Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Г.Г.Поповой, судей А.А.Маковской, И.И.Полубениной рассмотрела в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "Промышленный транспорт" (г. Черногорск, далее - общество "Промтранс", общество) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 08.11.2010 по делу N А74-2987/2010, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.06.2011 по тому же делу.
СУД УСТАНОВИЛ:
общество "Промтранс" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконными действий территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия (далее - управление) по отказу в предоставлении в аренду двух земельных участков:
с кадастровым номером 19:10:100504:0005 (в настоящее время 19:10:100503:64), площадью 20 586 кв. метров, категории земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 7 км юго-западнее д. Курганная;
с кадастровым номером 19:10:100504:0004, площадью 171 700 кв. метров, категории земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, 1 км южнее д. Курганная;
а также просило обязать управление принять решение о предоставлении в аренду указанных земельных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская академия сельскохозяйственных наук (далее - Россельхозакадемия), государственное научное учреждение Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакасии Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - институт), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - агентство).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 08.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 решение от 08.11.2011 оставлено без изменения.
Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 20.06.2011 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре обжалуемых судебных актов в порядке надзора общество "Промтранс" просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права, и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Заявитель указывает, что на основании сделок купли-продажи приобрел у коммерческих организаций объекты недвижимости, находящиеся на земельных участках, не принадлежащих продавцам на праве собственности, поэтому в силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) приобрел право на использование участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования. То обстоятельство, что спорные земельные участки налагаются на часть участка, предоставленного институту на праве постоянного (бессрочного) пользования, не может являться основанием отказа в передаче собственнику объектов недвижимости в аренду земельных участков, на которых эти объекты расположены, поскольку у общества возникло исключительное право на использование земли в силу закона.
Спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет в 2002 году с проведением установленных законодательством процедур формирования с определением границ, которые согласованы с институтом. В кадастровом учете участки отнесены к категории земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения.
Земельный участок, предоставленный институту на праве постоянного (бессрочного) пользования в 1994 году, поставлен на кадастровый учет в 2004 году, без установления границ, о чем имеется указание в кадастровом плане. В кадастровом учете участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения.
Рассмотрев заявление общества "Промтранс", изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 18.12.2002 и 21.01.2004 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) за обществом "Промтранс" зарегистрировано право собственности на соединительный железнодорожный путь N 10 между станциями "Породная-Южная", протяженностью 2 948 метров, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 7 км. южнее д. Курганная, литера В и на участок 4/1 подъездного железнодорожного пути угольного участка N 8, протяженностью 7 961, 8 метров, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1 км. юго-западнее д. Курганная, литера В.
Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано на основании вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Республики Хакасия от 16.10.2002 по делу N А74-2501/02-К1 (с учетом определения об исправлении опечатки от 12.11.2002), и от 01.10.2003 по делу N А74-2750/03-К1.
Решением по делу N А74-2501/02-К1 установлено, что закрытое акционерное общество "Промтранс" (правопредшественник общества "Промтранс") 01.12.1995 приобрело у АОЗТ "Хакасуглепром" (впоследствии ЗАО "Хакасуглепром") по договору купли-продажи участок N 4/1 протяженностью 7 961, 8 метров подъездного железнодорожного пути угольного участка N 8. Объект передан по акту покупателю в тот же день.
Впоследствии ЗАО "Хакасуглепром" был признан несостоятельным (банкротом) и ликвидирован. Спорные объекты в конкурсную массу включены не были.
Установив исполнение продавцом обязательства по передаче объекта, и учитывая ликвидацию стороны по сделке, суд по делу N А74-2501/02-К1 признал за обществом право собственности на данный объект недвижимости. При этом судом учтено, что земельный участок, на котором расположен объект, постановлением муниципального образования Солнечный сельсовет от 30.05.2002 N 36-п передан обществу "Промтранс" в аренду по договору и им уплачиваются арендные платежи.
Решением по делу N А74-2750/03-К1 установлено, что общество приобрело по договору купли-продажи от 29.05.1996 у ЗАО "Разрез Степной" соединительный железнодорожный путь N 10, переданный во владение покупателя по акту от 29.05.1996.
Установив исполнение продавцом обязательства по передаче имущества и оплату цены договора, суд по делу N А74-2750/03-К1 признал право собственности общества на указанный объект. При этом судом учтено, что земельный участок, на котором расположен объект, постановлением муниципального образования Солнечный сельсовет от 10.04.2002 N 20-п передан обществу "Промтранс" в аренду по договору, зарегистрированному 16.06.2003 в ЕГРП.
