Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрел в судебном заседании заявление Министерства управления финансами Самарской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011 по делу N А55-26431/2010, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.11.2011 по тому же делу по иску муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" (далее - предприятие, истец) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации о взыскании 13 897 789 рублей 85 копеек, к Самарской области в лице Министерства управления финансов Самарской области о взыскании за счет казны Самарской области 47 987 035 рублей 40 копеек расходов, возникших в результате предоставления в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области,мэрия городского округа Тольятти, федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице УФПС Самарской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011 исковое требование удовлетворено частично: С Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 6 208 071 рубль 38 копеек. С Самарской области за счет казны Самарской области в пользу предприятия взыскано 25 520 995 рублей 18 копеек расходов. В остальной части иска отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 решение отменено. Принят новый судебный акт о взыскании с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия 13 897 789 рублей 85 копеек, с Самарской области за счет казны Самарской области в пользу предприятия - 47 987 035 рублей расходов.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 24.11.2011 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Министерство управления финансами Самарской области просит об их отмене, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, суд пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что истец осуществляет перевозку пассажиров в г. Тольятти транспортом общего пользования по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для транспортных предприятий г.Тольятти.
Разница между стоимостью ежемесячного проездного билета и ЕСПБ возмещалась истцу лишь частично в результате перечисления выручки от реализации ЕСПБ, дотаций из областного бюджета и субвенций из федерального бюджета.
Неполное возмещение истцу расходов от предоставления названных льгот явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Размер ущерба истец определил исходя из количества проданных ЕСПБ, полученных от реализации ЕСПБ средств, поступивших дотаций из федерального и регионального бюджетов, и полной стоимости проездного билета (не включая сумму вознаграждения Почтамту России в размере 3 процентов).
Расходы, возникшие у истца в связи с предоставлением названных льгот, подлежат возмещению как за счет казны субъекта Российской Федерации, так и за счет казны Российской Федерации. При этом законодательство не предусматривает возмещение расходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан на основании ЕСПБ, за счет доходов транспортной организации, полученных по договорам перевозок от своих контрагентов.
Предъявленные истцом расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготных категорий граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан.
Выводы судов соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 23.06.2009 N 2992/09, от 25.01.2011 N 9621/10, от 26.04.20011 N 17828/10, от 25.07.2011 N 5481/11, от 06.12.2011 N 12757/10, от 06.12.2011 N 6497/10, от 06.12.2011 N 7116/10, от 15.12.2011 N 8576/10, о порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан, относящихся к федеральному и региональному регистру льготников.
Ссылка заявителя на договор от 03.02.2009 N 121-дг/4-2, заключенный истцом с мэрией городского округа Тольятти, по которому в 2009 году оплата составила 30 155 758 рублей 69 копеек, отклонена судами апелляционной и кассационной инстанций, поскольку названная сумма оплаты, полученная истцом по этому договору, не является компенсацией расходов истца, связанных с перевозкой льготных категорий граждан на основании ЕСПБ.
Довод заявителя о нарушении единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права подлежит отклонению. По настоящему делу вопрос о возмещении расходов общества, связанных с оказанием льготных услуг гражданам по проезду транспортом общего пользования по городским маршрутам, касается не норм материального права, а предоставления доказательств в обоснование наличия и размера понесенных расходов, в связи с чем оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А55-26431/2010 Арбитражного суда Самарской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 19.05.2011, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.11.2011 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 апреля 2012 г. N ВАС-3757/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А55-26431/2010
Истец: Муниципальное предприятие "ТПАТП-3"
Ответчик: в лице Министерства финансов РФ, в лице Министерства Финансов РФ в лице представителя - Управление Федерального казначейства по Самарской области, Самарская область в лице Министерства управления финансами Самарской области
Третье лицо: Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, Мэрия городского округа Тольятти, Тольяттинский Почтамт УФПС Самарской области