Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи В.В. Попова, судей Е.Е. Борисовой и И.И. Полубениной рассмотрела в судебном заседании заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - Управление Росимущества, г. Оренбург) от 26.03.2012 N ЛК-56/14-2320 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Оренбургской области от 15.07.2011 по делу N А47-4260/2010, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10.01.2012 по тому же делу по иску Управления Росимущества к открытому акционерному обществу "Ростелеком" (далее - общество "Ростелеком") в лице территориального управления N 4 Приволжского филиала
о признании недействительными изменений, внесенных в техническое описание от 02.06.2007 объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Оренбургская область, г. Соль-Илецк, ул. Телевизионная, 1, касающихся наименований и годов постройки объектов недвижимого имущества: одноэтажного здания операторской АЗС, литера Е2, общей площадью 6,3 кв. м, 1991 года постройки, одноэтажного здания мастерских в ЛТЦ-12, литера В, общей площадью 105,7 кв. м, 1965 года постройки, одноэтажного здания дизельной с помещением на отметке 19,9 м, литера В3, общей площадью 100,6 кв. м, 1976 года постройки, одноэтажного здания гаража N 1, литера ГБВ7, общей площадью 299,5 кв. м, 1965 года постройки;
о признании недействительными кадастровых паспортов от 20.10.2009, подготовленных государственным унитарным предприятием Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости", следующих объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Соль-Илецк, ул. Телевизионная, 1: установки автозаправочной станции, литера Е2, общей площадью 6,3 кв. м, 1990 года постройки, хлоратора закрытого типа, литера В, общей площадью 105,7 кв. м, 1983 года постройки, подземной насосной канализационная станция, литера В3, общей площадью 100,6 кв. м, 1983 года постройки, реконструкции котельной, литера ГБВ7, общей площадью 299,5 кв. м, 1985 года постройки;
о признании недействительным зарегистрированного права собственности общества "Ростелеком" на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Соль-Илецк, ул. Телевизионная, 1: установку автозаправочной станции, литера Е2, общей площадью 6,3 кв. м, 1990 года постройки, хлоратор закрытого типа, литера В, общей площадью 105,7 кв. м, 1983 года постройки, подземную насосную канализационную станцию, литера В3, общей площадью 100,6 кв. м, 1983 года постройки; реконструкцию котельной, литера ГБВ7, общей площадью 299,5 кв. м, 1985 года постройки;
о признании права федеральной собственности на названные объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Соль-Илецк, ул. Телевизионная, 1 (с учетом уточнения заявленных требований по правилам, предусмотренным ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Другие лица, участвующие в деле: государственное унитарное предприятие Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - предприятие "Облтехинвентаризация", г. Оренбург), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра, г Оренбург) и администрация муниципального образования городское поселение город Соль-Илецк Соль-Илецкого района Оренбургской области (далее - администрация, г. Соль-Илецк).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением суда первой инстанции от 15.07.2011 (с учетом определения об исправлении опечатки от 04.08.2011) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2011 и постановлением суда кассационной инстанции от 10.01.2012 решение от 15.07.2011 оставлено без изменения.
Обращаясь в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с настоящим заявлением, Управление Росимущества считает обжалуемые судебные акты незаконными, подлежащими отмене в связи с несоответствием выводов судов трёх инстанций, установленным по делу обстоятельствам.
Кроме того заявитель ссылается на неправильное применение норм материального права судебными инстанциями при принятии обжалуемых судебных актов.
Согласно части 4 статьи 299 АПК РФ дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 АПК РФ.
Как установлено судами, общество "Ростелеком" создано путем преобразования одноименного государственного предприятия связи на основании распоряжений Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 30.12.1992 N 1302-р и от 27.08.1993 N 1507-р. Имущество данного общества было сформировано в порядке приватизации закрепленного за его правопредшественником ранее федерального имущества согласно утвержденному распоряжением от 27.08.1993 N 1507-р плану приватизации, которым, в числе прочего, были утверждены перечень и стоимость объектов, не подлежащих приватизации и остающихся в государственной и муниципальной собственности на общую сумму 101 235 тыс. руб.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 24.12.2003 N 7218-р утвержден пообъектный перечень зданий и сооружений государственного предприятия связи "Ростелеком", включенных в уставный капитал данного общества.