В связи с окончанием срока действия договоров аренды, заключенных обществом с муниципальным образованием Солнечный сельсовет, и внесением Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ изменений в пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в части предоставления муниципальным районам права распоряжения земельными участками, постановлением главы муниципального образования Усть-Абаканский район от 21.03.2007 N 368-п обществу "Промтранс" предоставлены в аренду сроком на пять лет спорные земельные участки:
с кадастровым номером 19:10:100504:0005 для размещения соединительного железнодорожного пути N 10,
с кадастровым номером 19:10:100504:0004 для размещения участка N 4/1 подъездного железнодорожного пути угольного участка N 8.
На основании данного постановления, между муниципальным образованием Усть-Абаканский район в лице администрации и обществом "Промтранс" 22.03.2007 подписаны договоры аренды указанных земельных участков сроком на пять лет, с 22.03.2007 по 22.03.2012. Участки переданы обществу по актам 22.03.2007.
Договоры аренды зарегистрированы 03.06.2007 и 14.06.2007 в ЕГРП.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.03.2009 по делу N А74-299/2009 постановление администрации муниципального образования Усть-Абаканский район от 21.03.2007 N 368-п признано недействительным как противоречащее статье 209 Гражданского кодекса, статьям 9, 17 Земельного кодекса, статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку спорные земельные участки относятся к федеральной собственности, а муниципальное образование Усть-Абаканский район не вправе было распоряжаться землей и передавать участки в аренду обществу.
Указанным решением от 12.03.2009 по делу N А74-299/2009, а также судебными актами по настоящему делу установлено, что спорные земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет в 2002 году, образованы из земельного участка с кадастровым номером 19:10:990101:58, площадью 36 214 га, прошедшего государственный кадастровый учет 01.04.2004.
Данный земельный участок площадью 36 214 га, используемый опытно-производственными хозяйствами "Зеленое" и "Красноозёрное", передан институту распоряжением администрации Усть-Абаканского района от 22.06.1994 N 220-р на основании постановления Верховного Совета Республики Хакасия от 02.09.1992 N 95-п "О передаче земель опытно-производственных хозяйств и опытно-производственных участков Институту аграрных проблем Хакасии" в постоянное (бессрочное) пользование.
На основании распоряжения администрации Усть-Абаканского района от 22.06.1994 N 220-р институту выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Институт является государственным научным учреждением, создан на основании Распоряжения Совета министров РСФСР от 30.04.1991 N 398-р и приказа Россельхозакадемии от 08.05.1991 N 23-пк, зарегистрирован распоряжением администрации Усть-Абаканского района от 15.01.1993.
Указав, что решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.03.2009 по делу N А74-299/2009 признано право федеральной собственности, общество "Промтранс" 24.09.2009 обратилось в управление с заявлением о предоставлении в аренду спорных земельных участков.
Письмами от 07.12.2009, от 20.01.2010 и от 10.03.2010 управление предложило обществу представить дополнительные документы, в том числе копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости и кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков.
Общество 12.02.2010 и 20.04.2010 направило управлению дополнительные документы.
Управление письмом от 27.04.2010 N 1778 сообщило заявителю, что по состоянию на 01.04.2010 земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:100503:64 (предыдущий номер 19:10:100503:0005) и 19:10:100504:0004 не изъяты из постоянного (бессрочного) пользования института в установленном законом порядке, поэтому управление не вправе принимать решение о предоставлении в аренду этих участков, и рекомендовало обществу обратиться в Президиум Россельхозакадемии.
Считая отказ управления в предоставлении в аренду земельных участков, выраженный в письме от 27.04.2010 N 1778, не соответствующим статье 36 Земельного кодекса, общество "Промтранс" обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды трех инстанций исходили из того, что право постоянного (бессрочного) пользования института на земельный участок с кадастровым номером 19:10:990101:58 не прекращено в порядке, установленном статьей 45 Земельного кодекса. Управление не обладает правомочиями по распоряжению спорными земельными участками, поскольку в силу пункта 5 статьи 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 202-ФЗ, действовавшей на момент оспариваемого отказа, далее - Закон о науке) распоряжение этими участками должно осуществляться на основании решения Россельхозакадемии при наличии согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение объектами федеральной собственности.
Суды также указали, что утверждение плана границ земельных участков без участия собственника нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
Между тем, судами необоснованно применен не подлежащий применению к спорным правоотношениям абзац 3 пункта 5 статьи 6 Закона о науке.
