Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи В.М. Тумаркина, судей М.Г. Зориной, С.М. Петровой рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" (ул. Кукуевицкого, д. 1, корп. 1, г. Сургут, Тюменская обл., 628415) от 17.05.2012 о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 14.10.2011, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.03.2012 по делу Арбитражного суда Свердловской области N А60-26615/2011 по исковому заявлению открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" к Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу (ул. Коминтерна, д. 18А, г. Екатеринбург, 620078) о взыскании 64 634 рублей 04 копеек задолженности по налогу на добавленную стоимость.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное агентство по государственным резервам (Б. Черкасский пер., д. 6/7, Москва, 109012,), Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (просп. Мира, ВВЦ, стр. 194, Москва, 129223).
СУД УСТАНОВИЛ:
между открытым акционерным обществом "Сургутнефтегаз" (далее - общество) и Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу (далее - управление) заключен государственный контракт от 01.01.2011 N МР/81 на выполнение работ по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва в обеспечение мобилизационных заданий по поставкам продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу (далее - контракт N МР/81), обязывающий общество надлежащим образом размещать и хранить материальные ценности мобилизационного резерва.
Пунктом 4.3.5 контракта N МР/81 на общество возложена обязанность на основании пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Закон N 79-ФЗ) своими силами и средствами производить размещение, выпуск, замену и освежение материальных ценностей мобилизационного резерва в соответствии с установленными сроками хранения без разрыва во времени между выпуском и закладкой.
Контракт N МР/81 возлагает на управление обязанность возмещать произведенные обществом затраты в соответствии с калькуляцией затрат на выполнение работ по ответственному хранению материальных ценностей в объеме выделенных из федерального бюджета средств и на основании представляемых обществом актов о выполнении работ и счетов-фактур с учетом налога на добавленную стоимость (пункты 3.1 и 4.4.2).
В феврале 2011 года произошла поставка и закладка обществом материальных ценностей в государственный резерв.
Полагая, что упомянутая поставка влечет возникновение встречных обязательств по оплате управлением стоимости материальных ценностей, поступивших в государственный резерв, и относятся к операциям, подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость, обществом выставлена управлению счет-фактура от 28.02.2011 N 45000662 с указанием стоимости товаров в размере 359 078 рублей и 64 634 рублей 04 копейки налога на добавленную стоимость, исчисленного по налоговой ставке 18 процентов, направлен управлению акт о зачете взаимных требований от 28.02.2011 N 3 на сумму 359 078 рублей и претензии от 30.11.2011 и от 15.06.2011 о погашении 64 634 рублей 04 копеек задолженности по названному налогу.
Управление уклонилось от подписания названного акта и оплаты суммы налога на добавленную стоимость по мотиву отсутствия какой-либо задолженности, что послужило основанием для обращения общества в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с управления 64 634 рублей 04 копеек задолженности по налогу на добавленную стоимость.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.10.2011 в удовлетворении искового требования отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 13.03.2012 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В обоснование отказа в удовлетворении искового требования суды указали, что в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции с имуществом государственного резерва подпадают под объекты, не признаваемые облагаемыми налогом на добавленную стоимость, так как являются работами (услугами), выполняемыми органами, входящими в систему органов государственной власти, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации.
Управление относится к указанным органам на основании подпункта 9 пункта 3.1 Положения об Управлении Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17.12.2004 N 339.
Поскольку в отношении операций, осуществляемых управлением, главой 21 Кодекса установлены налоговые освобождения, требование общества о взыскании задолженности в виде налога на добавленную стоимость является неправомерным.
Поставка обществом товаров произведена в порядке освежения материальных ценностей государственного резерва - выпуска материальных ценностей из государственного резерва при одновременной поставке и закладке в него равного количества аналогичных материальных ценностей. По указанным операциям у Российской Федерации финансовые обязательства не возникают.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций общество просит названные судебные акты отменить как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и материалы дела, коллегия судей считает, что дело N А60-26615/2011 Арбитражного суда Свердловской области подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в целях решения вопросов, возникающих при расчетах между территориальными органами Росрезерва и организациями, осуществляющими поставку и ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, и связанных с обложением налогом на добавленную стоимость операций, поименованных в статье 2 Закона N 79-ФЗ.