В 2008 году общество "Ростелеком" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к управлению Росимущества о признании права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Оренбургская область, г. Соль-Илецк, ул. Телевизионная, д. 1:
- одноэтажное здание операторской АЗС, литера Е2, общей площадью 6,3 кв. м, 1991 года постройки;
- одноэтажное здание мастерских в ЛТЦ-12, литера В, общей площадью 105,7 кв. м, 1965 года постройки;
- одноэтажное здание дизельной с помещением на отметке 1,9 м, литера В3, общей площадью 100,6 кв. м, 1976 года постройки;
- одноэтажную трансформаторную подстанцию, литера В8, общей площадью 34,6 кв. м, 1965 года постройки;
- одноэтажный гараж N 1, литера ГБВ7, общей площадью 299,5 кв. м, 1965 года постройки;
- одноэтажный гараж N 2, навес для хранения кабеля с эстакадой, литера Г3Б1, общей площадью 194,8 кв. м, 1972, 1983 годов постройки;
- одноэтажный гараж N 3;
- стоянку для тракторов, литера Г4Б5, общей площадью 272,1 кв. м, 1975, 1984 годов постройки.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 11.07.2008 по делу N А47-1903/2008 в удовлетворении названных требований общества "Ростелеком" отказано.
В 2009 году предприятием "Облтехинвентаризация" по заявкам общества "Ростелеком" внесены корректировки (изменения) в материалы технической инвентаризации в отношении спорных объектов недвижимости в части указания их наименований и годов постройки. В результате в техническое описание объектов были внесены следующие изменения: одноэтажное здание операторской АЗС (литера Е2), общей площадью 6,3 кв. м, 1991 года постройки учтено как установка автозаправочной станции (литера Е2) 1990 года постройки; одноэтажное здание мастерской в ЛТЦ-12 (литера В), общей площадью 105,7 кв. м, 1965 года постройки учтено в качестве хлоратора закрытого типа (литера В) той же площадью 1983 года постройки, одноэтажный гараж (литера ГБВ7), общей площадью 299,5 кв. м, 1965 года постройки учтен как реконструкция здания котельной (литера ГБВ7) 1985 года постройки, одноэтажное здание дизельной (литера В3) с помещением на отметке 1,9 м, общей площадью 100,6 кв. м, 1976 года постройки учтено как подземная насосная канализационная станция (литера В3), 1983 года постройки.
Уточнения по наименованию объектов внесены 08.04.2009 на основании соответствующих писем общества "Ростелеком" от 06.03.2009 N ТУ-4/1/520 "Об уточнении наименований объектов" и от 27.04.2009 "Об уточнении годов постройки".
Общество "Ростелеком" получило кадастровые паспорта от 20.10.2009 на расположенные по ул. Телевизионная 1 в г. Соль-Илецке объекты недвижимости, а именно на: установку автозаправочной станции, литера Е2, общей площадью 6,3 кв. м, 1990 года постройки; хлоратор закрытого типа, литера В, общей площадью 105,7 кв. м, 1983 года постройки; подземную насосную канализационную станцию, литера В3, общей площадью 100,6 кв. м, 1983 года постройки; реконструкцию котельной, литера ГБВ7, общей площадью 299,5 кв. м, 1985 года постройки.
На основании плана приватизации, пообъектного перечня зданий и сооружений, включенных в уставный капитал общества "Ростелеком", по заявлению названного общества Управлением Росреестра 27.05.2009 зарегистрировано право собственности общества "Ростелеком" на перечисленные выше объекты недвижимого имущества с уточненными техническими характеристиками, а именно: установку автозаправочной станции (литера Е2), подземную насосную канализационную станцию (литера В3), реконструкцию котельной (литера ГБВ7) и хлоратор закрытого типа (литера В), расположенные по адресу: Оренбургская область, г. Соль-Илецк, ул. Телевизионная, 1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 27.05.2009 N 56 АА 823724, 56 АА 823725, 56 АА 823726, 56 АА 823727.
