Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Балахничевой Р.Г., судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" от 06.12.2011 N 14/04-10-1390 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.04.2011 по делу N А75-11356/10, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.10.2011 по тому же делу
по иску департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, г. Ханты-Мансийск (далее - департамент, истец) к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз", г. Нефтеюганск (далее - общество, ответчик) о взыскании 32 478 669 рублей ущерба, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства.
УСТАНОВИЛА:
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.04.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2011 и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.10.2011, иск удовлетворен частично: с общества в пользу департамента взыскано 23 241 472 рубля 87 копеек ущерба, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на неприменение методики определения ущерба, причиненного водному объекту.
Рассмотрев заявление и материалы надзорного производства, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения заявления, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" лица, причинившие вред лесам вследствие нарушения лесного законодательства, обязаны возместить причиненный вред в полном объеме.
Удовлетворяя частично исковое требование, суды, руководствуясь указанными нормами, а также статьями 15, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходили из доказанности факта лесонарушения вследствие разлива нефтесодержащей жидкости, рассчитали размер вреда, применив положения постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Довод заявителя о том, что разлив нефтесодержащей жидкости произошел на болоте, в связи с чем ущерб причинен не лесам, а водному объекту, и должен рассчитываться с применением методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87, был предметом рассмотрения судов и отклонен.
При этом, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе таксационное описание местности, и применив положения части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 7 Правил проведения лесоустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377, суды пришли к выводу, что ущерб причинен вследствие порчи почв, повреждения деревьев и уничтожения подроста, что отражено в протоколе о лесонарушении.
В связи с этим подлежит отклонению довод о неприменении методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства.
Иная оценка заявителем обстоятельств дела и доказательств не свидетельствует об ошибочности выводов судов.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации только при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Кодекса.
Таких оснований судом не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А75-11356/10 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 08.04.2011, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.10.2011 по указанному делу отказать.
Председательствующий судья |
Р.Г. Балахничева |
Судьи |
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 декабря 2011 г. N ВАС-17243/11 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А75-11356/2010
Истец: Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-ЮГРЫ
Ответчик: ООО "РН-Юганскнефтегаз"
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17243/11
03.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4517/11
05.07.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3618/11
05.07.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3694/11
18.05.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3694/11
17.05.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3618/11