Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Новоселовой Л.А., судей Разумова И.В. и Лобко В.А. рассмотрела в судебном заседании заявление конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Тепловые сети" Краснооктябрьского района города Волгограда (г. Волгоград) о пересмотре в порядке надзора постановления Двенадцатого апелляционного арбитражного суда от 05.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2012 по делу N А12-15735/2009 Арбитражного суда Волгоградской области по иску конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Тепловые сети" Краснооктябрьского района города Волгограда (далее - должник) о привлечении к субсидиарной ответственности муниципального образования городского округа Волгоград (далее - образование) по обязательствам должника.
Другие лица, участвующие в деле: администрация Волгограда, Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, Федеральная налоговая служба, открытое акционерное общество "Волгоградгоргаз", Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, Волгоградская городская Дума.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением суда первой инстанции от 05.12.2011, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.03.2012 и постановлением суда кассационной инстанции от 19.07.2012, с образования взыскано 26 074 437, 67 рублей.
Заявитель просит пересмотреть в порядке надзора судебные акты, принятые судами апелляционной и кассационной инстанций в части правомерности освобождения образования как органа местного самоуправления от оплаты государственной пошлины за рассмотрение его апелляционной и кассационной жалоб. Заявитель полагает, что положения Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие освобождение от оплаты пошлины для государственных и муниципальных органов, противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку нарушают принцип равенства всех перед законом и судом. Заявитель просит взыскать с департамента финансов администрации города Волгограда 4 000 рублей, в том числе 2 000 рублей за каждую жалобу.
Как следует из оспариваемых судебных актов, апелляционная жалоба на решение суда была подана как истцом, так и ответчиком; за рассмотрение апелляционной жалобы истцом оплачено 2 000 рублей государственной пошлины; кассационная жалоба на судебные акты, принятые судами первой и апелляционной инстанций, подана как истцом, так и ответчиком.
Разрешая вопрос о распределении по делу судебных расходов по оплате государственной пошлины, суд апелляционной инстанции учел, что администрация Волгограда, департамент финансов администрации Волгограда освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно названной норме от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (пункт 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как указано в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 13.03.2008 N 5-П в налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. Налогоплательщики при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения.
Определением Конституционного суда Российской Федерации от 03.07.2008 N 630-О-П установлено, что принцип равенства всех перед законом гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных условий для различных категорий субъектов права.
Разъясняя применение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 информационного письме от 13.03.2007 N 117 указал, что данное положение распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение от уплаты государственной пошлины в целом по любому делу, в том числе при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора по делам, по которым эти органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве как истцов, так и ответчиков.
Исходя из изложенного, коллегия судей не усматривает неконституционности примененного судом подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации при распределении судебных расходов.
Изучив доводы заявителя и принятые судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А12-15735/2009 Арбитражного суда Волгоградской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Двенадцатого апелляционного арбитражного суда от 05.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2012 отказать.
Председательствующий судья |
Л.А. Новоселова |
Судьи |
В.А. Лобко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 сентября 2012 г. N ВАС-13759/11
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А12-15735/2009
Истец: Администрация Волгограда.Департамент финансов., Департамент финансов Администрации г. Волгограда, К/у МУП "Тепловые сети" Краснооктябрьского района Березин О. Г., Конкурсный управляющий МУП "Тепловые сети" Краснооктябрьского района
Ответчик: Департамент финансов администрации г. Волгоград
Третье лицо: Администрация города Волгограда, Волгоградская городская дума, Департамент ЖКХ и ТЭК Администрации г. Волгограда, Департамент муниципального имущества администрации г. Волгограда, ДМИ Администрации Волгограда, Муниципальное образование город Волгоград в лице Департамента финансов Администрации Волгограда, МУП "Тепловые сети" Краснооктябрьского района, МУП "Тепловые сети" Краснооктябрьского района г. Волгограда, ОАО "Волгоградгоргаз", УФНС России по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8207/12
10.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13759/11
01.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13759/11
05.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13759/11
27.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13759/11
15.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13759/11
19.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4821/12
05.03.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-728/12
19.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13759/11
01.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13759/11
24.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13759/11
12.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13759/11
02.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7001/11