Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В. рассмотрела в судебном заседании заявление бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области" о пересмотре в порядке надзора постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.07.2012 по делу N А46-9665/2011 Арбитражного суда Омской области по иску бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области" (далее - центр, истец) к военному комиссариату Омской области (далее - военный комиссариат, ответчик) о взыскании 135 709 рублей 15 копеек задолженности и 15 636 рублей 20 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Омской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Омской области от 29.12.2011 исковое требование удовлетворено частично: с военного комиссариата в пользу центра взыскано 135 709 рублей 15 копеек задолженности и 5 631 рубль 42 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2012 решение изменено: с военного комиссариата в пользу центра взыскано 101 427 рублей 64 копейки основного долга и 4 142 рубля 69 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 20.07.2012 постановление суда апелляционной инстанции отменил в части удовлетворения иска в размере 101 427 рублей 64 копеек основанного долга и 4 142 рублей 69 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении иска в указанной части отказал. В остальной части постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора центр просит их отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что между сторонами в 2008 - 2010 годах заключены договоры о предоставлении медицинских услуг от 30.04.2008, от 07.05.2009. Указанные договоры определяют порядок компенсации расходов, понесенных центром, связанных с выплатой среднего заработка лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) и предварительному отбору граждан на военную службу по контракту в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила компенсации расходов).
По условиям договоров истец обязуется выделять для ответчика врачей специалистов и средний медицинский персонал для участия в мероприятиях по обеспечению исполнения Федерального закона N 53-ФЗ по предварительной постановке граждан на воинский учет, призыву граждан призывного возраста на военную службу и предварительному отбору граждан на военную службу по контракту, с сохранением среднего заработка за время участия в указанных мероприятиях.
Ответчик, в свою очередь, обязуется возмещать исполнителю расходы в соответствии с Правилами компенсации расходов.
В целях реализации Федерального закона N 53-ФЗ, а также во исполнение названных договоров центром оказаны соответствующие медицинские услуги: к участию в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, с сохранением среднего заработка, с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда, по месту их постоянной работы, на время участия в указанных мероприятиях в период действия спорных договоров истцом направлены для работы в призывной комиссии врачи-специалисты и медицинские сестры.
Неполная оплата военным комиссариатом выставленных центром счетов-фактур (от 20.12.2010 N 977, от 20.12.2010 N 976, от 30.12.2009 N 483/1) для компенсации расходов, связанных с выплатой среднего заработка, явилась основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Расходы, понесенные организациями в связи с выплатой среднего заработка работникам, участвующим в проведении мероприятий по обеспечению исполнения Федерального закона N 53-ФЗ, компенсируются за счет средств федерального бюджета, на основании пункта 3 Правил компенсации расходов.
Суд первой инстанции удовлетворил исковое требование, сделав вывод о том, что компенсации подлежат все произведенные центром выплаты. Суммы, подлежащие выплате работникам центра, являются объектом обложения, к обязанности центра относится производить отчисление страховых взносов.
Суд апелляционной инстанции изменил решение, при этом суд исходил из наличия трудовых отношений между центром и лицами, осуществлявшими в спорный период реализацию Федерального закона N 53-ФЗ в рамках договоров от 30.04.2008, от 07.05.2009, от 01.04.2010 N 68/1, и доказанности осуществления начислений на выплаченную данным лицам среднюю заработную плату единого социального налога, страховых взносов и их перечисления в бюджет.
Суд кассационной инстанции согласился с выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для взыскания с ответчика страховых взносов за 2010 год. Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N" 212-ФЗ) от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Поскольку военный комиссариат не является в силу Федерального закона N 212-ФЗ страхователем по отношению к привлеченным в связи с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ медицинским работникам, исполнявшим государственную обязанность, обязанность по оплате страховых взносов на ответчика не может быть возложена. Дополнительных расходов, кроме выплаты медперсоналу заработной платы за период участия в призывной компании, которые подлежали бы компенсации сверх тех, что предусмотрены Правилами компенсации расходов и фактически произведены военным комиссариатом, участия в ней для центра не создает. Уплата страховых взносов с фонда заработной платы дополнительным расходом не является, поскольку обязательна независимо от участия в деятельности военного комиссариата.
Между тем вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для взыскания с военного комиссариата задолженности за период (2008 - 2009 годы), предшествующий вступлению в силу Федерального закона N 212-ФЗ, суд кассационной инстанции признал ошибочным.
Согласно абзацу девятому подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред.Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Не входящие в систему оплаты труда компенсации, предусмотренные статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, обложению единым социальным налогом не подлежат.
Правилами компенсации предусмотрено компенсирование расходов организации, связанных с выплатой среднего заработка лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в том числе гражданам, призванным на военные сборы, а также связанных с выплатой среднего заработка врачам- специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ.
Таким образом, уплата единого социального налога и страховых взносов с фонда заработной платы не являются дополнительными расходами и обязательны независимо от участия в деятельности военкомата.
Доводы центра о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела направлены на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда надзорной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А46-9665/2011 Арбитражного суда Омской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.07.2012 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
И.М. Марамышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 ноября 2012 г. N ВАС-14787/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А46-9665/2011
Истец: Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области"
Ответчик: Военный комиссариат Омской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Омской области
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14787/12
24.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14787/12
20.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2588/12
27.03.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1040/12
29.12.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-9665/11