Государственный резерв является федеральным запасом материальных ценностей и составляет имущество казны Российской Федерации (статья 1 Закона N 79-ФЗ).
Формирование запасов государственного резерва обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом и его территориальные органы (пункт 1 статьи 4 Закона N 79-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона N 79-ФЗ ответственные хранители (организации, осуществляющие ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва), которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва своими силами и средствами.
Для целей налогообложения передача товаров на возмездной основе (в том числе обмен товарами) права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары - на безвозмездной основе признается реализацией товаров (пункт 1 статьи 39 Кодекса).
В сделке по поставке товаров для федеральных государственных нужд участвуют соответствующий территориальный орган Росрезерва и поставщик названных товаров.
Предметом поставки в настоящем случае являются материальные ценности, передача которых в собственность Российской Федерации признается реализацией товаров, подлежащей обложению налогом на добавленную стоимость.
Квалификация судами отношений, возникших между обществом и управлением в качестве услуг, оказываемых территориальным органом Росрезерва является ошибочной в силу положений статьи 38 Кодекса, различающих понятия "товар", "работа", "услуга".
Основанием для отказа от оплаты послужило утверждение управления об отсутствии задолженности, поскольку поставка осуществлена в целях освежения запасов государственного резерва.
Согласно статье 2 и пункту 1 статьи 11.1 Закона N 79-ФЗ поставка материальных ценностей в государственный резерв - это закупка и (или) отгрузка (доставка) материальных ценностей в организации для хранения, является поставкой продукции для федеральных государственных нужд.
Статьей 2 Закона N 79-ФЗ определено, что освежение запасов государственного резерва - это выпуск материальных ценностей из государственного резерва при одновременной поставке и закладке в него равного количества аналогичных материальных ценностей
Глава 21 Кодекса признает возникновение обязанности по исчислению налога на добавленную стоимость как при поставке товаров, так и в случае изъятия из государственного резерва имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации.
При реализации товаров поставщик обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога на добавленную стоимость (пункт 1 статьи 168 Кодекса) и исчислить сумму названного налога исходя из стоимости реализованных товаров (статья 146 Кодекса).
Поставка товаров для государственных нужд влечет обязанность покупателей по их оплате (статьи 526, 532 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случае изъятия имущества из государственного резерва обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость по расчетной ставке, определенной в пункте 4 статьи 164 Кодекса, возникает у покупателей (получателей) указанного имущества, признаваемых налоговыми агентами (абзац второй пункта 3 статьи 161 Кодекса), которые также составляют счета-фактуры (абзац второй пункта 3 статьи 168 Кодекса).
Из содержания статьи 8 N 79-ФЗ следует, что расходы, связанные с поставками в государственный резерв, выпуском материальных ценностей из государственного резерва и перемещением материальных ценностей государственного резерва, являются расходными обязательствами Российской Федерации (за исключением поставок в целях освежения запасов государственного резерва и замены материальных ценностей государственного резерва, осуществляемых ответственными хранителями самостоятельно). Средства, уплачиваемые получателями (покупателями) материальных ценностей, выпускаемых из государственного резерва, зачисляются в доход федерального бюджета (за исключением средств, полученных ответственными хранителями при осуществлении освежения запасов государственного резерва и замены материальных ценностей государственного резерва самостоятельно).
Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 13 Закона N 79-ФЗ освежение запасов государственного резерва, находящегося у ответственного хранителя, и замена материальных ценностей государственного резерва осуществляются ответственными хранителями самостоятельно, без привлечения дополнительных бюджетных средств.
Из указанных положений судами сделан вывод о том, что расходы ответственного хранителя по освежению запасов государственного резерва и замены материальных ценностей государственного резерва не подлежат возмещению.