Согласно выпискам из реестра федерального имущества от 25.01.2010 N 1367/2, 1367/3, 1367/5, 1367/7 названные объекты недвижимости включены в состав федерального имущества. Основанием для включения спорных объектов в реестр федерального имущества указано Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Управление Росимущества обратилось к предприятию "Облтехинвентаризация" с целью постановки на технический учет строений по указанному адресу под литерами Е2, В, В3, ГБВ7, после чего подало заявление в Управление Росреестра о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на установку автозаправочной станции, хлоратор закрытого типа, подземную насосную канализационную станцию и реконструкцию котельной.
В государственной регистрации права федеральной собственности на данные объекты недвижимости отказано применительно к абзацу 11 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по основаниям выявления противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Управление Росимущества, полагая, что общество "Ростелеком" незаконно внесло изменения в техническое описание спорных строений, неправомерно зарегистрировало право собственности на данное недвижимое имущество, ссылаясь на наличие правовых оснований для признания права собственности Российской Федерации на указанные объекты, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
При этом суды разъяснили, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, может обратиться в суд с иском о признании права, поскольку такое требование направлено на восстановление его титула. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае предоставления истцом доказательств возникновения на него соответствующего права (п. 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Между тем, судами установлено, что с момента приватизации государственного предприятия связи "Ростелеком", его преобразования в общество "Ростелеком" и передачи имущества госпредприятия в собственность акционерного общества, спорные объекты недвижимого имущества под литерами Е2, В, В3, ГБВ7, расположенные по адресу: г. Соль-Илецк, ул. Телевизионная, 1, находились во владении и пользовании названного общества и его правопредшественников и во владение Российской Федерации не поступали.
Как следует из обжалуемых судебных актов, на балансе госпредприятия "Ростелеком" до его преобразования находились следующие строения: установка автозаправочной станции, хлоратор закрытого типа, подземная насосная канализационная станция, реконструкция котельной, которым в порядке технического учета присвоены литеры Е2, В, В3 и ГБВ7 соответственно. Данное имущество на основании плана приватизации указанного госпредприятия и утвержденного в установленном законом порядке (распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 24.12.2003 N 7218-р) пообъектного перечня зданий и сооружений, подлежащих включению в уставный капитал вновь созданного акционерного общества, передано обществу "Ростелеком".
С учетом, установленных по делу обстоятельств, а также того, что доказательств включения спорного имущества в перечень объектов, оставленных в государственной собственности не представлено, суды отказали в удовлетворении требований Управления Росимущества в части оспаривания зарегистрированного права общества "Ростелеком" и признания права федеральной собственности на спорное имущество.
При рассмотрении требований Управления Росимущества о признании недействительными изменений, внесенных в техническое описание от 02.06.2007 спорных объектов, а также кадастровых паспортов от 20.10.2009, суды пришли к выводу о том, что данные требования, по сути, связаны с основными требованиями о признании права, поскольку направлены на оспаривание права путем установления незаконности изменения наименования спорных объектов недвижимости.
Учитывая, что результаты технического учета не являются нормативными либо ненормативными актами, оспаривание которых при установленных судами обстоятельствах дела может повлечь восстановление прав истца, судами в удовлетворении указанных требований отказано.
При этом доводы заявителя о преюдициальности обстоятельств, установленных по делу N А47-1903/2008, рассмотрены судом кассационной инстанции и им была дана соответствующая оценка.
Таким образом, коллегией судей установлено, что доводы, приведенные в заявлении о пересмотре дела в порядке надзора, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, и в силу статьи 304 АПК РФ не являются основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 АПК РФ, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А47-4260/2010 Арбитражного суда Оренбургской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 15.07.2011, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10.01.2012 отказать.
Председательствующий судья |
В.В. Попов |
Судьи |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 мая 2012 г. N ВАС-5358/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А47-4260/2010
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Оренбургской области
Ответчик: ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", Оренбургский филиал открытого акционерного общества "Ростелеком", Территориальное управление N 4 Приволжского филиала Открытого акционерного общества "Ростелеком", Управление Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области Соль-Илецкий отдел
Третье лицо: Администрация МО городское поселение город Соль-Илецк Соль-Илецкого района, Администрация МО городское поселение город Соль-Илецк Соль-Илецкого района Оренбургской области, ГУП Оренбургской области "Оренбургский областной центр инвентаризации и оценки недвижимости", Управление Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5358/12
10.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8295/11
05.10.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9034/11