Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Поповченко А.А., судей Бациева В.В. и Завьяловой Т.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОАО "Кузбассэнерго") о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кемеровской области от 21.02.2011 по делу N А27-16582/2010, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.09.2011 по тому же делу
по заявлению Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОАО "Кузбассэнерго") (650000, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 30) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (650000, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 30) о признании недействительным решения.
Суд установил:
Кузбасское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (ОАО "Кузбассэнерго") (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - инспекция) от 23.09.2010 N 28199 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам проверки представленного обществом расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2010 года, которым обществу доначислено 13 355 571 рубль земельного налога и начислено 504 157 рублей 91 копейка пени.
Основанием для доначисления указанной выше суммы налога и начисления пени послужил вывод инспекции о занижении обществом при расчете земельного налога кадастровой стоимости ряда земельных участков.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 08.11.2010, вынесенным по результатам апелляционного обжалования, решение инспекции оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.02.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.09.2011 указанные судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, обществом ставится вопрос о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов в части доначисления земельного налога и начисления соответствующих пени в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101026:119, 42:24:0101026:120, 42:24:0101026:125, 42:24:0101026:126, 42:24:0101026:131, 42:24:0501006:454, как принятых с нарушением норм материального права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и изучив материалы дела, коллегия судей полагает, что имеются основания, установленные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в силу следующего.
Как установлено судами, общество обратилось в Управление Росреестра по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра) (на момент обращения общества - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области) с заявлением о государственном кадастровом учете изменений ряда земельных участков в связи с изменением вида их разрешенного использования.
По результатам рассмотрения указанных заявлений и приложенных к ним документов были приняты решения об учете изменений объекта недвижимости, в соответствии с которыми был изменен вид разрешенного использования, в том числе в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101026:119, 42:24:0101026:120, 42:24:0101026:125, 42:24:0101026:126 (решения от 30.12.2009), земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:131 (решение от 15.12.2009), земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501006:454 (решение от 22.12.2009).
Управление Росреестра в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222), была определена новая кадастровая стоимость спорных участков путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка.
Результаты определения новой кадастровой стоимости отражены в соответствующих актах определения кадастровой стоимости земельных участков от 15.02.2010, 16.02.2010, 23.04.2010 и внесены в государственный кадастр недвижимости.
Общество при исчислении авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2010 года в отношении указанных участков применило вновь определенную кадастровую стоимость.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды указали, что в силу статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Поскольку на 01.01.2010 кадастровая стоимость спорных земельных участков с измененным видом разрешенного использования не была определена Управлением Росреестра и эти сведения не внесены в кадастр, суды посчитали правомерным определение инспекцией кадастровой стоимости земельных участков на основании сведений государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2010.
Вместе с тем, при принятии судебных актов суды не учли следующего.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель) государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
С учетом названных норм, принимая во внимание, что в отношении спорных земельных участков Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 утвержден средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков соответствующей категории и вида разрешенного использования по состоянию на 01.01.2010, у инспекции отсутствовали основания для того, чтобы не определять новую кадастровую стоимость спорного земельного участка исходя из утвержденных показателей.
С учетом изложенного коллегия судей усматривает основания, установленные пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для пересмотра принятых по делу судебных актов в порядке надзора.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
определил:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А27-16582/2010 Арбитражного суда Кемеровской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 21.02.2011, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.09.2011 по тому же делу
См. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 16485/11
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора в срок до 30 марта 2012 года.
Председательствующий судья |
А.А. Поповченко |
Судьи |
В.В. Бациев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 марта 2012 г. N ВАС-16485/11
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А27-16582/2010
Истец: Кузбасское ОАО энергетики и электрификации ОАО "Кузбассэнерго"
Ответчик: ИФНС России по г. Кемерово
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 16485/11
29.05.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-16485/11
06.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16485/11
16.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4150/11
31.05.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3073/2011