Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б., судей Полубениной И.И., Попова В.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Администрации городского округа Спасск-Дальний, г. Спасск-Дальний о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.08.2011 по делу N А51-13005/2007-28-491/60 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Объединенного военного комиссариата г. Спасск-Дальний и Спасского района Приморского края (заменённого судом на Военный комиссариат Приморского края; далее - Военный комиссариат; военкомат) к Администрации Спасского городского округа (далее - Администрация), муниципальному учреждению "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий городского округа Спасск-Дальний" (далее - муниципальное учреждение ГО), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - Территориальное управление Росимущества), Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) по Приморскому краю, Управлению по городскому округу Спасск-Дальний Главного управления МЧС России по Приморскому краю о признании незаконными действий Администрации Спасского городского округа и распоряжения Территориального управления Росимущества от 27.09.2007 N 546-р, и об освобождении спорных нежилых помещений площадью 159,8 кв.м в здании и гаражного бокса N 4 площадью 25,2 кв.м, расположенных по адресу: г. Спасск-Дальний, ул. Надреченская, 15. К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Суд установил:
истец отказался от требований, заявленных к Администрации. Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.01.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011, в отношении требований к Администрации производство по делу прекращено, в удовлетворении остальных требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 09.08.2011 отменил указанные выше судебные акты и удовлетворил уточнённые истцом требования.
Обжалуя постановление суда кассационной инстанции, Администрация считает, что этим судом нарушены нормы материального и процессуального права. Заявитель не согласен с выводами названного суда, полагая, что они не соответствуют обстоятельствам дела, законодательству, приводит доводы, в том числе, указывая на то, что здание, в котором находятся спорные помещения, никогда не являлось военным и высвобождаемым военным имуществом, и на день издания оспариваемого ненормативного акта истец не использовал эти помещения, а Министерство обороны РФ в названный период не являлось уполномоченным лицом, осуществляющим управление и распоряжение федеральным имуществом. Заявитель просит в порядке надзора отменить оспариваемый судебный акт и ходатайствует о приостановлении исполнения данного судебного акта до окончания надзорного производства по делу.
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к заключению о том, что дело не подлежит передаче на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьёй 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При рассмотрении дела судами установлено, что спорное здание, расположенное по указанному адресу, было построено в 1983 году для военкомата. Постановлением главы Администрации г. Спасск-Дальний от 28.07.1993 N 578 это здание было поставлено на баланс и передано в оперативное управление военкомату. В указанном здании с устного согласия военкомата был размещён и штаб ГО (ныне - муниципальное учреждение ГО), за которым спорные помещения на соответствующем праве не закреплялись. В порядке разграничения полномочий, установленном пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, упомянутые здание и гараж в целом были переданы из муниципальной собственности в федеральную собственность. Распоряжением территориального управления Росимущества от 15.08.2007 N 455-р вышеуказанное имущество было закреплено за Военным комиссариатом на праве оперативного управления, и в последующем за ним было зарегистрировано такое право.
Однако 27.09.2007 Территориальное управление Росимущества издало распоряжение N 546-р, которым из оперативного управления Военного комиссариата изъяло спорные нежилые помещения и гаражный бокс N 4 как излишнее и неиспользуемое имущество. Этим же распоряжением изъятые объекты были закреплены на праве оперативного управления за Главным управлением МЧС России по Приморскому краю.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Исходя из положений названных законодательных норм, статей 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришёл к выводу о том, что вопрос об изъятии спорного имущества, закрепленного за Военным комиссариатом на праве оперативного управления, подлежал согласованию с Министерством обороны России, являющимся полномочным органом собственника в отношении имущества, закрепленного за военной организацией.
Поскольку оспариваемый ненормативный акт был издан без согласования с Министерством обороны РФ, суд кассационной инстанции признал заявленные требования подлежащими удовлетворению. Выводы суда кассационной инстанции основаны на установленных по делу обстоятельствах и нормах законодательства, и доводам заявителя дана правовая оценка с учётом того, что в порядке разграничения полномочий указанное имущество было передано в состав федеральной собственности.
Анализ доводов, содержащихся в заявлении о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции, показал, что отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 304 АПК РФ.
В связи с отказом в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не подлежит удовлетворению ходатайство заявителя о приостановлении исполнения оспариваемого постановления суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 298, 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А51-13005/2007-28-491/60 Арбитражного суда Приморского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.08.2011 и в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнения оспариваемого судебного акта отказать.
Председательствующий судья |
В.Б. Куликова |
Судьи |
И.И. Полубенина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 ноября 2011 г. N ВАС-14482/11
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А51-13005/2007
Истец: Объединенный военный комиссариат г.Спасск-Дальний
Ответчик: Управление по городскому округу Спасск-Дальний ГУ МЧС России по ПК, Территориальное Управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ПК, МУ Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий городского округа Спасск-Дальний, Главное управление МЧС России по ПК, Администрация Спасского городского округа
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3600/12
11.04.2012 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3116/12
21.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14482/11
09.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3485/11
18.04.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1311/11
14.07.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3959/2010
30.04.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1638/2009
19.01.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2061/2008