того, что общество не является субъектом отношений в сфере обращения с отходами, не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации только при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Кодекса.
Таких оснований судом не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
в передаче дела N А05-9901/2010 Арбитражного суда Архангельской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 27.12.2010, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.07.2011 по указанному делу отказать.
Председательствующий судья |
Р.Г. Балахничева |
Судьи |
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 сентября 2011 г. N ВАС-11678/11
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11678/11
25.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11678/11
15.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5750/11
23.03.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-798/11