Однако по всем операциям с запасами материальных ценностей государственного резерва помимо обязательств, касающихся объемов и номенклатуры этих запасов в натуральных показателях, возникают финансовые обязательства как в части оплаты стоимости материальных ценностей, так и в части налога на добавленную стоимость.
В случае освежения запасов государственного резерва территориальный орган Росрезерва осуществляет передачу материальных ценностей ответственному хранителю, одновременно хранитель производит поставку в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей.
Поскольку между указанными лицами происходит взаимная передача равного количества товаров, у Российской Федерации не возникает финансовых обязательств перед поставщиком.
Однако, в бухгалтерском учете материальные ценности, поступившие в государственный резерв и изъятые из него, а также суммы налога на добавленную стоимость, сопутствующие этим операциям, отражаются в стоимостном выражении.
Материальные запасы и имущество, составляющее государственную казну принимаются к учету органами государственной власти по первоначальной стоимости с учетом налога на добавленную стоимость, предъявленных поставщиками (кроме их приобретения в рамках деятельности, облагаемой названным налогом, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации) (пункты 22, 23 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157Н). Согласно названной инструкции суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками, отражаются по счету 21001 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" отдельно от материальных ценностей, принятых на хранение по счету 02.
Для поставщиков (коммерческих организаций) суммы налога на добавленную стоимость отражаются по счету 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" отдельно от стоимости поставленных товаров, отражаемой по счету 41 "Товары".
Отсутствие у Российской Федерации финансовых обязательств по оплате поставленных в государственный резерв материальных ценностей объясняется погашением взаимной задолженности (поставленным товарам корреспондируют аналогичные материальные ценности, изъятые из государственного резерва, стоимость которых была ранее оплачена из федерального бюджета при их закладке).
Возникающие взаимные обязательства прекращаются зачетом взаимных требований, для которого достаточно заявления одной стороны (статья 410 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обществом направлен управлению акт о зачете взаимных требований от 28.02.2011 N 3 на основную сумму задолженности 359 078 рублей.
Такой корреспонденции взаимных обязательств не усматривается в отношении налога на добавленную стоимость по операциям освежения запасов государственного резерва, так как все затраты по уплате названного налога несет ответственный хранитель без встречного предоставления территориальным органом Росрезерва имущества, компенсирующего сумму налога на добавленную стоимость: ответственный хранитель уплачивает в качестве налогоплательщика налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов при поставке товаров и уплачивает налог на добавленную стоимость по расчетной ставке 18/118 при изъятии материальных ценностей из государственного резерва.
Таким образом, обязательства собственника материальных ценностей, поступивших в государственный резерв, по оплате выставленной поставщиком территориальному органу Росрезерва счета-фактуры в полном объеме не исполняются.
Право требования поставщика от территориального органа Росрезерва уплаты суммы налога на добавленную стоимость, не возмещенной встречным предоставлением денежных средств, либо иных материальных ценностей, вытекает из положений статьи 168 Кодекса, которыми установлена обязанность продавца в расчетах за поставленные товары предъявлять покупателю дополнительно к цене (тарифу) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость по каждому виду этих товаров.
Получаемая поставщиком от покупателя сумма налога на добавленную стоимость является источником средств, за счет которой производится уплата этого налога в бюджет. Отсутствие надлежащего источника влечет возложение налогового бремени по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет из средств самого поставщика, что противоречит принципам главы 21 Кодекса.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А60-26615/2011 Арбитражного суда Свердловской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 14.10.2011, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.03.2012.
См. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 ноября 2012 г. N 7141/12
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре в порядке надзора до 31.10.2012.
Председательствующий судья |
В.М. Тумаркин |
Судьи |
М.Г. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 августа 2012 г. N ВАС-7141/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А60-26615/2011
Истец: ОАО "СУРГУТНЕФТЕГАЗ"
Ответчик: Управление Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу
Третье лицо: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, Федеральное агентство по государственным резервам
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 7141/12
03.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7141/12
09.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7141/12
22.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7141/12
13.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1010/12
11.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N А60-26615/2011
23.12.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12745/11
14.10.2011 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-26615/11