Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей Г.Д. Пауля, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Иркутской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 25.07.2011 по делу N А19-4133/2011, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.02.2012 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюссо" к Иркутской области в лице Министерства лесного комплекса Иркутской области о взыскании 6 081 303 руб. 88 коп.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству, Агентство лесного хозяйства Иркутской области, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области, Областное государственное автономное учреждение "Чунский лесхоз", Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюссо" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области о взыскании 5 134 330 рублей неосновательного обогащения, 718 217 рублей 45 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23.03.2008 по 01.01.2011.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25.07.2011 исковые требования удовлетворены. С Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу общества взысканы 5 134 330 рублей неосновательного обогащения, 946 973 рубля 88 копеек процентов.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011 года решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.02.2012 вышеназванные судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора, Министерство финансов Иркутской области просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель ссылается на то, что размер арендной платы согласован сторонами, поэтому исполнение истцом договорного обязательства по внесению арендной платы в размере, установленном этим договором, не может являться неосновательным обогащением.
В соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что по результатам проведенного лесного конкурса между федеральным государственным учреждением "Чунский лесхоз" и обществом заключен договор аренды участка лесного фонда N 23 от 30.12.2005, по условиям которого арендодатель обязался предоставить в возмездное долгосрочное пользование сроком на 25 лет с 30.12.2005 по 30.12.2030 участок лесного фонда, расположенный на территории Чунского лесхоза Чунского района Иркутской области в лесах третьей группы Червянского лесничества в установленных договором границах.
В порядке приведения данного договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации на основании приказа Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 19.11.2008 N 1033-апр "О приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды участка лесного фонда с обществом территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству и общество заключили договор аренды лесного участка N 15/08 от 01.12.2008.
Согласно пунктам 5 и 7 договора N 15/08 от 01.12.2008 арендная плата определена сторонами в размере 3 812 208 рублей в год и подлежит изменению пропорционально изменению ставок за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Дополнительным соглашением от 22.10.2010 к указанному договору аренды стороны определили, что с 01.07.2010 размер арендной платы составляет 2 152 227 рублей в год.
Во исполнение обязанности по внесению арендных платежей в части, превышающей минимальный размер арендной платы, подлежащей уплате в федеральный бюджет, и конкурсной надбавки в размере 11%, подлежащей уплате в областной бюджет, за период с 1 квартала 2008 года по 4 квартал 2010 года истцом в бюджет Иркутской области перечислено 5 134 330 рублей.
Полагая, что расчет арендной платы произведен с применением повышающего коэффициента 2,0, установленного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню", не подлежащим применению к настоящим правоотношениям с момента вступления в законную силу Лесного кодекса Российской Федерации, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3, 4 настоящей статьи.
Согласно частям 2, 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Полномочия Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации по утверждению ставок арендной платы прекращены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 314 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений". Ставки арендной платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
С учетом изложенного суды пришли к выводу, что при расчете арендной платы был неправомерно учтен повышающий коэффициент, не подлежащий применению после введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о наличии у Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области неосновательного в виде излишне перечисленной обществом суммы арендных платежей.
Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Совокупность фактов, необходимых для удовлетворения иска о взыскании заявленной суммы неосновательного обогащения, установлена и доказана.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А19-4133/2011 Арбитражного суда Иркутской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 25.07.2011, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.02.2012 отказать.
Председательствующий судья |
О.М. Козырь |
Судьи |
Г.Д. Пауль |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 апреля 2012 г. N ВАС-5113/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А19-4133/2011
Истец: Министерство лесного комплекса Иркутской области, ООО "Тюссо"
Ответчик: Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области
Третье лицо: Агентство лесного хозяйства Иркутской области, Министерство финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области, Областное государственное автономное учреждение "Чунский лесхоз", Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству, Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству, Министерство лесного комплекса Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5113/12
11.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5113/12
11.11.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3788/11
26.09.2011 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3788/11