Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А., судей Балахничевой Р.Г. и Воронцовой Л.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Гафурийская сельхозхимия" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.07.2011 по делу N А07-5983/2011, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.02.2012 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества "Гафурийская сельхозхимия" (далее - общество) о признании незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Минсельхоз РБ), выразившегося в невыполнении требований, предусмотренных пунктом 6 Порядка предоставления в 2008 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан на повышение плодородия почв (на химическую обработку кормовых угодий для дальнейшего использования под посевы сельскохозяйственных культур), агрохимическую мелиорацию почв, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.04.2008 N 99, по составлению и направлению в Министерство финансов Республики Башкортостан сводной справки на получение субсидий, заявки на финансирование, справки-расчета в разрезе получателей субсидий, а также сводного реестра поручений на оплату расходов в части актов выполненных работ NN 44, 45, 46, 47, повлекшем невыплату субсидии на возмещение части затрат по известкованию кислых почв и взыскании вследствие этого 1 666 493 рублей 60 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Башкортостан.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.07.2011, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2011, в удовлетворении требований отказано.
Принимая решение об отказе в требовании о признании незаконным бездействия Минсельхоза РБ, суды исходили из отсутствия у него основания для включения стоимости выполненных обществом работ в сводную справку на получение субсидии и заявку на финансирование вследствие ненадлежащего оформления и несоблюдения сроков предоставления документов обществом.
Установив недоказанность обществом причинения Минсельхозом РБ вреда, отсутствие у последнего обязательств перед обществом, суды пришли к выводу об отказе в иске в части взыскания убытков.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.02.2012 решение и постановление апелляционной инстанции оставлены без изменения.
Заявитель (общество) просит о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм бюджетного законодательства и необоснованность вывода судов о том, что общество не является получателем субсидии.
Ознакомившись с доводами заявителя и имеющимися материалами, суд не усматривает оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Суды установили, что общество выполняло агрохимические работы в рамках договора, заключенного с СПК "Урожай".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 99 утверждена Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года".
Финансирование мероприятий названной Программы предусмотрено за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников. При этом финансирование мероприятий за счет средств федерального бюджета осуществляется только при условии выделения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников для финансирования строительства и реконструкции объектов соответствующей формы собственности. При уменьшении согласованных объемов финансирования субъектами Российской Федерации пропорционально сокращаются средства федерального бюджета.
В субъектах Российской Федерации реализация Федеральной целевой программы по повышению плодородия почв обеспечивается на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых федеральными государственными учреждениями по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению (заказчиками-застройщиками) с исполнителями работ в рамках отдельных мероприятий указанной Программы. Исполнители указанных работ определяются заказчиками на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В заключаемых государственных контрактах (договорах) определяются объемы соответствующих мероприятий и источники их финансирования, перечни хозяйств и объектов, где намечается выполнение работ.
Работы по агрохимической мелиорации почв по договору общества с СПК "Урожай" не соответствуют указанному порядку.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что общество не относится к числу землепользователей или землевладельцев, обладающих правом на получение субсидии из бюджета Республики Башкортостан, является обоснованным.
Довод заявителя о нарушении норм бюджетного законодательства при принятии оспариваемых судебных актов неоснователен, поскольку к правоотношениям сторон применены регулирующие их специальные нормы.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А07-5983/2011 Арбитражного суда Республики Башкортостан для пересмотра в порядке надзора решения от 15.07.2011, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.02.2012 отказать.
Председательствующий судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Судьи |
Р.Г. Балахничева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 мая 2012 г. N ВАС-6186/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А07-5983/2011
Истец: ОАО "Гафурийская сельхозхимия"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства РБ
Третье лицо: Министерство финансов РБ, ОАО "Гафурийская сельхозхимия"