Согласно пункту 5 статьи 6 Закона о науке научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы Российской академии наук, ее региональных отделений и отраслевых академий наук владеют, пользуются и распоряжаются федеральным имуществом, переданным указанным организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законом о науке и уставами. Реестры федерального имущества, переданного указанным организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение, утверждаются соответствующими академиями наук.
Доходы научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы от разрешенной их уставами деятельности и имущество, приобретенное указанными организациями за счет таких доходов, поступают в самостоятельное распоряжение указанных организаций и учитываются на отдельном балансе.
Научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы Российской академии наук и отраслевых академий наук имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое указанными организациями и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое, на основании решения соответствующей академии наук, которое должно быть согласовано с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на управление и распоряжение объектами федеральной собственности. Размер арендной платы определяется договором и не должен быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в местах расположения таких организаций.
Из системного толкования абзацев 1-3 пункта 5 статьи 6 Закона о науке следует, что приведенный в абзаце 3 данной нормы порядок распоряжения касается федерального имущества, в том числе недвижимого, переданного указанным организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение, и не подлежит применению в отношении земельных участков, закрепленных за указанными организациями Российской академии наук и отраслевых академий наук, в постоянное (бессрочное) пользование.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 20 Земельного кодекса лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что после введения в действие Земельного кодекса лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка.
Указанный вывод подтвержден также в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2011 N 1744/11, от 18.05.2010 N 448/10, от 18.05.2010 N 437/10.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что распоряжение спорными участками осуществляется на основании решения Россельхозакадемии при наличии согласия управления, является неправомерным.
Общество обоснованно обратилось в управление, поскольку на него возложены полномочия Российской Федерации по распоряжению спорными земельными участками, относящимися к федеральной собственности, в силу статей 9, 29 Земельного кодекса, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63.
Также в оспариваемом отказе управление рекомендовало обществу обратиться в Россельхозакадемию в связи с необходимостью прекращения права постоянного (бессрочного) пользования института.
Суды согласились с данным основанием отказа и пришли к выводу, что для предоставления земельных участков в аренду заявителю право постоянного (бессрочного) пользования института на испрашиваемые земельные участки подлежит прекращению, а общество, заинтересованное в получении земли в аренду, должно обратиться с просьбой к институту и Россельхозакадемии с тем, чтобы институт отказался от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в добровольном порядке по правилам пункта 1 статьи 45, пунктов 3-6 статьи 53 Земельного кодекса.
Между тем, из пункта 1 статьи 45 и статьи 53 Земельного кодекса следует, что при прекращении права постоянного (бессрочного) пользования путем отказа землепользователя от права, соответствующее заявление правообладатель подает в орган, уполномоченный распоряжаться земельным участком от имени собственника, который принимает решение о прекращении права и обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права.
Земельный кодекс не содержит норм, обязывающих заинтересованное лицо обратиться к правообладателю за истребованием у него отказа от права.
Таким образом, управление необоснованно указало заявителю на необходимость обращения в Россельхозакадемию за истребованием отказа от права постоянного (бессрочного) пользования.
Кроме того, заявитель является собственником строений, расположенных на земельном участке федеральной собственности и закрепленном на праве постоянного (бессрочного) пользования за лицом, не являвшимся продавцом этих объектов.
В силу статьи 552 Гражданского кодекса и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса у собственника здания, строения, сооружения возникло право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.
Из пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса следует, что собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение их в аренду у публичного собственника, а не у обладателя права постоянного (бессрочного) пользования.
Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением либо на приобретение этого участка в аренду.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 1489/11, N 3771/11 и N 4275/11.
При наличии у собственника объекта недвижимости исключительного права на приобретение соответствующего земельного участка в собственность или в аренду, прекращение права постоянного (бессрочного) пользования не требуется, а управление необоснованно отказало заявителю в реализации исключительного права на приобретение земельных участков в аренду.
Рассмотрев заявление общества "Промтранс", изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А74-2987/2010 Арбитражного суда Республики Хакасия для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 08.11.2010, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.06.2011.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к ним документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора в срок до 12 марта 2012 года.
Председательствующий судья |
Г.Г. Попова |
Судьи |
А.А. Маковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 февраля 2012 г. N ВАС-12955/11
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А74-2987/2010
Истец: ЗАО "Промышленный транспорт"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РХ
Третье лицо: ГНУ НИИ аграрных проблем Хакасии СО Россельхозакадемии, Государственное научное учреждение Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакасии Сибирского отделения Россельхозакадемии, Российская академия сельскохозяйственных наук, ФА по УГИ по РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2012 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-2987/10
03.04.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 12955/11
02.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12955/11
22.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12955/11
20.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2167/11
21.02.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5472/2010