Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Автоколонна 1118" о пересмотре в порядке надзора постановления от 05.08.2010, определений от 31.05.2011, от 05.08.2011 Девятого арбитражного апелляционного суда и постановлений Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.11.2010, от 28.09.2011, от 02.11.2011 по делу N А40-140177/09-61-988 Арбитражного суда города Москвы.
Суд установил: открытое акционерное общество "Автоколонна 1118" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 10 711 893 рублей 72 копеек расходов, возникших в связи с перевозками льготных категорий граждан федерального регистра на основании единых социальных проездных билетов в 2008 году (с учетом увеличения размера иска).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мурманская область в лице Министерства финансов Мурманской области.
Решением суда первой инстанции от 19.03.2010 исковое требование удовлетворено частично: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 10 016 032 рубля 92 копейки расходов. В остальной части иска отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2010 решение суда первой инстанции отменено, в иске отказано.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 30.11.2010 постановление суда апелляционной инстанции от 05.08.2010 оставил без изменения.
Общество не согласилось с постановлениями апелляционной и кассационной инстанций и обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре их в порядке надзора.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 21.03.2011 отказал в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указав на возможность пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам, поскольку согласно установленным для общества тарифам на перевозку компенсация расходов исходя из цены указанных льготных проездных билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов. При этом суд сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 N 9621/10.
Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам постановления суда апелляционной инстанции от 05.08.2010.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 в удовлетворении заявления о пересмотре постановления суда апелляционной инстанции от 05.08.2010 по новым обстоятельствам отказано. При этом суд указал, что доказательств, подтверждающих несение расходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан в объеме большем, нежели размер компенсации в соответствии с постановлением администрации г.Мурманска от 12.02.2007 N 1246, истцом не представлено. Суд пришел к выводу о том, что представленный истцом расчет является необоснованным, поскольку расчет расходов документально истцом не подтвержден и не доказаны фактически расходы, понесенные истцом при перевозке отдельных категорий граждан. Проверив расчет расходов, суд пришел к выводу о том, что истцу в полном объеме возмещены расходы по предоставлению льгот при перевозке граждан. Суд указал, что обстоятельства представления доказательств размера возмещения реальных расходов в соответствии пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть отнесены к числу обстоятельств, которые являются вновь открывшимися, поскольку вновь открывшимися обстоятельствами может быть признано существенное для дела обстоятельство, которое не было и не могло быть известно заявителю.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 28.09.2011 определение суда апелляционной инстанции от 31.05.2011 оставил без изменения.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2011 в удовлетворении заявления общества о пересмотре по новым обстоятельствам постановления суда апелляционной инстанции от 05.08.2010 отказано.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 02.11.2011 определение суда апелляционной инстанции от 05.08.2011 оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре постановления от 05.08.2010, определений от 31.05.2011, от 05.08.2011 Девятого арбитражного апелляционного суда и постановлений Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.11.2010, от 28.09.2011, от 02.11.2011 в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Рассмотрев заявление и изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При рассмотрении дела по новым обстоятельствам суды не учли правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 23.06.2009 N 2992/09, от 25.01.2011 N 9621/10, от 26.04.2011 N 17828/10, от 25.07.2011 N 5481/11, от 06.12.2011 N 12757/10, от 06.12.2011 N 6497/10, от 06.12.2011 N 7116/10, от 15.12.2011 N 8576/10, о порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой льготной категории граждан, относящихся к федеральному и региональному регистрам льготников.
Общество является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на платной основе. В 2008 году оно осуществляло перевозку граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, на основании единых социальных проездных билетов.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 3, 44 и 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ) и приложения N 37 к нему, Российская Федерация выделила бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Мурманской области выделено 16 858 300 рублей субвенций.
Однако переданных из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации денежных средств в на реализацию льгот по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, включенных в федеральный регистр, оказалось недостаточно.
Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", законодатель не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена обществом в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.20007 N 198-ФЗ.
Предъявленные предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.
Учитывая изложенное, настоящее дело выносится на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А40-140177/09-61-988 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора постановления от 05.08.2010, определений от 31.05.2011, от 05.08.2011 Девятого арбитражного апелляционного суда и постановлений Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.11.2010, от 28.09.2011, от 02.11.2011 по тому же делу.
Направить копии определения, заявления и прилагаемых документов лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 18 апреля 2012 года.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 марта 2012 г. N ВАС-2696/11
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-140177/2009
Истец: МУП Пассжирские перевозки, ОАО "Автоколонна 1118", ОАО "Автоколонна 118"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов РФ, РФ в лице Минфина России, РФ В ЛИЦЕ МФ РФ
Третье лицо: Министерства финансов мурманской области, Министерство финансов Мурманской области, Мурманская область в лице Министерства Финансов РФ, Мурманская область в лице Минфина Мурманской области, Управление Федеральной Налоговой Службы России по городу Москве
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-38132/12
22.05.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 2696/11
22.05.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-2696/11
11.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2696/11
02.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-13007/10