Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирюшиной В.Г., судей Гвоздилиной О.Ю., Юхнея М.Ф., рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ивановской области от 24.06.2011, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.12.2011 по делу N А17-1162/2011,
УСТАНОВИЛА:
Правительство Ивановской области (далее - правительство) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее - антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 03.02.2011 о нарушении статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и предписания от 03.02.2011 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства по делу N 02-30/057.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальные предприниматели Шавитова Л.В., Пашунин А.О., Маклаков М.В.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 24.06.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 29.12.2011 решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций антимонопольный орган просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучение принятых по делу судебных актов показало, что суды исходили из конкретных обстоятельств дела и доводов лиц, участвующих в деле, которым дана соответствующая правовая оценка. При рассмотрении заявления правительства суды руководствовались действующим законодательством, в том числе нормами Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Судами установлено, что правительством принято постановление от 01.07.2010 N 233-п, которым утверждено Положение о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области (далее - Положение о порядке проведения открытого конкурса).
Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области с 23.07.2010 по 28.12.2010 объявлялись открытые конкурсы на право заключения договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области в соответствии с Положением о порядке проведения открытого конкурса.
По результатам проведенной проверки антимонопольный орган принял решение от 03.02.2011 о признании действий правительства, выразившихся в принятии Положения о порядке проведения открытого конкурса, в котором пункт 1.8, подпункт "д" пункта 3.2, подпункт "у" пункта 3.2, пункт 2 раздела 6 не соответствуют антимонопольному законодательству, нарушающими статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и выдал предписание от 03.02.2011 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства по делу N 02-30/057.
Удовлетворяя заявленные требования, суды сделали вывод о недоказанности наличия в действиях правительства нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно пункту 1.8 Положения о порядке проведения открытого конкурса организатор перевозок при формировании конкурсных лотов учитывает необходимость обслуживания перевозчиками всей существующей сети Ивановской области и вправе выставить на конкурс в рамках одного конкурсного лота несколько маршрутов.
Согласно подпункту "д" пункта 3.2 Положения о порядке проведения открытого конкурса претендент в составе заявки на участие в конкурсе должен представить документ о наличии резерва транспортных средств для обеспечения бесперебойной работы на маршруте (маршрутах) (копии свидетельств о регистрации транспортных средств).
Суды указали, что пункт 1.8, подпункт "д" пункта 3.2 Положения о порядке проведения открытого конкурса не устанавливают какого-либо ограничения на участие в конкурсе для отдельной категории перевозчиков либо на использование конкурсантом транспортных средств. Требования указанных пунктов обусловлены необходимостью оказания гражданам-потребителям услуг по перевозке надлежащего качества и в требуемом объеме.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о порядке проведения открытого конкурса для участия в конкурсе претенденту необходимо в сроки, указанные в информационном сообщении о проведении конкурса, подать организатору заявку на участие в конкурсе, в состав которой в силу подпункта "у" пункта 3.2 входят, в том числе документы, подтверждающие оборудование транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте, техническими средствами для совершения процедур оплаты проезда с помощью социальной карты жителя Ивановской области.
Суды исходили из того, что подпункт "у" пункта 3.2 Положения о порядке проведения открытого конкурса направлен на обеспечение участия в конкурсе лиц, отвечающих требованиям Закона Ивановской области от 29.12.2000 N 93-ОЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области", и не противоречит антимонопольному законодательству.
Признавая пункт 2 раздела 6 Положения о порядке проведения открытого конкурса не противоречащим антимонопольному законодательству, суды исходили из того, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены в разделе 6 Положения о порядке проведения открытого конкурса, подпунктом 2 которого предусмотрено, что наличие у участника конкурса добровольной сертификации соответствия услуги по перевозке пассажиров и багажа транспортными средствами в пригородном и межмуниципальном сообщении влечет присвоение 7 баллов. Кроме того, суды сослались на подпункт "у.1" пункта 3.2 названного Положения, согласно которому документы о добровольной сертификации представляются в составе заявки на участие в конкурсе только при их наличии, в связи с чем, по мнению судов, установление данного критерия имеет целью привлечение к участию в конкурсе наиболее конкурентоспособных перевозчиков и не свидетельствует об установлении ограничений или преимуществ для участвующих в конкурсе перевозчиков.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, не усматривается.
Рассмотрев заявление антимонопольного органа, коллегия судей полагает, что содержащиеся в нем доводы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, частью 8 статьи 299, статьей 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
в передаче дела N А17-1162/2011 Арбитражного суда Ивановской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Ивановской области от 24.06.2011, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.12.2011 отказать.
Председательствующий судья |
В.Г. Кирюшина |
Судьи |
О.Ю. Гвоздилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 апреля 2012 г. N ВАС-4628/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А17-1162/2011
Истец: Правительство Ивановской области
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФАС ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: предприниматель Маклаков М. В., предприниматель Пашунин А. О., предприниматель Шавитова Л. В.